Аннотация: Рекомендации по развитию лексического запаса у младших школьников. Простые и полезные игры для развития словарного запаса младших школьников при помощи антонимов, синонимов, фразеологизмов. Рекомендации предназначены учителям-логопедам, родителям.
Рекомендации по развитию словарного запаса у младших школьников при помощи антонимов, синонимов, фразеологизмов
Обогащение словарного запаса очень важно для школьников младшего возраста.
О словарном запасе ребенка хорошо говорит знание им синонимов и антонимов, фразеологизмов. И с теми, и с другими, как правило, у учащихся начальной школы плоховато. Ребенок с хорошо развитой речью не скажет, например, что чай «жаркий» (вместо «горячий»). Дети с недостаточным речевым развитием не улавливают этих тонкостей. Им надо помочь пополнить пассивный и активный словарный запас.
В начальной школе довольно часто дети затрудняются в выборе проверочных слов, в распознавании однокоренных, в словоизменении и словообразовании. Многочисленные ошибки в письменных работах в таких случаях неизбежны. Расширение и уточнение словарного запаса — путь к успешному преодолению трудностей.
Работу над обогащением словарного запаса ребенка нельзя рассматривать как самоцель. Иногда у детей запас слов может быть достаточно большой, особенно если в семье этому уделяют внимание. Важен не только сам по себе словарный запас, а умение активно пользоваться имеющимися словами, правильно сочетать их между собой, образовывать от них новые слова т.д.
С целью пополнить запас синонимов, антонимов, фразеологизмов у детей младшего школьного возраста рекомендовано:
- чтение книг по школьной программе,
- чтение книг по интересам учащихся,
- беседы со взрослыми, объяснение значений слов,
- изучение словарей синонимов и антонимов,
- игры со взрослыми на подбор синонимов или антонимов.
Далее мы рассмотрим простые и полезные игры для развития словарного запаса младших школьников при помощи антонимов, синонимов, фразеологизмов. Игры могут использовать учителя, логопеды, родители детей.

Милютина Анна Михайловна,
учитель-логопед