Сборник «Речевая карусель»

«Речевая карусель» представляет собой сборник пословиц, поговорок и скороговорок. Лексический материал систематизирован и не содержит оппозиционных звуков. Данный сборник поможет закрепить правильное произношение корригируемых звуков и выработать четкую и внятную речь. Кроме того, знакомство с устаревшими словами, которые зачастую использованы в малых жанрах фольклора, обогащает словарный запас детей.

Сборник «Речевая карусель»

Используемые жанры устного народного творчества:

Пословица – малая форма народного поэтического творчества, облачённая в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Поговорка – фраза, отражающая какое-либо явление жизни.

Скороговорка – короткая рифмованная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков.

Автоматизация звука [C]

· Свято место пусто не бывает.

· У Сысоя усы от носа до пояса.

· Сноха снуёт от снопа к снопу.

· Сава у нас, Афанас — у вас.

· Сани у Сани едут сами.

· У Сони коса до самого пояса.

· В сундуке на судно несут посуду.

· Пустует пост на мостовой,

Бастует Сава-постовой.

Автоматизация звука [С’]

· В овсе вовсе не Евсей.

· Осенью у Сени сени в сене.

· Сеня сено косит, Вася сено носит.

Автоматизация звука [З]

· Указание о наказании казака в Казани.

· На возу – тазы, за возом — козы.

· За козой – козодой.

· Позади взвода заводь.

· Не забудьте незабудки.

· У Зои коза под замком.

· У Зои мимоза, у Забавы заноза.

· Звёздный змей звенит зубами: «З…З…З..».

Автоматизация звука [З’]

· У Зины бузина в низине.

· Зимой Кузьма зябнет.

Автоматизация звука [Ц]

· Где цветок, там и медок.

· В цветнике цветут цветы.

· Овца не помнит отца.

· Птенец – у птицы, юнец – у отца.

· Не поется птице, когда она в темнице.

Дифференциация свистящих звуков

· Беседа найдет соседа.

· Не в свои сани не садись.

· За всё берётся, да всё не удаётся.

· Один за всех, все за одного.

· У осы не усы, а усики.

· Сеня вёз воз сена.

· У Сени и Сани в сетях сом с усами.

· Отцов засов – не от сов.

· Оса боса и без пояса.

· Босой Сысой сено косит косой.

· Упасть – не беда, беда – не подняться.

· Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

· Везет Сенька Саньку.

С Сонькой на санках.

· Весной в оконце светит солнце.

· Вместе с невестой Саня месит тесто.

· У соседа-домоседа сосед-непоседа,

У соседа-непоседы сосед-домосед.

· У воза – Зоя,

На возу – Зина,

За возом – Кузя,

Под возом – Тузик.

· У Дуси – синие бусы.

У Кости – гости.

У Сени – сани.

У кота Васьки усы в сметане.

Автоматизация звука [Ш]

· Шпиону и шпионке – пшёнку.

· У нашего Никишки – книжки.

· Не найду я ушки у нашей подушки.

· Шапка да шубка – вот наш Мишутка.

· Наша Маша выше вашей.

· Паша пашет, Маша машет.

· Не в ковше кувшинки – в кувшине.

· У Маши – котёнок Тимошка,

У Миши – мышонок Тотошка.

· Ешьте вишни под вишней,

Дедушка и бабушка,

Батюшка и матушка,

Маша и Иванушка.

· Маша мешает кашу, а Миша мешает Маше.

· Шумит на опушке

Мишка Топтыжка.

Шишки на макушке

У бедного мишки.

· У мышонка Тотошки

Кашки немножко.

Думает Тотошка

Отдать кашу кошке.

И не будет кошка

Шипеть на Тотошку.

Автоматизация звука [Ж]

· Живи да не тужи.

· Не ждать, а побеждать.

· Кожаные вожжи в хомут вхожи.

· Не живут ужи, где живут ежи.

· У ежа – ежата,

У ужа – ужата.

· Невежа – не невежда,

Невежда – не невежда.

· Жена на мужа похожа –

Жену уважают, мужа тоже.

· Ни ужата, ни ежата

Не обижают медвежат.

Автоматизация звука [Ч]

· Точь в точь, как мать и дочь.

· Не учи учёного.

· На веточке – певчая птичка.

· Печь печенье – не мученье.

· У Венечки – веточки в веничке.

· Водичка течёт, а печка печёт.

· Не топчи, бычок, кабачки, не топчи!

· Танечка – у печки,

Ванечка – на печке.

· Чубчик не у внучки,

Чубчик у внучка.

· В ванночке водичка,

В водичке Ванечка.

Витечка читает,

Митечка мечтает.

· У Танечки — тачка,

У Анечки — водокачка.

· На кочке квочка,

Квочка на кочке.

· Печёт Фомич в печи дичь.

Когда допечёт, к внучатам пойдёт.

· Печники починят печь,

Будет печь годично печь.

Автоматизация звука [Щ]

· А где щи, там и ищи.

· Тощ, как хвощ.

· Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

· Ищейка, не пищи – хищника ищи.

· Хищная щука не будет щи.

Дифференциация шипящих звуков

· Щи да каша — пища наша.

· Чужим умом умён не будешь.

· Чужая душа – потёмки.

· В нашей пуще чащи гуще.

· Живешь – не тужишь.

· Чем чаще чищу, тем чашка чище.

· Паша пашет, Женя вяжет.

· Чешуя у щучки,

Щетинка у чушки.

Дифференциация свистящих и шипящих звуков

· За твоим языком не поспеешь и босиком.

· На живом всё заживает.

· Ученье – свет, а неученье – тьма.

· Худая честь, когда нечего есть.

· На всех не угодишь.

· На обиженных воду возят.

· Век живи – век учись.

· Своя ноша не тянет.

· Не поднимай нос – споткнёшься.

· Что испёк, то и кушай.

· Шути, да не зашучивайся.

· Ошибся – что ушибся.

· Сапожник без сапог.

· Думают думу без шуму.

· Чужая одёжа не надёжа.

· У Саши шея и уши в саже.

· Шапкой Саша шишку сшиб.

· Смешные шутки у Саши и Мишутки.

· Вся семья вместе,

Так и душа на месте.

· Что посеешь, то и пожнёшь.

· С умом жить – тешиться,

Без ума жить – мучиться.

· О чём не сказывают,

О том не допытывайся.

· Воду в ступе толочь – вода и будет.

· У гуся усов ищи не ищи – не сыщешь.

· Поспешишь – и насмешишь,

Не поспешишь – не насмешишь.

· Отец вез воз овса, да не довёз.

· У осы не усы, не усища, а усики.

· Спит на окошке пушистая кошка.

· Пушистый ушастик, ушастый пушок

По опушке скок – поскок.

· Ах, какую кашу

Нам готовит Маша!

Нет вкуснее каши,

Чем у нашей Маши!

Автоматизация звука [Л]

· Толку век, а толку нет.

· Мал, да удал.

· Много дыму, да мало пылу.

· У елки иголки колки.

· Вол попал в логово волка.

· Клала Клава лук на полку.

· Платон плыл на плоту.

· Палку толкал лапой Полкан.

· Милу мама мылом мыла.

· Тёплый халат Маланье маловат.

· В лодке Володька.

· Петя был мал и мяту мял.

· Полкан попал в капкан.

· Какова Маланья, таковы у ней и оладьи.

· Каково волокно, таково и полотно.

· Около кола — колокола,

И на колах — колокола.

· Клава клад клала в колоду,

Клад упал у Клавы в воду.

· Колпак – под колпаком,

Под колпаком – колпак.

· На плоту плотник, у плотника плотва.

· Бык тупогуб,

У быка бела губа была тупа.

· Дятел дуб долбил, да не додолбил.

· Кот молоко лакал,

А Витя булку в молоко макал.

· Полы мыла Алла, а Клава помогала.

· Маланья — болтунья

Молоко болтала, болтала, Да не выболтала.

· Поп на копне,

Колпак на попе,

Копна под попом,

Поп под колпаком.

Автоматизация звука [Л’]

· Воля в поле.

· Купили Валеньке маленькие валенки.

· Бдит блин кот — кот бдит блин.

· У Фили были, Филю и побили.

· Мели, мели, Емеля,

Твоя неделя.

· Коля колья колет,

Поля поле полет.

· От топота копыт

Пыль по полю летит.

· Вы малину мыли ли?

Мыли, но не мылили.

· Алина любит калину,

А Галина малину.

· Мы ели, ели линьков у ели.

Их еле – еле у ели доели.

· Топали да топали,

Дотопали до тополя,

До тополя дотопали,

Да ноги – то оттопали.

Автоматизация звука [Р]

· Доброму – добрая память.

· У двора на траве дрова.

· У Кондрата куртка коротковата.

· Прокоп промок.

· Пётр Петру пёк пироги.

· Добры бобры идут в боры.

· В огороде у Федоры – помидоры.

· По травке тропа протоптана.

· Враги у рва в овраге.

· Трут на тёрке Егорке морковь.

· На работу огонь,

А работу хоть в огонь.

· Кто работает,

Тому ветер не помеха.

· Гера груб, а Пётр добр.

· У Прохора не горох, а порох.

· На травке тропка,

Травка на тропке.

· Рыбы в проруби – пруд пруди.

· Один рой комаров – над горой,

А второй рой – под горой.

· Обрадован баран — у барана барабан,

И баран в барабан барабанит.

· Рано утром два барана

Барабанят в барабаны.

Автоматизация звука [Р’]

· У редьки и репки корень крепкий.

· На горе горюет Григорий.

· Варенье Варя варит,

А Боря помогает.

Дифференциация сонорных звуков

· Пан или пропал.

· Проверь, а потом верь.

· Артелью города берут.

· Волка ноги кормят.

· Голь на выдумки хитра.

· Много поту, да мало проку.

· В Луку Клим луком кинул.

· Один горюет, а артель воюет.

· На добрый привет – добрый ответ.

· Дровоколорубы рубили дубы.

· Колотил Клим в один блин клин.

· Проворонила ворона вороненка.

· Прокоп полол укроп.

· Прохор и Пахом ехали верхом.

· Орел на горе, перо на орле.

· Пекарь Петр пёк пирог.

· Какова работа, такова и плата.

· Руки работают, а голова кормит.

· Над лугом летели белые лебеди.

· Не верь малому, да лукавому.

· Каков Мартын,

Таков у него и алтын.

· Клади в угол уголь.

· Яблоко от яблони недалеко падает.

· Я ему про Фому,

А он мне про Ерёму.

· Кто Родину любит,

Тот врага рубит.

· Волк-то на воле,

Да и воет доволе.

· Варвара варила, варила,

Да не выварила.

· Кириллу на рынке

Купили крынку.

· Под потолком-полком

Полколпака гороху.

· Дробью бьют по перепелам

Да по тетеревам.

· На горе Арарат

Рвала Варвара виноград.

· У перепела и перепёлки

Пять перепелят.

Список использованной литературы:

1. Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: Учпедгиз, 1957.

3. Гуськова А. А. «Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи». // Логопед. – 2008г. — №5. – С. 66.

4. Кыласова Л. Е. Коррекция звукопроизношения у детей. – Волгоград: Учитель.

5. Рыбина А. Ф. Коррекция звукопроизношения у детей: Речевой материал для дошкольного и младшего школьного возраста. –Волгоград: Учитель, 2003.

6. Сухин. И. Г. Веселые скороговорки для «непослушных звуков». – Ярославль: Академия развития, 2007.

Автор-составитель
учитель-логопед
Кузнецова Е. С.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям Метки: 

Сейчас читают:

Игры для развития звуко-буквенного анализа и навыков анализа и синтеза Игры для развития звуко-буквенного анализа и навыков анализа и синтеза
Картотека заданий для автоматизации правильно произношения звука [Р] Картотека заданий для автоматизации правильно произношения звука [Р]
Логопедическое игровое пособие на автоматизацию звука [ж] Логопедическое игровое пособие на автоматизацию звука [ж]
Упражнения и задания для работы по восстановлению речи у пациентов с комплексной моторной афазией средней и легкой степени выраженности Упражнения и задания для работы по восстановлению речи у пациентов с комплексной моторной афазией средней и легкой степени выраженности

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.