Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе: Дифференциация звуков [Р]-[Л]

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе

Дифференциация звуков [Р]-[Л]

автоматизация в слогах, словахПодгрупповое занятие. Продолжительность занятия- 30 минут.

Количество детей: 6 человек. Подготовительная группа.

Речевой статус: общее недоразвитие речи III уровня.

Цель: сравнение, различение и правильное произношение звуков [Р ]- [Л ]

Задачи:

коррекционные:

  • закрепление навыков различения звуков [Р ]-[Л ] в словах;
  • развитие звукового анализа двусложных и трехсложных слов.
  • развивающие: развитие фонематического восприятия;
  • развитие пространственной ориентации;
  • развитие навыков составления предложений с заданными словами с опорой
  • на предметные картинки;
  • развитие памяти, внимания.

воспитательные:

  • воспитание доброго отношения друг к другу, настойчивости.

Оборудование: карта путешествия, кораблик из бумаги, магниты, книга А.Некрасова «Приключение капитана Врунгеля», сигнальные карточки с буквами Р и Л, наборы для составления звуковых схем, дидактические игры: «Собери цветы», «Подружи слова», «Сигнальщики», аудиокассеты, мяч.( см. Приложение)
Предварительная работа с детьми: прочитана книга А.Некрасова «Приключение капитана Врунгеля», проведена словарная работа: свиток, равнина, пещера, путешествие, ларец.

Этапы работы

Содержание этапа

 

1.

Организационный

момент.

Цель: развитие слухового внимания

Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики

-Ребята! Сегодня в детский сад пришло звуковое письмо от известного капитана Врунгеля. Вы знаете этого литературного героя? (ДА)

-Это очень смелый, отважный капитан, который отправился в кругосветное путешествие на парусной яхте «Беда». Давайте послушаем его звуковое письмо.

Звуковое письмо: «Дорогие ребята! Недавно, путешествуя, я попал в шторм и сильно простыл. Лежу с высокой температурой, не могу отправиться за сокровищами, которые спрятали пираты на острове, в пещере. Помогите, пожалуйста, достать сокровища».

- Вместе с письмом капитан прислал карту, где указан маршрут необычного путешествия. Поможем капитану Врунгелю?

- Согласны вы быть командой?

- Тогда вы становитесь моряками, а я буду вашим капитаном.

- Наверняка пираты очень хитры, мы должны быть готовы ко всему. Они могут поставить ловушки, вы готовы к испытаниям?

- Путешествовать будем на парусном корабле. Корабль стоит у причала под названием «Гимнастика». Как выдумаете, почему он так называется? Что мы должны сделать? ( Гимнастику для пальчиков)

- Предлагаю гимнастику для пальчиков, которая называется «Капитан».

(Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук — сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.)

Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я — отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой.

- Отправляемся от причала Гимнастика и направляемся вперед  по стрелке карты.

2. Введение в тему.

Цель: уточнить артикуляцию и характеристику звуков, найти их сходство и различие.

-Наш кораблик приплыл к Протоку Звуков. Смотрите на пути какой-то свиток, наверное, первая ловушка пиратов, давайте его развернем и прочитаем.

-Какой звук чаще слышится в предложениях:

1) Лопата копала, копала,

Потом улеглась видно очень устала. (Звук[Л])

2) Сорок сорок воровали горох

Сорок ворон обокрали ворон. (Звук[Р ])

- Во время путешествия мы будем учиться различать звуки[Р ] и [ Л].

- Вспомним артикуляцию звука [Р ] (язычок находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит)

- Артикуляция звука [Л ](широкий кончик языка находится за верхними зубами на бугорках)

- Чем  схожи эти звуки по артикуляции?(Язычок поднимается вверх за зубы)

- В чем различие?(При произношении звука [Р ] язычок дрожит)

- Дайте характеристику этим звукам, какие они?(Согласные, твердые)

- Молодцы! Полный вперед! ( По мере выполнения заданий, кораблик продвигается по карте)

3.

4.

Основная часть

Цель: развитие фонематического слуха

Цель: дифференциация звуков в словах

Цель: развитие связного высказывания

Физминутка

Цель: развитие общей моторики

Цель: развитие фонематического слуха

Цель:упражнять в звуко-слоговом анализе слов; развитие логического мышления.

- Мы подплыли к озеру Замен. Но посмотрите свиток — не можем двигаться дальше. Нам предлагают игру «Замени звук в слове».

- Я буду говорить вам слово со звуком [Л ], а вы называете слово, заменив [Л ] на [Р ], например: лов-ров

- Слова: лак - рак,бал-бар,мил-мир,лама-рама,ложки-рожки.

- Молодцы! Смотрите стрелка — указатель, куда двигаться дальше. Нужно выйти на берег.

- Взгляните, как здесь красиво, какая удивительная равнина цветов. Свиток лежит, что от нас опять требуется?

- Предлагают нам игру «Собери цветы». Необходимо собрать два цветка с лепестками — картинками, в названии которых есть звук [Р ]и [Л ].Разделимся на две команды: первая собирает цветок с лепестками со звуком[Л ], а вторая со звуком [Р ].

(Картинки: радуга, корова, забор, сыр, рыба, рак, белка, мыло, лодка, стул, кукла, пила).

- Собрали?

- Посмотрите, какие красивые цветы, у каждого лепестки одинакового цвета. Задание выполнено правильно.

- Садимся в корабль, плывем вниз по озеру Замен через проток звуков к проливу Неприятелей.

- Ребята, а кто это неприятели?( Недруги, враги, люди,которые не дружат между собой)

- Внимание, пролив Неприятелей, свиток! (Логопед разворачивает свиток, выпадает 6 конвертов).Игра «Подружи слова»

- Каждому даю конверт. Посмотрите, что внутри.( По две картинки: дятел, дерево; корова, молоко; девочка, клубника; матрос, корабль; карандаш, пенал; кровать, кукла)

- Необходимо составить предложение, добавив свое слово-действие к этим словам-предметам. Выполняйте.

- Какие предложения вы составили?(Дети озвучивают свои предложения)

- Вы очень дружная команда. Подружили слова.

- Необходимо восстановить силы, давайте причалим к острову Отдыха и выполним гимнастику.

- Мои руки — это волны

Ветер гонит их вперед.(руками изобразите волну)
Мои руки — крылья чаек(высоко, плавно, через стороны поднимаем,опускаем руки,кисти расслаблены)
Небо их к себе зовет. (руки поднять перед собой)
Мои руки — рыбки в море(выполнить плавные движения руками напоминающие плавание рыб)
Плавают туда, сюда.(согнуть ладонь правой руки влево, затем вправо)
Мои рук- это крабы(руки поставить перед собой, пальцы вниз
Разбежались кто куда. (перебирать пальцами)

- Отдохнули, садимся в корабль, двигаемся по стрелке к заливу

Азбуки.

- Но опять преграда — свиток. Игра «Сигнальщики»

- Ой, ребята не совсем обычное задание- морское, здесь необходимо знать азбуку Морзе. Помните, мы говорили об этой азбуке  на одном из наших занятий, здесь каждая буква представлена набором точек и тире. Например: буква Р▬ ,буква Л▬

- Если в слове услышите звук[Р ] поднимай сигнальную карточку с обозначением этого звука, то же со звуком [Л ], а если  два звука в слове,то две карточки. Готовы? ( Слова: булавка, колбаса, радуга, мухомор, лопата, стол, крокодил, дорога, матрос, фартук, кларнет, мармелад, труба, корова, слон, скала, остров)

- Молодцы! Мы почти у цели. Подплываем.

- Пещера сокровищ. Чтобы попасть в пещеру нужно выполнить задания: досказать слово в предложении, составить звуковые схемы к некоторым словам.

- Предложения.

- А возле этой елки бродили злые. . .(волки).

- Среди жирных голубей прыгал тощий. . .(воробей).

- Елочка, елка, колкая . . .(иголочка)

- Солнце светит очень ярко- бегемоту стало. .. (жарко).

- Дедушку зовут Лука, у него болит. . .(рука).

- Заг, давай играть в футбол, забивай скорее. . .(гол).

- Хорошо, но вход в пещеру еще закрыт. Надо выстроить звуковые схемы к словам. Разделитесь на  две команды.

- Первая команда составляет звуковые схемы к словам: РЫБАК, ПАРУС. Вторая команда к словам: АКУЛА, ПАЛУБА.

- Выясните, сколько слогов в каждом слове, из каких звуков состоит слово. ( Дети составляют звуковые схемы с помощью набора разноцветных кружков)

- Молодцы! Вход открыт.Но где же искать ларец?

- Вот записка, указывающая, где ларец.(Задание на развитие пространственной ориентации)

- Нужно пройти два шага вперед, повернуть налево, один шаг вперед, три шага вправо.(дети выполняют команды)

- Посмотрите, что это? (Ларец)

5. Итог

Цель: оценка деятельности детей.

-Путешествие закончилось, мы успешно справились с испытаниями,

Добрались к пещере с сокровищами, давайте посмотрим, что спрятано в ларце.

- Золотые монеты. Я думаю будет справедливо отдать эти монеты вам,

вы их заслужили. ( Логопед задает вопрос, ребенок отвечает и получает монету)

- Вам понравилось наше путешествие?

- Чем оно вам запомнилось?

- Какие звуки мы учились различать?

- Что делали у озера Замен?

- Как подружили слова?

- Как был найден ларец?

- Возвращаемся в детский сад.

Учитель-логопед
Солонинкина Наталья Вячеславовна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя для детей 5-6 лет с ОНР Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя для детей 5-6 лет с ОНР
Конспект фрагмента занятия по теме «Транспорт» Конспект фрагмента занятия по теме «Транспорт»
Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна»
Методическая разработка: Индивидуальные коррекционные занятия по постановке звуков у детей с ТНР с использованием артикуляционных мнемодорожек и мини рассказов Методическая разработка: Индивидуальные коррекционные занятия по постановке звуков у детей с ТНР с использованием артикуляционных мнемодорожек и мини рассказов

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.