Использование нетрадиционных приемов и методов в работе учителя-логопеда по профилактике дисграфии и дислексии с учениками начальной школы имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и задержку психического развития.
Использование нетрадиционных приемов и методов в работе учителя-логопеда по профилактике дисграфии и дислексии
Освоение программы начальной школы учениками имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата разной степени тяжести имеет ряд особенностей и зачастую сопровождаются трудностями. Логопедическое сопровождение учащихся обеспечивает более успешное освоение программного материала.
Обучение первоначальным навыкам чтения и письма сложный психологический процесс, для овладения которым, кроме общего и речевого развития, необходима достаточная зрелость психофизических функций: фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, внимания, памяти.
При обучении детей с ДЦП грамоте, необходимо использовать разнообразные приёмы и методы, учитывая различную степень нарушений двигательной и речевой функции, а так же особенности формирования психических процессов. К таким особенностям относится: повышенная утомляемость, истощаемость психических процессов; сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире; отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижения объёма механической памяти и другие особенности.
Логопедическая работа с учащимися с ДЦП разнообразна и многозадачна, т.к. здесь логопед сталкивается с разнообразными речевыми расстройствами. Одним из характерных нарушений является дизартрия разной степени тяжести. Часто нарушения звукопроизношения тесно связаны с нарушением формирования фонематических процессов. Страдает фонематический анализ, что обусловлено высокой психической истощаемостью и патологическими тоническими рефлексами. У детей с церебральным параличом не накапливаются необходимые наблюдения над смысловой, звуковой, морфологической и синтаксической сторонами речи . Наблюдаются проблемы в развитии оптико-пространственного гнозиса, зрительно-моторных координаций.
В своей работе с учащимися начальных классов я использую некоторые нетрадиционные приемы:
- работа с таблицами
- работа с манкой.
Работа с таблицами
Работа с таблицами разнообразна и эффективна. С помощью таблиц на логопедическом занятии идет одновременное решение логопедических задач и развитие психических процессов, мыслительных операций. Важным моментом является развитие зрительно-моторных координаций. Целью использования таблиц является отработка навыков чтения, используются таблицы различной сложности.
Примеры таблиц:
Работа с гласными:
а у и ы о
ау уа иа ыа оа
ауи уау иаи ыаы оао
аоы ауа аиа аыа аоа
Задания:
- найди и прочитай первую (вторую, третью) строчку слева-направо.
- найди и прочитай первый столбик(второй, третий) сверху-вниз.
- найди клеточку и прочитай ( первая строка, второй столбик)
- можно играть используя фишки и кубик (игра-ходилка)
- искать и раскрашивать определённые буквы, буквосочетания.
Работа со слогами:
та то ты ти ту
ат от ыт ит ут
так тон тыс тик тук
ста кто кты тки тут
Задания:
- счёт и чтение строчек, столбиков.
- выделение твёрдых и мягких согласных в слогах,
- раскрашивание букв нужным цветом.
- придумывание слов со слогами таблицы
Работа со словами:
ры мо ба ре
ка ро бан за
ша ко ры за
Задания:
- чтение слогов, определение твердых и мягких согласных
- поиск и составление слов из слогов. Можно использовать подсказки-загадки.
Работа с манкой
Манная крупа безопасна, экологична, оказывает благотворное психотерапевтическое воздействие.
Манная крупа тонким слоем рассыпается на поднос яркого цвета. Дети с ДЦП очень любят такого рода упражнения, т.к. даже те, кто не может держать в руках ручку способен дотянуться рукой и оставить след на подносе с крупой. Упражнения с крупой развивают мелкую моторику, способствуют развитию оптико-пространственной координации, улучшают внимание и память.
Упражнения с манкой включают в себя работу с графическим образом буквы. На подносе логопед пишет буквы, слоги, фрагменты букв. Ученику предлагается узнать букву, обвести, дописать недостающий элемент буквы. Хорошо изучать прописные буквы, особенно с детьми лишенными возможности писать самостоятельно. Такие упражнения всегда вызывают интерес учащихся, повышают их учебную мотивацию.
Все эти упражнения помогают в увлекательной, игровой и доступной форме помочь учащимся справиться с трудностями обучения грамоте в начальной школе, повысить уровень речевого и познавательного развития детей.
Гладких Ольга Владимировна,
учитель-логопед