Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе
Дифференциация звуков [Р]-[Л]
Подгрупповое занятие. Продолжительность занятия- 30 минут.
Количество детей: 6 человек. Подготовительная группа.
Речевой статус: общее недоразвитие речи III уровня.
Цель: сравнение, различение и правильное произношение звуков [Р ]- [Л ]
Задачи:
коррекционные:
- закрепление навыков различения звуков [Р ]-[Л ] в словах;
- развитие звукового анализа двусложных и трехсложных слов.
- развивающие: развитие фонематического восприятия;
- развитие пространственной ориентации;
- развитие навыков составления предложений с заданными словами с опорой
- на предметные картинки;
- развитие памяти, внимания.
воспитательные:
- воспитание доброго отношения друг к другу, настойчивости.
Оборудование: карта путешествия, кораблик из бумаги, магниты, книга А.Некрасова «Приключение капитана Врунгеля», сигнальные карточки с буквами Р и Л, наборы для составления звуковых схем, дидактические игры: «Собери цветы», «Подружи слова», «Сигнальщики», аудиокассеты, мяч.( см. Приложение)
Предварительная работа с детьми: прочитана книга А.Некрасова «Приключение капитана Врунгеля», проведена словарная работа: свиток, равнина, пещера, путешествие, ларец.
№ |
Этапы работы |
Содержание этапа
|
1. |
Организационный момент. Цель: развитие слухового внимания Пальчиковая гимнастика. Цель: развитие мелкой моторики |
-Ребята! Сегодня в детский сад пришло звуковое письмо от известного капитана Врунгеля. Вы знаете этого литературного героя? (ДА)
-Это очень смелый, отважный капитан, который отправился в кругосветное путешествие на парусной яхте «Беда». Давайте послушаем его звуковое письмо. Звуковое письмо: «Дорогие ребята! Недавно, путешествуя, я попал в шторм и сильно простыл. Лежу с высокой температурой, не могу отправиться за сокровищами, которые спрятали пираты на острове, в пещере. Помогите, пожалуйста, достать сокровища». - Вместе с письмом капитан прислал карту, где указан маршрут необычного путешествия. Поможем капитану Врунгелю? - Согласны вы быть командой? - Тогда вы становитесь моряками, а я буду вашим капитаном. - Наверняка пираты очень хитры, мы должны быть готовы ко всему. Они могут поставить ловушки, вы готовы к испытаниям? - Путешествовать будем на парусном корабле. Корабль стоит у причала под названием «Гимнастика». Как выдумаете, почему он так называется? Что мы должны сделать? ( Гимнастику для пальчиков) - Предлагаю гимнастику для пальчиков, которая называется «Капитан». (Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук — сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.) Я плыву на лодке белой - Отправляемся от причала Гимнастика и направляемся вперед по стрелке карты. |
2. | Введение в тему.
Цель: уточнить артикуляцию и характеристику звуков, найти их сходство и различие. |
-Наш кораблик приплыл к Протоку Звуков. Смотрите на пути какой-то свиток, наверное, первая ловушка пиратов, давайте его развернем и прочитаем.
-Какой звук чаще слышится в предложениях: 1) Лопата копала, копала, Потом улеглась видно очень устала. (Звук[Л]) 2) Сорок сорок воровали горох Сорок ворон обокрали ворон. (Звук[Р ]) - Во время путешествия мы будем учиться различать звуки[Р ] и [ Л]. - Вспомним артикуляцию звука [Р ] (язычок находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит) - Артикуляция звука [Л ](широкий кончик языка находится за верхними зубами на бугорках) - Чем схожи эти звуки по артикуляции?(Язычок поднимается вверх за зубы) - В чем различие?(При произношении звука [Р ] язычок дрожит) - Дайте характеристику этим звукам, какие они?(Согласные, твердые) - Молодцы! Полный вперед! ( По мере выполнения заданий, кораблик продвигается по карте) |
3.
4. |
Основная часть
Цель: развитие фонематического слуха Цель: дифференциация звуков в словах Цель: развитие связного высказывания Физминутка Цель: развитие общей моторики Цель: развитие фонематического слуха Цель:упражнять в звуко-слоговом анализе слов; развитие логического мышления. |
- Мы подплыли к озеру Замен. Но посмотрите свиток — не можем двигаться дальше. Нам предлагают игру «Замени звук в слове».
- Я буду говорить вам слово со звуком [Л ], а вы называете слово, заменив [Л ] на [Р ], например: лов-ров - Слова: лак - рак,бал-бар,мил-мир,лама-рама,ложки-рожки. - Молодцы! Смотрите стрелка — указатель, куда двигаться дальше. Нужно выйти на берег. - Взгляните, как здесь красиво, какая удивительная равнина цветов. Свиток лежит, что от нас опять требуется? - Предлагают нам игру «Собери цветы». Необходимо собрать два цветка с лепестками — картинками, в названии которых есть звук [Р ]и [Л ].Разделимся на две команды: первая собирает цветок с лепестками со звуком[Л ], а вторая со звуком [Р ]. (Картинки: радуга, корова, забор, сыр, рыба, рак, белка, мыло, лодка, стул, кукла, пила). - Собрали? - Посмотрите, какие красивые цветы, у каждого лепестки одинакового цвета. Задание выполнено правильно. - Садимся в корабль, плывем вниз по озеру Замен через проток звуков к проливу Неприятелей. - Ребята, а кто это неприятели?( Недруги, враги, люди,которые не дружат между собой) - Внимание, пролив Неприятелей, свиток! (Логопед разворачивает свиток, выпадает 6 конвертов).Игра «Подружи слова» - Каждому даю конверт. Посмотрите, что внутри.( По две картинки: дятел, дерево; корова, молоко; девочка, клубника; матрос, корабль; карандаш, пенал; кровать, кукла) - Необходимо составить предложение, добавив свое слово-действие к этим словам-предметам. Выполняйте. - Какие предложения вы составили?(Дети озвучивают свои предложения) - Вы очень дружная команда. Подружили слова. - Необходимо восстановить силы, давайте причалим к острову Отдыха и выполним гимнастику. - Мои руки — это волны Ветер гонит их вперед.(руками изобразите волну) - Отдохнули, садимся в корабль, двигаемся по стрелке к заливу Азбуки. - Но опять преграда — свиток. Игра «Сигнальщики» - Ой, ребята не совсем обычное задание- морское, здесь необходимо знать азбуку Морзе. Помните, мы говорили об этой азбуке на одном из наших занятий, здесь каждая буква представлена набором точек и тире. Например: буква Р▬ ,буква Л▬ - Если в слове услышите звук[Р ] поднимай сигнальную карточку с обозначением этого звука, то же со звуком [Л ], а если два звука в слове,то две карточки. Готовы? ( Слова: булавка, колбаса, радуга, мухомор, лопата, стол, крокодил, дорога, матрос, фартук, кларнет, мармелад, труба, корова, слон, скала, остров) - Молодцы! Мы почти у цели. Подплываем. - Пещера сокровищ. Чтобы попасть в пещеру нужно выполнить задания: досказать слово в предложении, составить звуковые схемы к некоторым словам. - Предложения. - А возле этой елки бродили злые. . .(волки). - Среди жирных голубей прыгал тощий. . .(воробей). - Елочка, елка, колкая . . .(иголочка) - Солнце светит очень ярко- бегемоту стало. .. (жарко). - Дедушку зовут Лука, у него болит. . .(рука). - Заг, давай играть в футбол, забивай скорее. . .(гол). - Хорошо, но вход в пещеру еще закрыт. Надо выстроить звуковые схемы к словам. Разделитесь на две команды. - Первая команда составляет звуковые схемы к словам: РЫБАК, ПАРУС. Вторая команда к словам: АКУЛА, ПАЛУБА. - Выясните, сколько слогов в каждом слове, из каких звуков состоит слово. ( Дети составляют звуковые схемы с помощью набора разноцветных кружков) - Молодцы! Вход открыт.Но где же искать ларец? - Вот записка, указывающая, где ларец.(Задание на развитие пространственной ориентации) - Нужно пройти два шага вперед, повернуть налево, один шаг вперед, три шага вправо.(дети выполняют команды) - Посмотрите, что это? (Ларец) |
5. | Итог
Цель: оценка деятельности детей. |
-Путешествие закончилось, мы успешно справились с испытаниями,
Добрались к пещере с сокровищами, давайте посмотрим, что спрятано в ларце. - Золотые монеты. Я думаю будет справедливо отдать эти монеты вам, вы их заслужили. ( Логопед задает вопрос, ребенок отвечает и получает монету) - Вам понравилось наше путешествие? - Чем оно вам запомнилось? - Какие звуки мы учились различать? - Что делали у озера Замен? - Как подружили слова? - Как был найден ларец? - Возвращаемся в детский сад. |
Учитель-логопед
Солонинкина Наталья Вячеславовна