Психолого-педагогические особенности детей с речевыми нарушениям

Психолого-педагогические особенности детей с речевыми нарушениям

РечьСтруктура нарушения речи у детей дошкольного возраста неоднородна. Речевая недостаточность может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е.).

Фонетическое недоразвитие речи

Признаком фонетического недоразвития (далее ФНР) является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность звуков выражается в следующем:

  • замены звуков более простыми по артикуляции: звонкие — глухими, шипящих и свистящих – взрывными и т.д.;
  • неустойчивое употребление звуков;
  • сочетание с искаженным произнесением звуков, т.е. звук может произноситься искаженно и в тоже время смешиваться с другими звуками или опускаться;
  • ошибки при произнесении многосложных слов и слов со стечением согласных;
  • смазанность речи, сжатая артикуляция;
  • недостаточность слухового восприятия;
  • ошибки при формировании грамматического строя речи;
  • задержка лексико-грамматического развития;
  • ошибки при согласовании прилагательных и числительных с существительными;
  • ошибки в употреблении предлогов и в падежных окончаниях;
  • затруднения при анализе звукового состава слова.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (Волкова Л.С.)

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая «смазанность» речи, неточная артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Наличие неврологической симптоматики обуславливает сложные нарушения звукопроизношения.

Нарушения звукопроизношения с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематических процессов и развитие лексико-грамматических категорий. Трудности в преодолении речевых расстройств увеличивают сроки коррекционного обучения. Требуется ранее выявление речевой патологии и создание условий для коррекционной работы с детьми 4-7 лет.

В настоящее время научно доказано, что логопедическую работу с детьми надо начинать в раннем дошкольном возрасте.

Количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Именно эти дети попадают в основную группу риска по школьной неуспеваемости при овладении навыками чтения и письма. Главная причина возникновения дислексии и дисграфии – недостатки в развитии фонематических процессов. Звуко-буквенный анализ и синтез основывается на правильно сформированных, дифференцированных представлениях о фонетическом составе слова.

В свою очередь, умение анализировать звуковой состав слова, тесно связано с процессом формирования слухо-речевого взаимодействия, которое выражается в способности к правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения часто являются индикатором недостаточной готовности к усвоению навыков звуко- буквенного анализа.

Тяжелое нарушение речи

Тяжелое нарушение речи (далее ТНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.).

Речевая недостаточность при ТНР у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е.).

При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Пассивный словарь шире активного, однако, понимание вне ситуации весьма ограничено. Фразовая речь почти полностью отсутствует. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т.д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Произношение звуков и слов очень нарушено. Дети еще не подготовлены к овладению звуковым анализом и синтезом.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими.

Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Дети с ТНР имеют (по сравнению с возрастной нормой) особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

Автор: учитель–логопед
Неугодникова Яна Юрьевна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Нарушения речи Метки: 

Сейчас читают:

Словарный запас ребенка Словарный запас ребенка
Игровая дидактика как средство обучения детей с ОВЗ Игровая дидактика как средство обучения детей с ОВЗ
Почему ребенок занимается с логопедом, а улучшений нет Почему ребенок занимается с логопедом, а улучшений нет
Консультация учителя-логопеда для родителей детей раннего дошкольного возраста «Такие простые игры» Консультация учителя-логопеда для родителей детей раннего дошкольного возраста «Такие простые игры»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.