Речевой тренажёр «Логотренер»

Нарушения речи – особенность детей с ТНР (ОВЗ). Причины их возникновения могут быть органического или функционального характера. На этом фоне в речи у детей часто присутствуют не только нарушения звукопроизношения, но и отклонения в формировании лексико-грамматических навыков и фонематических процессов. Такие нарушения вызывают трудности в общении с окружающими, могут привести к возникновению закомплексованности, мешая полноценному включению в активную детскую деятельность.

Инклюзивный подход к проблеме речевого недоразвития — это признание различий всех детей на равных условиях и подбор способов взаимодействия, которые ведутся так, как наиболее подходит каждому отдельному ребёнку.

С появлением детей с ОВЗ в детских садах общеразвивающей направленности приходится переосмысливать сложившиеся практики развития и коррекции речи дошкольников и определять наиболее оптимальные пути в осуществлении индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, учитывая их особенностей.

Проблемы ТНР требуют продолжительной систематической работы со стороны логопеда, родителей, воспитателей. Необходим комплекс систематических мероприятия, направленных на исправление дефекта, который должен осуществляться в тесном взаимодействии логопеда, воспитателя и родителей в отношении к ребёнку, а также важно использовать личностный потенциал ребенка, активизируя его заинтересованность в процессе.

Речевой тренажёр «Логотренер»

Методическая практика «Логотренер» — результат опыта повседневной работы над исправлением неправильного звукопроизношения у детей. С искажённым произношением звуков важно справиться именно в дошкольном возрасте, перед поступлением в школу. Несформированность правильного звукопроизношения сопровождается отклонениями в фонематическом развитии и отклонениями в лексико-грамматических структурах.

Речевой тренажёр Логотренер

Известно, что процесс автоматизации звукопроизношения может стать длительным. Упражнения в автоматизации звука требуют многократного повторения во все более сложных комбинациях звукосочетаний, (для выработки умения самостоятельно произносить звук в разных речевых формах. В этой ситуации бывает трудно удерживать интерес ребёнка к процессуально однообразным упражнениям в произношении звука без разных игровых приёмов. Но немало важно построить работу, так что бы использовать личностный потенциал ребенка, активизируя его заинтересованность в процессе.

На фоне непроизвольного внимания и заинтересованности, вызванными игровыми моментами, происходит плавный переход в формировании мотива деятельности от «хочу» к «надо», в развитии целенаправленности, при усилении регулирующей роли речи.

Поскольку у ребёнка — дошкольника ведущей деятельностью является игра, у него преобладает непроизвольное внимание, и, чтобы добиться достаточно продолжительного сосредоточения на учебной деятельности, необходимо вызвать живой интерес у ребёнка к выполнению заданий. Инклюзивная практическая разработка «Логотренер» позволяет мобильно трансформировать и интерактивно оживить деятельность с ребёнком.

Пособие объединяет в себе возможность решения речевых и сопутствующих задач. В том числе и оживить интерес ребенка к занятию.

Эта универсальная конструкция, позволяет мобильно перестраиваться по необходимости в процессе задания или изменять ход занятия, ориентируясь на возможности и состояние ребенка в конкретной ситуации.
Речевой тренажёр « Логотренер» — состоит из набора картинок со звуками в разных позициях, с учетом разной слоговой структуры и классификаций по лексическим темам и игрового поля.

Используя картинки, можно упражнять не только произношение звука, наращивание лексико-грамматический опыт, но и развивать зрительно- пространственную ориентировку, развивать мелкую моторику, тренировать рече-слуховую память.

Начинать можно с выкладывания картинок игровым полем по заданию: «положи в центре…,, положи… под…, над, ..между, в правый верхний угол…и т.д.

Есть более простой вариант поля из ячеек три на три -для начальной стадии и посложнее вариант : поле 4 на 4 – для детей с более высоким уровнем.

В процессе и/ или после выкладывания поля, просим ребенка оречевлять свои действия и называть предмет на картинке: «Я взял … и положу его под…».

Затем, задаём вопросы. типа: «Что лежит над, под, справа, между…?»

Таким образом, решается задачи:

• автоматизации поставленных звуков в словах и фразовой речи,
• развития пространственной ориентировки,
• мелкой моторики пальцев рук.

Варианты заданий могут быть организованы в рамках разных грамматических категорий, например:

• формирование навыков словоизменение (использование форм ед. и мн. числа, Род. и других падежей),
• развивать умение согласовывать существительное с числительным, прилагательным, местоимением;
• учить образовывать уменьшительные или увеличительные формы слов,
• развивать словообразовательные модели (относительные, притяжательные прилагательные) в заданиях : «Скажи, чей», и т.п.

В вопросах-заданиях: «чего не стало?» и «что изменилось?», помимо автоматизации произношения звуков, происходит закрепления словообразовательной формы родительного падежа существительных, развивается речеслуховая и зрительная память.

Решая задачу развития фонематического анализа, можно использовать задания на подбор картинок в начальной, средней и конечной позицией в игре, например, «засели домик», «раздели на команды», параллельно решая задачу активизации словарного запаса по лексическим темам и тренируя мыслительную функцию обобщения.

Дети в течение длительного времени не теряют интереса к пособию «Логотренер», так как в нем используется достаточно много интересных заданий, что создает эффект неожиданности и ощущение у ребенка достижения положительного результата.

Татьяна Самойленко,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.