Аннотация: В статье рассказывается о применении метода сказкотерапии в работе с умственно отсталыми детьми.
Сказкотерапия в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Умственная отсталость – это такое состояние, при котором отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга или глубокой социальной депривацией (С. Я. Рубинштейн, И. А. Коробейников).
Аномальное развитие и различные нарушения речи у умственно отсталых детей – результат недоразвития познавательной деятельности.
Ребенку с умственной отсталостью свойственно поверхностное мышление, незрелость эмоционально-волевой сферы, специфичность поведения, замедленное развитие, малая активность, несформированность всех сфер речевой деятельности.
Сказкотерапия как метод коррекционной и воспитательной работы может помочь логопеду или родителю комплексно решать ряд задач, связанных с преодолением различных нарушений, как речевых (нарушение лексического и грамматического строя речи, нарушение связной речи и др.), так и неречевых (незрелость эмоционально-волевой сферы и др.).
Учитывая возраст и психоэмоциональные особенности умственно отсталого ребенка взрослому необходимо не просто читать или рассказывать сказку, а постараться сделать это наглядно, эмоционально, понятно, как можно больше вовлекая ребенка в процесс.
Какие приемы могут в этом помочь?
- Проигрывание или рисование сказки, включение музыкального сопровождения в процесс;
- беседы о сюжете, героях и эмоциях;
- неоднократное совместное рассказывание и дополнение историй;
- проведение тематических игр;
- упрощение или усложнение сюжета;
- проговаривание смысла прочитанного.
Логопед использует различные типы сказок в зависимости от поставленных целей: дидактические, психотерапевтические, психокоррекционные, медиативные и др. Вариативность сказок дает возможность эффективно преподносить учебный материал, влиять на поведение ребенка, стимулировать мотивацию, формировать позитивный психологический настрой.
Сказка помогает ребенку понять и принять мир, в котором он живет, помочь ему социализироваться.
Сказкотерапия развивает речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение. Сказка помогает особенным детям выразить свои эмоции, поверить в чудо, дает надежду и силы на дальнейшее преодоление сложностей.
Сказка – это маленький мир, где каждый ребенок может почувствовать себя тем, кем он захочет.
Используемая литература:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб, 1998.
2. О.И.Крупенчук.Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. С.-П.Издательским дом. Литера. 2010
Митрофанова Анастасия Андреевн,
логопед