Использование сюжета на занятиях по логоритмике

Аннотация: Хочу поделиться таким действенным опытом работы, как использование сюжета на занятиях по логоритмике. В качестве образца прилагаю конспект занятия для детей средней группы. Как известно, не каждому ребенку сразу даются легко коррекционные упражнения и в большинстве случаев, если возникают сложности, может пропадать интерес к занятиям. Поэтому важно поддерживать интерес на занятии, желание взаимодействовать как с педагогом, так и с детьми, желание приходить вновь и вновь.

Использование сюжета на занятиях по логоритмике (из опыта работы)

Логопедическая ритмикаЗанятия по логоритмике дают очень хорошую базу, как для дальнейшей коррекционной работы, так и как дополнение к ней. Все упражнения, которые используются на занятиях по логоритмике, необходимы для слаженной работы речевой функции. Логоритмика полезна, всем детям, а особенно детям с речевыми нарушениями.

Я провожу занятия по логоритмике с детьми в возрасте 3-5 лет (2 младшие и средние группы) уже 10 лет. За это время мои занятия всё время менялись, совершенствовались. Я всегда искала новые приемы и методы, которые бы «зажигали» огонек в глазах детей. И мне кажется, на сегодняшний день я его нашла – это использование сюжета.

Ну и что нового спросите вы? Да, не ново! Но лично для меня, этот опыт оказался самым действенным. Потому что, когда я стала использовать сюжет на занятиях, первый вопрос, который задают дети, когда приходят на логоритмику: «А сегодня, какая история будет?», «А сегодня будет продолжение истории? А Вы обещали рассказать».

И ведь действительно, когда используешь сюжет на занятии, ребенок проживает эту историю, принимает участие, и у него не возникает желания уйти посреди занятия. Ему интересно, чем всё закончится. А если история длинная, то бывает, приходится растягивать ее на два занятия и тогда у детей возникает еще больший интерес « А что же дальше?». А самое главное, для ребенка, в таких занятиях – цель, и понятно на протяжении всего занятия, зачем мы выполняем то или иное задание.

Мне и самой интересно готовиться такому занятию. Я всегда это делаю с душой, продумываю каждую мелочь: расположение детей на занятии, музыкальный материал, атрибуты и оборудование, что-то необычное.

Конечно, всё это преподносится детям как игра, но важно не забывать, что это не развлечение, а коррекционно-профилактическая работа со своими целями и задачами, про которые важно помнить.

За основу (сюжет занятия) я беру сказки, рассказы, стихи. Это могут быть известные и неизвестные литературные произведения. Далее начинается самое интересное – я наполняю его играми и упражнениями, с помощью которых буду решать различные коррекционные задачи.

В каждое занятие по логоритмике стараюсь включать:

1. Работу на ритмом или слоговой структурой слова (может быть, как в сопровождении музыкального произведения так и без; с использованием предметов и без (это может быть даже элемент артикуляционной гимнастики (например, при выполнении упр. «Лошадка» цокать с определенным ритмом);
2. Развитие общей моторики;
3. Артикуляционная гимнастика/работа над мимикой;
4. Упражнение на дыхание/работа над голосом;
5. Моторное планирование/развитие упреждающего синтеза;
6. Формирование лексико-грамматического строя речи;
7. Пространственное восприятие;
8. Развитие мелкой моторики/пальчиковая гимнастика/самомассаж;
9. Работа над фонематическим восприятием/ слуховым вниманием;
10. Развитие сенсорных ощущений (разной модальности)/ нейропсихологические упражнения;
11. Формирование высших психических функций.

Какие-то задачи можно объединять вместе, что хорошо иногда экономит время.

Занятия по логоритмике я провожу без музыкального руководителя. Музыкальное сопровождение подбираю самостоятельно. Сейчас много талантливых музыкантов, педагогов, которые сочиняют песенки, мелодии для игр с детьми.

В качестве примера, хочу предложить конспект занятия по логоритмике для детей средней группы. Здесь я не буду прописывать цели и задачи. Я хочу поделиться, как взяв за основу какой-либо сюжет, превращаю его в интересное и продуктивное занятие.

Мирошка-космонавт (по мотивам сказки Татьяны Кирюшатовой)

Дети сидят на стульчиках полукругом. Перед ними на столе распечатанный фон — лесная полянка. Педагог, рассказывая сказку, сопровождает ее показом с использованием настольного театра (игрушек).

- В чаще леса на опушке под большим лопухом жил-был зайчик по имени Мирошка.

Очень он любил на небо смотреть, звёздочки считать, за луной наблюдать. А ещё любил в заячьей энциклопедии про планеты разные читать, про спутники, про кометы и про метеориты.

Читал он как-то энциклопедию да заснул. И снится ему, как он стал таким большим, что оказался в космосе, а планеты и звезды стали настолько маленькими, что он легко мог на них наступать. Давайте, ребята, покажем, как зайчик во сне шагал по планетам и звездам. На луну наступает – руки в стороны расставляет, на звезду – руки вверх и немного в стороны, на планету – хлопок по коленям ладошками.

1. Моторное планирование.

Перед детьми дорожка из распечатанных и заламинированных картинок: луна, звезды, планеты. Звучит «космическая музыка» и дети идут по дорожке, выполняя движения. Педагог следит за правильностью выполнения, при необходимости помогает.

Тут из-за куста малины медведь высунулся:

– Привет, Мирошка, – говорит. – Ты спишь, что ли или читаешь?
Проснулся зайчик: — Да, миша, немного заснул. А вообще я про космос читаю. Хочу о нём всё знать.

– А зачем тебе это? – удивляется медведь.

– Мечта у меня есть, – отвечает зайчик. – Хочу в космос полететь и своими глазами всё увидеть.

– Ха-ха-ха, – громко засмеялся медведь. – Заяц? В космос? Ничего смешнее не слышал! Ну и мечта у тебя, зайчик! Никогда такая мечта не сбудется! Ха-ха-ха. Громко смеялся медведь на весь лес.

2. Высота голоса.

Ребята, а давайте покажем, как медведь смеялся грубым голосом (дети подражают смеху медведя).

Прибежала на смех медведя лисичка: «Чего смеёшься на весь лес?» – спрашивает.

– Как же не смеяться, – говорит медведь, – заяц Мирошка о космосе мечтает. Хочет к звёздам полететь, на луне приземлиться. Ха-ха-ха!

– Ха-ха-ха! – засмеялась лиса. – Ну и заяц! Ну и насмешил! Какой тебе космос? Какие звёзды? Сиди под своим лопухом да морковку грызи! Ха-ха-ха!

- Как лиса смеялась, ребята? Голос у нее тоненький (дети подражают смеху лисы).

Тут выскочил из-за куста волк и тоже давай смеяться. А как вы думаете, какой смех у волка? Покажите, как волк смеялся.

До самой ночи хохотали зверушки, а зайчик на крылечке так и сидел, голову повесив да ушки опустив.

Тут на небо луна вышла, звёздочки засияли, а зверушки всё смеются, по домам не расходятся.

Тут одна звёздочка на небе ярче других засияла да прямо на опушку опустилась. Смотрит зайчик, а перед ним девочка стоит.

– Кто здесь о космосе мечтает? – спрашивает необычная девочка.

– Я, – тихонько отвечает зайчик Мирошка. – Я мечтаю.

– А дай-ка мне, зайчик, свежую морковку, – просит девочка-звёздочка.

– Вот, держи, – говорит зайчик и морковку протягивает.

Положила девочка-звёздочка морковку на землю, поводила над ней своими маленькими ручками, морковка тут же в большую ракету превратилась, в яркую, оранжевую (педагог меняет морковку на ракету; можно обыграть как фокус, можно «поколдовать» произнося, например звуки или слоги раннего онтогенеза).

Смотрят звери, глазам не верят. Перед ними была настоящая ракета!

- К полету нужно тщательно подготовиться зайчик, — говорит девочка-звездочка. Во-первых в полете космонавту нужна еда. Пища космонавтов для удобства помещается в тюбики. Перед тобой тюбики с разной едой. Но вот беда, на заводе, где изготавливали эти продукты сломался аппарат, который печатает названия блюд и все названия напечатаны не совсем правильно. Например, вместо апельсиновый сок на тюбике написано апельсин… Твоя задача, зайчонок это исправить и назвать правильно названия этих блюд.

Давайте, ребята, поможем зайчонку разобраться в тюбиках с едой

3. Лексико-грамматический строй речи.

Педагог показывает детям распечатанные тюбики с картинкой (например, морковь). Дети, называют, как правильно будет называться сок из моркови (морковный) или суп на котором нарисована курица (куриный), каша на которой нарисован рис (рисовая) и т.п.

- Ты отлично справился с заданием, зайчик! А теперь нужно проверить твою физическую подготовку. Ты умеешь маршировать? — спрашивает девочка-звездочка.

- Давайте, ребята, поддержим зайчонка!

Дети по кругу идут друг за другом, выполняя движения по показу.

4. Развитие общей моторики, чувства ритма.

Мы идём на космодром! (маршируют)
Дружно в ногу мы идём
Мы походим на носках (идут на носках)
А потом на пятках (идут на пятках)
Мы оглянемся назад и сведём лопатки (покрутить головой, прогнуться)
Побежим, ребята, дружно,
Зайчонку Мирошке в космос собираться нужно (дети разбегаются, находят себе обруч, «надевают» его через голову).

- С тобой, Мирошка, полетит команда опытных космонавтов: кот, бегемот, собачка, дятел, белка, лошадка, индюк, слон.

5. Артикуляционная гимнастика под музыку.

«Ракета» (пособие М. Ивановой, музыка А. Логачевской)

Картинка ракеты распечатана, к ней прилагаются картинки на липучках: кот, бегемот, собачка, дятел, белка, лошадка, индюк, слон. По ходу песенки постепенно выполняются артикуляционные упражнения, и «команда космонавтов» садится в ракету (на липучки).

– Космос ждёт! – радостно крикнула девочка-звёздочка, приглашая зайчика в ракету.

Педагог прячет зайчика за ракету

– Вперёд! В космос! – крикнул Мирошка, и ракета рванула вверх, прямо к звёздам и большой красавице-луне.
Ракета взлетает и педагог ее прячет временно за ширму (можно включить мелодию фоном «Спейс» — Волшебный полет).

- А звери: медведь, лиса и волк остались на земле разинув рты (можно немного обсудить с детьми тему, что означает фраза «разинув рот», когда так говорят).

Распечатанный фон меняется на космос.

- Первое, что увидел зайчик Мирошка в космосе, были, конечно же, звезды. Их было так много и все они как будто танцевали.

Давайте и мы с вами потанцуем как звездочки.

Дети берут по две звездочки (вырезанные из бумаги) в каждую руку под музыку повторяют различные движения за педагогом под музыку. Можно обыграть как игру «Море волнуется раз», но со звездами. Здесь же можно отработать пространственное восприятие. Вариантов можно придумать много.

6. Танец по подражанию «Танец звезд» (под мелодичную музыку).

- Налюбовался Мирошка звездочками, и вдруг видит, летающая тарелка (презентация)

А кто же в этой летающей тарелке, как вы думаете, ребята? (варианты детей)

Инопланетяне захотели познакомиться с Мирошкой, но зайчик совсем не понимал что говорят инопланетяне. Давайте ему поможем! Повторяйте за инопланетянами! (предлагаю повторять по отдельности каждому ребенку, т.к. часто в этом задании дети допускают ошибки)

7. Игра на развитие фонематического слуха «Гости из космоса» (презентация)

На экране появляются разные инопланетяне. Нажав на значок, слышится речь инопланетянина — цепочка слогов (не несущих никакого смысла), дети повторяют эту цепочку слогов и педагог переводит «инопланетянский» язык (Здравствуйте! Как тебя зовут? Где ты живешь? Ты любишь играть? и т.п.).

- Пообщался Мирошка с инопланетянами и полетел дальше. Летит и вдруг увидел много-много комет. Они были такие не обычные и красивые. Ребята, а давайте поиграем с кометами.

8. Игра на развитие внимания и произвольности «Кометы»

Дети выстраиваются в одну линию с кометой в руке (комета сделана из кусочка ткани в виде шарика, с хвостом из ленточек). Педагог произносит разные слова и только на слово «Солнце» дети бросают кометы и смотрят, чья комета улетела дальше.

- Настало время зайчику Мирошке возвращаться на Землю. Лесные звери очень обрадовались его возвращению. Долго потом лесные жители эту ночь вспоминали. Вспоминали и как зайчика-космонавта встречали, как рассказы его о космосе слушали, о планетах разных, о звёздах, и о том, что Земля наша из космоса кажется маленьким голубым мячиком.

– Расскажи нам ещё что-нибудь о космосе, зайчик – попросили зверушки в очередной раз. – И прости нас за то, что мы над мечтой твоей смеялись.

– Да я об этом давно забыл, – улыбнулся зайчик, а потом, немного подумав, добавил:

– Мечтайте, друзья! Мечтайте, даже если ваши мечты всему миру кажутся нереальными!

Учитель-логопед
Гололобова Юлия Александровна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя для детей 5-6 лет с ОНР Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя для детей 5-6 лет с ОНР
Конспект фрагмента занятия по теме «Транспорт» Конспект фрагмента занятия по теме «Транспорт»
Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна»
Методическая разработка: Индивидуальные коррекционные занятия по постановке звуков у детей с ТНР с использованием артикуляционных мнемодорожек и мини рассказов Методическая разработка: Индивидуальные коррекционные занятия по постановке звуков у детей с ТНР с использованием артикуляционных мнемодорожек и мини рассказов

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.