Использование нетрадиционных приемов и методов для профилактики дисграфии и дислексии

Использование нетрадиционных приемов и методов в работе учителя-логопеда по профилактике дисграфии и дислексии с учениками начальной школы имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и задержку психического развития.

Использование нетрадиционных приемов и методов в работе учителя-логопеда по профилактике дисграфии и дислексии

ДисграфияОсвоение программы начальной школы учениками имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата разной степени тяжести имеет ряд особенностей и зачастую сопровождаются трудностями. Логопедическое сопровождение учащихся обеспечивает более успешное освоение программного материала.

Обучение первоначальным навыкам чтения и письма сложный психологический процесс, для овладения которым, кроме общего и речевого развития, необходима достаточная зрелость психофизических функций: фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, внимания, памяти.

При обучении детей с ДЦП грамоте, необходимо использовать разнообразные приёмы и методы, учитывая различную степень нарушений двигательной и речевой функции, а так же особенности формирования психических процессов. К таким особенностям относится: повышенная утомляемость, истощаемость психических процессов; сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире; отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижения объёма механической памяти и другие особенности.

Логопедическая работа с учащимися с ДЦП разнообразна и многозадачна, т.к. здесь логопед сталкивается с разнообразными речевыми расстройствами. Одним из характерных нарушений является дизартрия разной степени тяжести. Часто нарушения звукопроизношения тесно связаны с нарушением формирования фонематических процессов. Страдает фонематический анализ, что обусловлено высокой психической истощаемостью и патологическими тоническими рефлексами. У детей с церебральным параличом не накапливаются необходимые наблюдения над смысловой, звуковой, морфологической и синтаксической сторонами речи . Наблюдаются проблемы в развитии оптико-пространственного гнозиса, зрительно-моторных координаций.

В своей работе с учащимися начальных классов я использую некоторые нетрадиционные приемы:

- работа с таблицами

- работа с манкой.

Работа с таблицами

Работа с таблицами разнообразна и эффективна. С помощью таблиц на логопедическом занятии идет одновременное решение логопедических задач и развитие психических процессов, мыслительных операций. Важным моментом является развитие зрительно-моторных координаций. Целью использования таблиц является отработка навыков чтения, используются таблицы различной сложности.

Примеры таблиц:

Работа с гласными:

а у и ы о

ау уа иа ыа оа

ауи уау иаи ыаы оао

аоы ауа аиа аыа аоа

Задания:

- найди и прочитай первую (вторую, третью) строчку слева-направо.

- найди и прочитай первый столбик(второй, третий) сверху-вниз.

- найди клеточку и прочитай ( первая строка, второй столбик)

- можно играть используя фишки и кубик (игра-ходилка)

- искать и раскрашивать определённые буквы, буквосочетания.

Работа со слогами:

та то ты ти ту

ат от ыт ит ут

так тон тыс тик тук

ста кто кты тки тут

Задания:

- счёт и чтение строчек, столбиков.

- выделение твёрдых и мягких согласных в слогах,

- раскрашивание букв нужным цветом.

- придумывание слов со слогами таблицы

Работа со словами:

ры мо ба ре

ка ро бан за

ша ко ры за

Задания:

- чтение слогов, определение твердых и мягких согласных

- поиск и составление слов из слогов. Можно использовать подсказки-загадки.

Работа с манкой

Манная крупа безопасна, экологична, оказывает благотворное психотерапевтическое воздействие.

Манная крупа тонким слоем рассыпается на поднос яркого цвета. Дети с ДЦП очень любят такого рода упражнения, т.к. даже те, кто не может держать в руках ручку способен дотянуться рукой и оставить след на подносе с крупой. Упражнения с крупой развивают мелкую моторику, способствуют развитию оптико-пространственной координации, улучшают внимание и память.

Упражнения с манкой включают в себя работу с графическим образом буквы. На подносе логопед пишет буквы, слоги, фрагменты букв. Ученику предлагается узнать букву, обвести, дописать недостающий элемент буквы. Хорошо изучать прописные буквы, особенно с детьми лишенными возможности писать самостоятельно. Такие упражнения всегда вызывают интерес учащихся, повышают их учебную мотивацию.

Все эти упражнения помогают в увлекательной, игровой и доступной форме помочь учащимся справиться с трудностями обучения грамоте в начальной школе, повысить уровень речевого и познавательного развития детей.

Гладких Ольга Владимировна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дисграфия, Дислексия Метки: ,

Сейчас читают:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста
Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.