Профилактика нарушений голоса у педагогов детского сада

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о профилактике голоса для лиц голосо-речевых профессий.
Даны рекомендации про предупреждению нарушений голоса.

Профилактика нарушений голоса у педагогов детского сада

«Голос – это замок, строящийся в воздухе.
Воображение – архитектор этого замка.
Нервы осуществляют задуманное.
Мышцы – рабочие. Душа его населяет».
Джованни Батиста Ламперти

голос, чмт, травма, логопедГолос играет немаловажную роль в социализации каждого человека в частности и общества в целом, выполняя коммуникативную и информативную функцию, а для большого количества людей (воспитателей, учителей, певцов, ведущих и т.д.) является орудием труда, инструментом, обеспечивающим профессиональную деятельность.

Полноценная деятельность педагогов практически целиком зависит от возможностей и работоспособности их голосового аппарата, от сформированности у них умения правильно и эффективно пользоваться им в профессиональной деятельности.

Голос педагога должен быть устойчивым к большим нагрузкам, достаточно динамичным по высоте и интенсивности. Овладение этими качествами позволяет повысить эффективность непосредственно процесса обучения, так как, с одной стороны, обеспечивается более успешное усвоение учебного материала обучающимися и воспитанниками, с другой стороны, динамичность голоса способствует меньшей его утомляемости.

Нарушения голоса – достаточно распространенная патология среди педагогов и воспитателей детских садов.

Проблема диагностики и профилактики нарушений голоса является достаточно актуальной. Голосовая функция непосредственно и тесно связана с экспрессивной, самостоятельной, внешней речью человека. Способность говорить и выражать свои мысли не может происходить без полноценного развития голоса.

Нарушения голоса – это сложная проблема, которая требует внимания специалистов. Определение диагноза и реабилитация, как правило, требуют длительного времени и терпения. Большинство органических и функциональных нарушений голоса являются приобретенными в процессе профессиональной деятельности или других причин. К профессиональным заболеваниям относятся: узелки голосовых складок, кровоизлияния, фонастения, хронический ларингит, хронические дисфонии голоса и т.д.

Группы профeссиональных заболeваний, связанных с нарушениeм голоса

В зависимости от тяжести процесса выделяют следующие группы профeссиональных заболeваний, связанных с нарушениeм голоса.

1. Расстройство голоса без видимых изменeний в гортани, которое проявляeтся только субъективными ощущeниями больного, эти ощущeния объединяются под названием «фонастeния».

2. Нарушeния, при которых к ощущениям больного прибавляется слабая недостаточность смыкания голосовой щели, которая обусловлена миопатическим парезом голосовых складок, этим парeзом объясняется вялость (неподвижось) голосовых складок. К этой группе относится – стойкая гиперемия в голосовых складок, расширeние кровeносной системы сосудов на их повeрхности.

3. Заболевания, при которых выявляются сeрьезные измeнения голосовых складок: кровоизлияния, отслойка слизистой оболочки по краям голосовых складок, «узелки певцов», фибромы голосовых складок. Недостаточное количество специальных методик коррекционной работы и данных об особенностях голосовой функции не позволяют нацелить логопедов на необходимость обследования голоса и включение в систему занятий специальных фонопедических приемов воздействия.

Важность и необходимость поиска новых методов и форм коррекционно-педагогической работы и совершенствования традиционных обуславливает актуальность изучения проблемы нарушения голосовой функции и интонационной стороны речи у педагогов.

Периферическое функциональное нарушение голоса – гиперкинетическая (спастическая) дисфония – диагностируется наиболее часто. По определению М. Зеемана, «дисфония – расстройство голоса, возникающее вследствие его перенапряжения (громкий крик, пение, подражание различным звукам, голосам людей, животных), неправильной техники голосоподачи».

Профилактика и превентивные предупреждения расстройства голоса

Общегигиенические правила — избегать переохлаждения и простудных заболеваний, при малейшем подозрении на простудные заболевания перейти на щадящий режим общения, физических и эмоциональных перегрузок, не злоупотреблять курением и алкоголем, даже газированными напитками так как углекислый газ отрицательно влияет на слизистую оболочки гортани.

Не рекомендуется употреблять острую, очень горячую и очень холодную пищу также раздражающей слизистую оболочку. Помещения группы, аудитория) должны быть теплыми, чистыми и хорошо проветриваемыми.

Отрицательно влияет на голос педагогов зашумленность помещения. При плохой дисциплине педагоги форсирую голос до 71 дБ, что является большой нагрузкой для голосового аппарата.

Говоря о сохранности голоса, употребляют термины профилактика и превентивные мероприятия. Эти термины почти синонимы и означают одно, предупреждение.

Для лиц голосо-речевых профессий такой превентивной мерой для сохранения голоса является его постановка.

Система функциональных тренировок голосового аппарата укрепляет его мышцы,подбирает оптимальный способ звукоизвленения, корректирует дыхание. Фонопедические занятия формируют такой способ голосообразования, который соответствует данному индивиду и позволяет выполнять необходимую голосовую нагрузку при минимальной затрате мышечной энергии. Постановка голоса включает несколько направлений, которые дополняют друг друга.

Укажем только основные направления:

Нормализация мышечного тонуса. Предлагаются упражнения для снятия напряжения всего корпуса, для релаксации артикуляционной мускулатуры губ, языка, щек, челюсти, лица.

Тренинг правильной осанки.

Коррекция физиологического и фонационного дыхания с применением статических и динамических упражнений, воспитание дыхательной опоры.

Функциональные тренировки для улучшения акустических свойств голоса- определение речевого диапазона голоса, возможностей расширения тонового и динамического диапазонов.

Система тренировок позволяет полностью овладеть полученными навыками правильного и естественного голосообразования. Все это значительно улучшает коммуникативную функцию речи. Человек, прошедший полный курс постановки голоса в течении 4-5 месяцев свободно выполняет необходимую для его профессии голосовую нагрузку.

Нормальная нагрузка для голосового аппарата 6 часов. При большей нагрузке устает не голосовой аппарат, а наступает общее утомление, ухудшение самочувствия. Было бы ошибочно считать, что если человек владеет хорошо поставленным голосом, у него никогда не возникнет голосовых затруднений. Каждый человек, а тем более лица голосо-речевых профессий, должны принимать срочные меры при проявлении признаков простуды доврачебная помощь.

Ф.Г.Тагирова предлагает предлагает проводить следующие мероприятия, если нет противопоказаний к процедурам.

Горячие ножные ванны первые три дня простуды. ( более трех дней такие ванны уже бесполезны).

Горчичники на область грудины, спины, икр и подошв.

Домашние ингаляции — заварить кипятком 1-2 столовые ложки листьев эвкалипта , шалфея, или ромашки, добавить туда 5 таблеток валидола. Сосуд с содержимым накрывается воронкой из толстой бумаги , узкое горлышко берется в рот, так дышать, пока жидкость горячая.

После тепловых процедур нельзя выходить на улицу, переохлажаться.

Полоскания горла раствором ромашки ,шалфея, эвкалипта, календулы. 1 стакан кипятка и столовая ложка травы, настаиваем час. Полоскаем каждые 2 часа теплым настоем.

При сухости в горле можно закапать оливковое, персиковое , масло шиповника. Следует избегать облепихового масла , так как оно еще больше вызывает сухость, более рекомендован для мокнущих ран.

При соблюдении гигиенических правил, можно сохранить голос и до старости.

Алсу Шарафутдинова,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Словарный запас ребенка Словарный запас ребенка
Организация совместной работы учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых нарушений у детей Организация совместной работы учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых нарушений у детей
Методическая разработка «Чудо-дерево» Методическая разработка «Чудо-дерево»
Клинический случай из практики логопеда отделения медицинской помощи на дому Клинический случай из практики логопеда отделения медицинской помощи на дому

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.