Конспект группового логопедического занятия
Имя прилагательное. Согласование имён прилагательных с существительным в роде и числе
Цель: Правильное употребление в речи имён прилагательных, изменение имён прилагательных и существительных в роде и числе.
Задачи:
Образовательные:
• закрепить знания учащихся о прилагательных и именах существительных;
• умение задавать вопросы от существительного к прилагательному;
• расширение словарного запаса по теме «Весна»;
• развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук;
• развитие межролушарного взаимодействия.
Коррекционные:
• развивать устную и письменную речь учащихся;
• развивать навык безошибочного письма;
• совершенствование и обогащение словарного запаса.
Воспитательные:
• воспитывать аккуратность;
• культуру поведения на уроке;
• интерес к занятиям;
• воспитывать самоконтроль у каждого из учеников.
Оборудование: мяч, карточки с изображением настроения, печатные индивидуальные задания, рабочие тетради, печатные правила русского языка по теме, изображения: солнце, дождь, туча, подснежник, ручей, деревья, листья, лужи, сапоги, зонт.
Ход занятия:
Организационный этап
Приветствие, передача мячики с пожеланиями друг другу. (Я желаю тебе…)
Мотивация к учебной деятельности
(Раздаю каждому из учеников смайлики)
Какое у вас сегодня настроение? Нарисуйте и покажите.
- Ученики показывают карточки с соответствующим настроением.
Актуализация знаний
Задание 1 — «Найди предметы по описанию»
(Раздаю ученикам индивидуальные задания)
- Догадались о чем мы сегодня будем говорить с вами? (Да, о прилагательных!)
- Какие слова помогли вам догадаться о теме нашего урока? (идёт перечисление: синий, душистый…)
Задание 2 — Дифференциация существительных мужского, женского и среднего рода.
Работа с картинками (солнце, дождь, туча, подснежник, ручей, деревья, листья, лужи, сапоги, зонт ) Определить род и число.
(Вешают на доску изображения: солнце, дождь, туча, подснежник, ручей, деревья, листья, лужи, сапоги, зонт)
- Посмотрите на доску, на картинки.
- Про какие предметы можно сказать — он мой, — она моя, — оно моё? они мои?
Какого рода эти предметы и их число? (ж.р., .м.р., ср.р.,) ( ед.ч., мн.ч.)
Постановка учебной задачи
Сегодня мы продолжим работать с существительными и прилагательными мужского, женского и среднего рода. Учиться правильно согласовывать прилагательные с существительными. Составлять словосочетания.
Задание 1 — «Образуйте новые слова, обозначающие признак предмета».
Определите род и число.
(определяем род и число, записываю на доске пример, рисую схему)
Зелень + дерево – зеленое дерево (ед.ч., ср.р.)
Туман + утро – туманное утро
Птица + гнездо – птичье гнездо
Солнце + день – солнечный день
Дождь + утро – дождливо утро
Резина + сапоги — резиновые сапоги
Задание 2 — «Послушайте словосочетание и измените число»
Определите число и род.
Я говорю вам в ед.ч., а вы переделываете во множественное число.
Солнечный луч — солнечные лучи
Перелётная птица — …
Первый цветок -…
Дождливый день -…
Сильный ветер – …
Красивый цветок-…
Жаркий день -…
Вкусная ягода -…
Первая птичка -…
Кислое яблоко -…
Физкультминутка
Гимнастика для глаз
Нейропсихологическая гимнастика
Задание 1 – «Вставь и спиши».
Задание 2 — «Вставить окончания в прилагательные».
Чтобы выполнить это задание нам нужны помощники. Вспомогательные вопросы: Какого? каким? каком?
У син… моря, свеж… утром, о верн… друге, в темн… лесу,нет весенн… каникул, к весёл… празднику, зелён…. лето, с секретн… замком, у маленьк… ручья.
Задание 3 – «Опиши предмет»
Ученикам раздаётся по 1 предмету. Необходимо задать нужный вопрос и ответить на него. (Например, Медведь. Медведь какой? большой, бурый, злой…) и т.д.
Задание 4 – «Самый быстрый! Самый умный!»
Делимся на 2 команды и кто быстрее, а самое главное правильно выполнит задание — получит приз!
Задание 5 — Игра «Ассоциации»
Я называю вам прилагательные, а вы подбираете подходящее существительное по смыслу.
Например, зелёный, а ученики отвечают — лист.
яркое … (солнце)
глубокое (озеро)
солнечная (погода)
зелёный (лист)
спелая (ягода)
дождливый (день)
Рефлексия
О чем мы сегодня говорили?
Что узнали нового для себя?
Учитель-логопед:
Егорова Д.С.