Использование нетрадиционных приемов и методов для профилактики дисграфии и дислексии

Использование нетрадиционных приемов и методов в работе учителя-логопеда по профилактике дисграфии и дислексии с учениками начальной школы имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и задержку психического развития.

Использование нетрадиционных приемов и методов в работе учителя-логопеда по профилактике дисграфии и дислексии

ДисграфияОсвоение программы начальной школы учениками имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата разной степени тяжести имеет ряд особенностей и зачастую сопровождаются трудностями. Логопедическое сопровождение учащихся обеспечивает более успешное освоение программного материала.

Обучение первоначальным навыкам чтения и письма сложный психологический процесс, для овладения которым, кроме общего и речевого развития, необходима достаточная зрелость психофизических функций: фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, внимания, памяти.

При обучении детей с ДЦП грамоте, необходимо использовать разнообразные приёмы и методы, учитывая различную степень нарушений двигательной и речевой функции, а так же особенности формирования психических процессов. К таким особенностям относится: повышенная утомляемость, истощаемость психических процессов; сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире; отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижения объёма механической памяти и другие особенности.

Логопедическая работа с учащимися с ДЦП разнообразна и многозадачна, т.к. здесь логопед сталкивается с разнообразными речевыми расстройствами. Одним из характерных нарушений является дизартрия разной степени тяжести. Часто нарушения звукопроизношения тесно связаны с нарушением формирования фонематических процессов. Страдает фонематический анализ, что обусловлено высокой психической истощаемостью и патологическими тоническими рефлексами. У детей с церебральным параличом не накапливаются необходимые наблюдения над смысловой, звуковой, морфологической и синтаксической сторонами речи . Наблюдаются проблемы в развитии оптико-пространственного гнозиса, зрительно-моторных координаций.

В своей работе с учащимися начальных классов я использую некоторые нетрадиционные приемы:

- работа с таблицами

- работа с манкой.

Работа с таблицами

Работа с таблицами разнообразна и эффективна. С помощью таблиц на логопедическом занятии идет одновременное решение логопедических задач и развитие психических процессов, мыслительных операций. Важным моментом является развитие зрительно-моторных координаций. Целью использования таблиц является отработка навыков чтения, используются таблицы различной сложности.

Примеры таблиц:

Работа с гласными:

а у и ы о

ау уа иа ыа оа

ауи уау иаи ыаы оао

аоы ауа аиа аыа аоа

Задания:

- найди и прочитай первую (вторую, третью) строчку слева-направо.

- найди и прочитай первый столбик(второй, третий) сверху-вниз.

- найди клеточку и прочитай ( первая строка, второй столбик)

- можно играть используя фишки и кубик (игра-ходилка)

- искать и раскрашивать определённые буквы, буквосочетания.

Работа со слогами:

та то ты ти ту

ат от ыт ит ут

так тон тыс тик тук

ста кто кты тки тут

Задания:

- счёт и чтение строчек, столбиков.

- выделение твёрдых и мягких согласных в слогах,

- раскрашивание букв нужным цветом.

- придумывание слов со слогами таблицы

Работа со словами:

ры мо ба ре

ка ро бан за

ша ко ры за

Задания:

- чтение слогов, определение твердых и мягких согласных

- поиск и составление слов из слогов. Можно использовать подсказки-загадки.

Работа с манкой

Манная крупа безопасна, экологична, оказывает благотворное психотерапевтическое воздействие.

Манная крупа тонким слоем рассыпается на поднос яркого цвета. Дети с ДЦП очень любят такого рода упражнения, т.к. даже те, кто не может держать в руках ручку способен дотянуться рукой и оставить след на подносе с крупой. Упражнения с крупой развивают мелкую моторику, способствуют развитию оптико-пространственной координации, улучшают внимание и память.

Упражнения с манкой включают в себя работу с графическим образом буквы. На подносе логопед пишет буквы, слоги, фрагменты букв. Ученику предлагается узнать букву, обвести, дописать недостающий элемент буквы. Хорошо изучать прописные буквы, особенно с детьми лишенными возможности писать самостоятельно. Такие упражнения всегда вызывают интерес учащихся, повышают их учебную мотивацию.

Все эти упражнения помогают в увлекательной, игровой и доступной форме помочь учащимся справиться с трудностями обучения грамоте в начальной школе, повысить уровень речевого и познавательного развития детей.

Гладких Ольга Владимировна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дисграфия, Дислексия Метки: ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.