Игровая дидактика как средство обучения детей с ОВЗ

Аннотация: Статья посвящена использованию логопедом игровых технологий в коррекции устной и профилактике нарушений письменной речи. Эта технология позволяет расширять активный словарь, отрабатывать грамматические категории, развивать навыки звукового анализа и синтеза, мотивировать ребенка к игре со словом.

Игровая дидактика как средство обучения детей с ОВЗ

Оптическая дисграфияРеализация идей проекта современной модели образования невозможно без учета особенностей детей с ОВЗ, без устранения или компенсации затруднений, возникающих у них в процессе усвоения школьной программы. В АООП отведено особое место коррекционному блоку, в том числе логопедической помощи. Поэтому в условиях введения ФГОС приоритетными для школьного логопеда являются профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи, препятствующих формированию универсальных учебных действий.

Анализируя письменные работы учеников-логопатов, можно увидеть ошибки, связанные со

- слабостью звукоразличения;
- трудностями формирования образа буквы, образа и значения слова,
- пропуском и перестановкой букв и слогов;
- неумением применить правило в процессе письма.

Как правило, эти трудности не существуют порознь, а образуют целый комплекс . Конечно, нужно выучить правила, важно тренироваться в написании диктантов…И мы это делаем. Но этого зачастую бывает недостаточно…

Грамотность связана с функционированием отделов головного мозга. Их условно делят на 3 блока. Важно гармоничное развитие каждого. Недоразвитие любого из них ведет к сбою программы, проявляющейся в том числе и в школьных трудностях. Поэтому очевидно, что устранение ошибок на письме невозможно без активизации развития мозга. И, разумеется, чем раньше начата коррекция, тем она эффективнее. С чего начать? На первый план выходит создание элементарных благоприятных внешних условий:

- ребенок должен бывать на свежем воздухе; — ему необходимо активно двигаться (в идеале, это специальный комплекс двигательной коррекции). На логопедических занятиях мы компенсируем её отсутствие выполнением различных комплексов гимнастики: зрительной, дыхательной, пальчиковой, кинезиологической, гимнастики для мозга. Как еще можно помочь ребенку с ОВЗ учиться? Специалисты утверждают: «Играть!»

Почему?

В поэтапном игровом развитии формируются все механизмы, необходимые для грамотного письма. Игра развивает и совершенствует базу речемыслительной деятельности. И что для меня как логопеда очень важно — она позволяет многократно, но разнообразно повторять трудные логопедические упражнения. Иными словами, игра ведет обходными путями к намеченной цели обучения.

Я активно адаптирую и использую много речевых игр, в том числе и авторских. С некоторыми из них предлагаю познакомиться.

Речевые игры

«Волшебный мяч»

В игру включаются всевозможные мячи (гладкие, колючие, силиконовые, теннисные, с наполнителями…), которыми можно

- «перекидывать» предложения по словам, слова по слогам или звукам/буквам. При этом мы обозначаем разными сигналами конец слова и конец предложения (хлопок, притоп, кивок головой и т.д.);

- «подбрасывать» в воздух, «стучать» об пол, доску в разном темпе нужный звук или слова на определенное правило;

- бросить и поймать мяч одной рукой, выделив 2-й (5-й,ударный,звонкий..) звук.

- играть в игры из моего детства: « Я знаю 5 названий..», «Города», «Живое-неживое»…

Очень важно, что правила игры и их формулировки все время разные, а ребенок вынужден их удерживать и выполнять в течение всего занятия.

Есть у нас удивительная настольная игра «Пентаго». Она чем-то напоминает игру «Крестики-нолики». Чтобы одержать в ней победу, надо не только первым последовательно выстроить свою линию из 5 шариков одного цвета, но и на каждый ход назвать слово на определенную орфограмму, правильно проговорить словарное слово. Или, наоборот, не использовать запретную букву.

Очень нравится всем нам игра «Тик-так-бум». Пока тикает «бомба» нужно назвать слово с заданным слогом (правилом) и успеть передать ход другому. Замечательная тренировка перед контрольной работой!

Детям, имеющим трудности в обозначении твердости-мягкости согласного, сохранении слоговой структуры слова, «теряющих» гласные в слове служит добрую службу «Сказка о дружных гласных, живущих на пальчиках». Вместе с ребенком мы рисуем его ладошки (сначала правую, а позже и левую), а потом расселяем гласные по домикам-пальчикам. Пальчики рук «прошагивают» отдельные слоги, потом имена, названия предметов, предложения.

Игра «Сто в одном» имеет множество вариантов. Один из любимых — «Кто? Что?». Раздается каждому по несколько карточек. Задача игрока угадать по описанию товарища предмет, изображенный на картинке. Загадывать можно по внешнему виду, по звуковому составу, по назначению, используя синонимы-антонимы.

Строение предложения достаточно наглядно можно показать и дать ребенку прочувствовать, работая с листом бумаги и ножницами. Отрезается длинная полоса бумаги – это предложение. («Весной прилетают грачи и скворцы»). Затем она разрезается на столько полосок, сколько слов в этом предложении (5). Каждый кусочек опять делим на меньшие — это слоги. И каждый слог, проговаривая, ребенок разрезает на совсем маленькие кусочки — буквы. Потом прослеживаем обратное превращение, получив из множества маленьких букв большое предложение. Можем с этими словами-слогами-буквами поиграть в прятки. (Какой буквы не стало? Какие буквы не на месте?)

Многие дети начинают чувствовать предложение только после простукивания его по поверхности. Слово с заглавной буквы отбивается двумя пальчиками, остальные – одним указательным, конец предложения – кулачком.

На этапе формирования зрительного образа прописных букв, на этапе совершенствования звуко-буквенного анализа и синтеза, при отработке слов различной слоговой структуры активно использую настенный прописной алфавит. Можно сначала играть в маленькие секретики: «Как зовут твоего друга? Что ты любишь из сладкого?» Ребенок указкой по буквам набирает слово, помня о том, что собственные имена пишутся с заглавной буквы. Позже можно «сделать заказ официанту в ресторане» или «отправить» записку другу, или просто отгадать желание…Главное, что тетрадь и ручка может пока полежать на парте, а веселая игра помогает овладевать грамотным письмом и чтением.

Радует, что наконец наше образование повернулось лицом к детям с ОВЗ. В систему работы включены всевозможные службы. Однако, коррекционно-развивающая работа — не волшебная палочка, но она имеет накопительный эффект.
Век Митрофанушек должен остаться в прошлом. Современная школа стала другой, дети совсем не похожи на своих сверстников даже 10 -летней давности. Но учить их нужно. Привлекая разные приемы и способы. То, что прошло и проходит испытание на эффективность, креативность, современность.

Арсланова Марина Юрьевна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дисграфия, Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.