К вопросу о методиках обследования связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Аннотация: В статье представлены аналитические позиции относительно применения разнообразных методик обследования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Рассматриваются компоненты связной речи: целостность, связность, логико-смысловая организация текста, воспроизведение текстов и умение программировать высказывание.

Ключевые слова: связная речь, общее недоразвитие речи, методики диагностики состояния связной речи, рассказ, пересказ.

К вопросу о методиках обследования связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

ОНРУстановление уровня развития связной речи и её особенностей является неотъемлемой частью исследования речевой практики детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Тем не менее в протоколе обследования указываются методики диагностики и складываются самые общие выводы о несформированности связного высказывания ребёнка. Такое общее заключение о составленных рассказах детьми с ОНР, не демонстрирует их специфические особенности, не даёт возможности достаточно полно оценить степень освоения речевых умений и не позволяет выявить механизм нарушения связного высказывания.

Знания о психологической природе связной речи позволяют не только организовать процесс обследования, но и построить эффективную логопедическую работу по овладению связной речью дошкольниками с ОНР. Изучением связной речи, её особенностей занимались такие учёные как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, Ф.А. Сохин и др. В процессе изучения лингвистической и психолингвистической литературы можно выделить основные характеристики монологической формы речи, которые взаимосвязаны – целостность, связность, логико-смысловая организация текста, воспроизведение текстов и умение программировать высказывание.

Из-за несформированности всех компонентов языковой системы и вторичных отклонений в развитии высших психических функций у детей с ОНР возникают серьёзные трудности при овладении монологической формой речи. Главным образом это указывает на устойчивое недоразвитие процессов речевой деятельности, при этом обучение данному виду устной речи необходимо вести в процессе специальной логопедической работы.

В специальной литературе такими авторами, как В.К. Воробьёва, Л.Н. Ефименкова, В.П. Глухов, Е.Б. Струнина, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Е.М. Мастюкова, Н.С. Жукова, О.Б. Иншакова и другими, представлено значительное количество методик, направленных на выявление особенностей связной речи детей с ОНР. Разные диагностики имеют похожую структуру. Почти все авторы предлагают выполнить одинаковые задания (продуцирование текста, составление рассказов с использованием картинного материала (по серии картинок, по сюжетной картинке), на основе собственного опыта). Однако в методиках не всегда представлены все компоненты связной речи. Так, у одного автора в обследование включены такие компоненты, как связность, целостность и логико-смысловая организация текста. Другой автор в диагностике выявляет умение старших дошкольников воспроизводить связные тексты и программировать высказывание. Подвергнем анализу отдельные методики.

Методика 1. Комплексная программа выявления состояния связной речи, разработанная В.К. Воробьёвой [1].

Исследование связного сообщения дошкольников с нарушениями речи с помощью этой программы реализуется объединённо по четырём сериям. Задания направлены на выявление репродуктивных и продуктивных возможностей речи ребёнка. При составлении рассказов в ситуации неполной заданности удаётся выявить специфические особенности связной речи и умение испытуемого выделять отличительные особенности рассказа.

Итак, автор систематизирует формы работы в соответствии с группами речевых умений, которые отражают сформированность связности, целостности и логико-смысловой организации текста. Акцент делается на изучение умений самостоятельно составить смысловую программу в цельное связное сообщение и реализовать эту программу.

На наш взгляд, итогом методики становится выявление готовности ребёнка к построению связного сообщения. В данной диагностике предложен только дидактический и речевой материал, без наглядного подкрепления. Подробно представлено описание процесса обследования и даны инструкции. Оценка и выделение уровней сформированности навыков связной речи осуществляется логопедом самостоятельно.

Методика 2. Обследование связной речи детей, предложенное В.П. Глуховым [2].

Для выявления уровня развития у старших дошкольников связной речи в данной методике предлагается серия заданий, включающая выявление навыка составления предложений по отдельным ситуационным картинкам;
_____________________________
Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / Под ред. В.К. Воробьёвой. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2009. – 158 с.
Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.

составления предложений по трём картинкам, объединенным одной темой; составления пересказа текста; составления рассказа по картинке или серии картинок; придумывания рассказа на основе личного опыта; составления рассказа-описания. В состав диагностики входят шесть заданий (составление предложений, продуцирование текста, составление рассказа с использованием различного картинного материала, реализация связного высказывания из собственного опыта, составление описательного рассказа).

Итак, В.П. Глухов предлагает производить оценку правильности выполнения испытаний в баллах. К каждому заданию имеются доступные указания их выполнения и список требуемого наглядного материала. В ходе выполнения заданий данной методики возможно оценить речевые умения детей с ОНР в различных вербальных средствах общения, начиная от воспроизведения короткой фразы и заканчивая программированием связного сообщения с компонентами творчества. Такой подход к изучению связной речи позволяет не только выявить построение, каких видов связных высказываний вызывают у испытуемых трудности, но и определить, что будет служить основой в дальнейшей логопедической работе по формированию навыка рассказывания.

Методика 3. Обследование связной речи детей по Л.Н. Ефименковой [3].

Установление уровня сформированности монологической формы речи у дошкольников с ОНР по этой методике предполагает выполнение следующих заданий: пересказ известного и неизвестного ребёнку текста; составление связных сообщений с опорой на различный картинный материал; по представлению ребёнка.

Автор отмечает, что для получения достоверных результатов диагностики, во время исследования нельзя задавать ребёнку наводящие вопросы.
___________________________
Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л. Н. Ефименкова. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 175 с.

Если испытуемый не может выполнить задание без помощи, то это отмечается в протоколе. Все связные высказывания детей фиксируются так, как их передают испытуемые.

Кроме того, предложены тексты и дидактический материал, которые наиболее подходят при обследовании. В данной методике даны инструкции и описана процедура исследования, отсутствуют критерии оценивания связных высказываний. Такой подход позволяет выявить смысловое восприятие текста и его репродуцирование, а также умение ребёнка самостоятельно планировать и выражать своё связное высказывание.

Методика 4. Индивидуальное обследование самостоятельной устной речи старших дошкольников с ОНР по О.Б. Иншаковой [4].

Указанная диагностическая методика по определению сформированности навыка рассказывания включает такие задания: с помощью картинок составить предложения; составить различные виды рассказов с опорой на картинный материал (по сюжетной иллюстрации и серии); реализация связного сообщения с помощью опорных слов и предложений на материале наглядного содержания хронологических эпизодов; осуществление пересказа текста; придумывание собственного рассказа о случае из своей жизни.

Итак, автор предлагает проводить обследование связной речи ребёнка по альбому, в котором описаны подробные инструкции и дан иллюстрируемый материал. Задания данной методики позволяют сделать анализ связных сообщений детей. Выявляется понимание дошкольниками логико-смысловой организации текстов и умение программировать связные высказывания. Такая тактика даёт возможность сделать выводы об общей способности испытуемого к составлению связных и грамотных текстов в различных вербальных ситуациях общения.
__________________________
Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 279 с.

Таким образом, мы подвергли анализу отдельные методики следующих авторов В.К. Воробьёва, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, О.Б. Иншакова. Диагностический инструментарий перечисленных ученых направлен на выявление у старших дошкольников с ОНР уровня развития связной речи. При различных подходах к обследованию монологической речи детей с ОНР исследователи считают важным изучить смысловое и языковое оформление рассказов, развёрнутость и последовательность изложения, воспроизведение текста и программирование высказывания, а также самостоятельность при выполнении заданий.

Д.Н. Желудева,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом, ОНР Метки: ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.