Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи

Аннотация: Одним из важнейших направлений в деятельности логопедической работы является использование разных вариантов взаимодействия логопеда и семьи, для последующего улучшения способа повышения качества коррекционно-образовательного процесса. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи

ДетиОдним из направлений улучшения образования является обеспечение полноценного образования детей с нарушениями речи, так как количество таких детей, имеющими выраженные дефекты речи и нуждающихся в помощи специалистов коррекционного профиля, постоянно увеличивается.

Логопедическая работа занимает по значению и объёму достаточное место. Но бывает так, что специалисты часто сталкиваются с тем, что в условиях логопедического кабинета под контролем логопеда ребенок пользуется полученными умениями, а применить эти умения в повседневную жизнь самостоятельно не может.

Возможно и такое, когда после длительных пропусков занятий (летние каникулы, длительный больничный), утрачиваются приобретённые умения и работа по устранению и коррекции речи начинается практически с самого начала.

Целью логопедической работы является использование разных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и семьи, для последующего улучшения способа повышения качества коррекционно-образовательного процесса.

Поиски эффективных путей коррекции речевых нарушений подводят нас к необходимости создания системы работы, которая включает в себя следующие направления:

  • беседа, для установки контакта и доверительных отношений;
  • анкетирование родителей (анализ отношений между ребенком и родителями, позиция родителей по отношению к речевому дефекту ребенка и педагогическая осведомленность);
  • ознакомление родителей с результатами диагностики речевого и психического развития ребенка для включения родителей в коррекционно–педагогический процесс, и для информирования о возрастных особенностях и особенностях детей с нарушением речи;
  • ознакомление родителей с содержанием коррекционно–логопедической работы;
  • повышение педагогической компетентности родителей в ходе обучения родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним;
  • активное привлечение родителей к организации условий, способствующих эффективности коррекционно–развивающей работы. Участие родителей в организации коррекционно–развивающего пространства: подбор фотоматериалов, изготовление поделок из различных материалов, подготовка праздников и других мероприятий.

Все эти направления могут быть реализованы через:

•выступления логопеда на родительских собраниях;
•проведение индивидуальных логопедических консультаций, семинаров;
•проведение открытых занятий, мастер-классов, «Дней открытых дверей», информационных выставок, общешкольных мероприятий;
•выпуск памяток и методичек для родителей по коррекции речи;
•знакомство родителей с коррекционно-оздоровительной средой учреждения;
•индивидуально-практические занятия совместно с родителями;
•наглядную информацию — стенды, статьи в уголках для родителей, памятки и буклеты;
•компьютерные технологий, для подбора программ, игр, которые позволят ребёнку с нарушениями речи закреплять полученные знания не только в учреждении, но и дома.

У детей с нарушениями речи автоматизация это очень трудный и длительный процесс. Если поставленный звук не закреплять ежедневно, если не следить за правильностью его произношения в различных видах деятельности, в которые включен ребенок в учреждении и дома, результат логопедической работы обесценится.

То, что не может отследить логопед, могут успешно контролировать педагоги и родители.

Эффективной формой работы с ребёнком является ведение логопедической тетради, по которой родители могут заниматься с ребенком дома, закрепляя материал. В этом смысл перенесения опыта, полученного на логопедическом занятии, домой – в реальную жизнь. Именно поэтому для преодоления речевых нарушений необходимы совместные усилия и логопеда, и педагога, и активная поддержка родителей.

Задача специалиста состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития их ребенка, дать им определенные методы и приемы преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Логопеду необходимо так строить свое общение с родителями, чтобы постоянно убеждать их в необходимости коррекционной работы, рассказать о перспективах и прогнозе развития речи ребенка, указать на взаимосвязь речи с мыслительными процессами.

В процессе коррекционной работы с семьями, в которых растут дети с нарушениями речи, возможны следующие результаты:

- успешно решается проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей;
- родители начинают активно овладевать педагогическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми им в преодолении речевых нарушений у их ребёнка, и они преодолевают трудности в организации взаимодействия со своим ребёнком;
- происходит понимание того, что создание единого речевого пространства ребёнка с нарушениями речи возможно при наличии тесного сотрудничества логопеда и семьи.

Нурисламова Земфира Забитовна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом
Картотека заданий для автоматизации правильно произношения звука [Р] Картотека заданий для автоматизации правильно произношения звука [Р]
Использование конструктора «Велькрошка» в коррекционной работе учителя-логопеда с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными тяжелыми нарушениями речи Использование конструктора «Велькрошка» в коррекционной работе учителя-логопеда с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными тяжелыми нарушениями речи
Использование мультисенсорной медиации в музейных программах для детей школьного возраста с расстройствами аутистического спектра Использование мультисенсорной медиации в музейных программах для детей школьного возраста с расстройствами аутистического спектра

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.