Методическая разработка «Чудо-дерево»

Аннотация: Материал будет полезен логопедам, воспитателям, педагогам ведущих образовательную деятельность по развитию речи детей дошкольного возраста. Пособие представляет собой настенное панно с изображением дерева, выполненного из цветных декоративных материалов, в горизонтальном направлении пропущено несколько параллельных линий лески, на которую посажены прищепки, выполняющих фиксирующую функцию для картинного материала. Картинки подбираются в соответствии с поставленной задачей – автоматизация звуков, называние предметов по лексическим темам, усвоение грамматических категорий и т.д.

В статье приводится примерный список игр и упражнений на развитие всех сторон речи.

Методическая разработка «Чудо-дерево»

Пособие представляет собой настенное панно с изображением дерева, выполненного из цветных декоративных материалов, в горизонтальном направлении пропущено несколько параллельных линий лески, на которую посажены прищепки, выполняющих фиксирующую функцию для картинного материала. Картинки подбираются в соответствии с поставленной задачей – автоматизация звуков, называние предметов по лексическим темам, усвоение грамматических категорий и т.д.

Актуальность данного пособия заключается в том, что в эту игру можно включить практически все лексические темы, учитель-логопед может легко и быстро прикрепить к нему любую картинку, убрать или заменить на другие, что дает простор для развития и совершенствования грамматического строя речи дошкольников.

Панно можно использовать на фронтальных занятиях, в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми. Данное «Чудо — дерево» позволяет наполнить пространство кабинета не только эстетичностью, но и несет в себе коррекционно-развивающую функцию.

Материал будет полезен логопедам, воспитателям, педагогам ведущих образовательную деятельность по развитию речи детей дошкольного возраста.

Предварительная работа – прочтение детям стихотворения К.И. Чуковского «Чудо — дерево»; установление логического несоответствия – «Может, ли это расти на самом деле? Почему?»

Научный аппарат:

Цель: развитие всех компонентов речи по средствам использования игровой ситуации; развитие ВПФ.

Задачи:

1. Обогатить словарь по лексическим темам.
2. Совершенствовать грамматический строй речи через словообразование и словоизменение по числам, родам, падежам; образование уменьшительно-ласкательной формы; образование притяжательных и относительных прилагательных и местоимений; отработку падежных окончаний; закрепление в словаре ребенка слов антонимов, многозначных слов, родственных слов.
3. Развивать связную речь путем описания признаков предмета.
4. Закрепить у детей навык правильного произношения звуков
5. Развивать фонетико-фонематические функции, через — дифференциацию звуков, нахождение картинок с заданным звуком, с заданной позицией звука в слове (начало, середина, конец), нахождение слов с заданным количеством слогов.
6. Развивать мыслительные процессы через классификации предметов, формирование обобщающих понятий, выделение «4 лишнего», формирование счетных навыков, развитие зрительного внимания и памяти (чего не стало, что изменилось).
7. Поддерживать интерес детей к логопедическим занятиям.

Примерный перечень игр и упражнений, которые можно использовать с данным пособием, можно посмотреть в приложении № 1.

Приложение № 1.

Примерные игры и упражнения, направленные на развитие речи, которые можно использовать на данном «Чудо – дереве» при использовании картинного материала, отражающего поставленные задачи.

1. Артикуляционная гимнастика (картинки — упражнения).

2. Автоматизация поставленных звуков (в начале, конце, середине слов, при стечении) при произношении названия картинного материала.

3. Дифференциация звуков, при назывании картинок. Например: свистящих – шипящих, сонорных, звонких – глухих, мягких – твердых.

4. Выделение звуков в слове, их позиция. Например, назвать только те картинки, где звук в начале, середине, конце.

5. «Раздели слово на части» — ребенку предлагается выбрать картинку и отхлопывать, разделять слов на слоги.

6. Игры с буквами – «Собери слово», «Сосчитай, сколько правильных букв». На панно прикрепляются буквы, из которых необходимо составить слова.

7. Формирование обобщающих понятий, расширение и активизация словаря по лексической теме. «Что лишнее», «Детеныши», «Что где растет?», «Кто голос подает?», из чего будем варить компот? И.т.д. (Детям предъявляются картинки объеденных одной лексической темой или добавляются из других категорий для выделения лишних)

8. Игры на формирование грамматических категорий, также проводимых с использованием картинного материала:

  • «Скажи ласково» называние слов и их изменение, расширение активного словаря.
  • «Жадина» – согласование имен существительных с притяжательными местоимениями.
  • «Один –много» — образование множественного числа. Либо поиск пары картинок (карандаш — карандаши), либо преобразование единственного числа в множественную форму.
  • «Прятки» — развитие памяти, внимания, изменение окончаний. (По заданной инструкции, дети запоминают предъявленные картинки, после чего одна — две снимаются, переставляются)
  • «Веселый счет» — согласование имен существительных с числительными 1,2,5, изменение падежных окончаний.
  • «Подбери слово», «Какого цвета предмет?» — упражнение в подборе прилагательных к существительным
  • «Чей хвост?», «Чья шапочка?» — расширять словарь детей за счет употребления притяжательных прилагательных.
  • «С какого дерева листок» — расширять словарь детей за счет употребления относительных прилагательных .
  • «Горячий – холодный», «Слова — наоборот» — закрепить в словаре ребенка слова антонимы.
  • «Родственники» — образование родственных слов.

9. Работа над развитием слоговой структуры слов.

10. «Загадки», «Магазин» — составление описательных рассказов, развитие связной речи.

Наглядную демонстрацию данного пособия можно посмотреть в приложении № 2.

Логопедическое пособие Чудо-дерево

Логопедическое пособие Чудо-деревоЛогопедическое пособие Чудо-деревоЛогопедическое пособие Чудо-дерево

Автор: учитель-логопед
Пичкобий Анастасия Владимировна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям Метки: ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.