Календарный план непосредственно образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматической стороны речи и по развитию связной речи с детьми с ЗПР (5 – 6 лет)
Составлен на основе:
- «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова;
- Морозова И.А. Пушкарёва М.А. Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий для работы с детьми с ЗПР 5-6 лет;
- Бардышева Т.Ю. Моносова Е.Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5-6лет с ОНР
Недели |
Лексическая тема |
Фонетико-фонематическая сторона речи |
Лексико-грамматическая сторона речи Словообразование |
Связная речь |
||
СЕНТЯБРЬ |
||||||
1-я неделя |
Логопедическое обследование |
|||||
2-я неделя | ||||||
3-я неделя |
Наш детский сад |
Формировать понятие «ряд», умение определять его начало, середину, конец.
Развивать навыки физиологического дыхания. |
Закрепление умения согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя. Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа. | Учить владеть навыками составления простых распространенных предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, картинно-графической схеме. | ||
4-неделя |
Игрушки |
Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках. | Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. | Учить навыкам составления описательного рассказа, пересказа, составления рассказа по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов. | ||
ОКТЯБРЬ |
||||||
1-я неделя |
Осень. Предлоги НА, С |
Звук и буква У |
Отработка падежных окончаний и образование множественного числа существительных. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Формирование умения выделять слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков и слов сравнительного анализа. Учить подбирать синонимы к глаголам.
Учить использовать предлоги НА, С с существительными единственного и множественного числа в родительном, винительном и предложном падежах. |
Учить навыкам составления описательного рассказа, пересказа, составления рассказа по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов.
Учить пересказывать текст используя картинный план. |
||
Формировать понятия «звук», «гласный звук», «буква». | ||||||
2-я неделя |
Деревья |
Звук и буква У (продолжение) |
Согласование имён числительных два и пять с существительными; упражнение в употреблении формы множественного числа имён существительных в родительном падеже.
Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных. |
Учить владеть навыками составления простых распространенных предложений по картинно-графической схеме. | ||
Закрепить понятия«звук», «гласный звук».
Формировать навыки звукового анализа (продолжать учить выделять звук «У» из начала слова). Закрепить зрительный образ буквы У. |
||||||
3-я неделя |
Лес. Грибы |
Звук и буква А |
Формировать практическое усвоение простых способов словообразования: множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательных форм существительных и прилагательных, глаголов с разными приставками и суффиксами, относительных и составных прилагательных. | Учить владеть навыками составления простых распространенных предложений по картинно-графической схеме. | ||
Познакомить со звуком и буквой А.
Формировать понятия «звук», «гласный звук», «буква». Учить произносить звук «А» длительно, коротко, громко, тихо, с различной интонацией. Формировать навыки звукового анализа. |
||||||
4-неделя |
Овощи. Предлоги В, НА |
Звук и буква А(продолжение) |
Расширять и активизировать глагольный словарь по теме (выкапывают, срезают, выдергивают, срывают, поливают и т.д.).
Уточнить и закрепить правильное употребление предлогов В, НА, С, ИЗ (в земле, на земле, из земли, с грядки и т.д.). Формировать умение составлять сложноподчиненные предложения. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже. Образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами –ик-, -чик-, -ечк, -очк-, -еньк-, -оньк- по теме. |
Учить составлять описательные рассказы об овощах.
Формировать навыки диалогической речи. |
||
Закрепить понятия «звук», «гласный звук».
Формировать навыки звукового анализа (продолжать учить выделять звук «А» из начала слова). Закрепить зрительный образ буквы А. |
||||||
НОЯБРЬ |
||||||
1-я неделя |
Фрукты |
Звуки [У]-[А] |
Расширять и обогащать словарь по теме.
Учить образовывать именительный падеж множественного числа и уменьшительно-ласкательную форму существительных. Учить согласовывать числительные 1-5 с существительными. |
Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на таблицу. | ||
Закрепить правильное произнесение звуков «А», «У», образ букв А, У.
Формировать понятие «гласный звук». |
||||||
2-я неделя | Овощи-фрукты |
Звуки [У]-[А] (продолжение) |
Учить дифференцировать понятия «овощи» и «фрукты».
Правильно использовать родительный падеж множественного числа существительных. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных. |
Учить пересказывать рассказы с опорой на картинно-графический план. | ||
Формировать навык чтения, анализ и синтез звукосочетаний «АУ», «УА».
Формировать графические навыки. |
||||||
3-я неделя | Перелётные птицы |
Звук и буква И |
Уточнить и расширить словарь по теме.
Учить образовывать множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных. Учить образовывать новые слова типа «белокрылый». Учить согласовывать прилагательные с существительными. |
Учить составлять описательные рассказы о перелетных птицахс опорой на картинно-графический план. | ||
Познакомить со звукоми буквой И.
Закрепить понятие «гласный звук». Учить произносить звук «И» длительно, громко, тихо, с различной интонацией, выделять из начала слов. |
||||||
4-я неделя |
Наше тело. Гигиена |
Звук и буква И (продолжение) |
Расширять и обогащать словарь по теме.
Учить распространять предложения с помощью глаголов. Учить образовывать множественное число существительных в именительном падеже. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных. Учить согласовывать слова «один», «два», «пять», «много» с существительными. Учить использовать слова с противоположным значением (слова-антонимы). |
Учить составлять сложноподчиненные предложения по картинкам. | ||
Закрепить понятия «звук [И], «гласный звук».
Закрепить зрительный образ буквы И. Учить выделять звук «И» из начала слова. |
||||||
ДЕКАБРЬ |
||||||
1-я неделя |
Дикие животные. Предлоги В, ИЗ |
Звуки и буквы А, У, И | Расширить и активизировать словарь по теме.
Закрепить образование множественного числа существительных. Формировать обобщающее понятие «дикие животные». Формировать согласование числительных от 1 до 5 и слова «много» с существительными. Продолжать учить использовать уменьшительно-ласкательную форму имён существительных. Учить правильно употреблять предлоги В, ИЗ. |
Учить пересказывать и составлять рассказы цепной структуры по картинно-графическим планам. | ||
Уточнить и закрепить правильное произнесение звуков «А», «У», «И».
Уточнить и закрепить понятие «гласный звук». Учить выделять гласный звук из начала слова. Учить анализу, синтезу и чтению звукосочетаний АУ, УА, ИА, УИ и т.д. |
||||||
2-я неделя |
Дикие животные и их детёныши. Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА, ПОД, ИЗ-ПОД |
Звук и буква Э |
Учить образовывать притяжательные прилагательные от названий животных.
Учить образовывать множественное число, уменьшительно- ласкательную форму существительных. Закрепить образование притяжательных прилагательных. Учить правильно употреблять предлоги ЗА, ИЗ-ЗА, ПОД. ИЗ-ПОД. |
Учить навыкам составления описательного рассказа, пересказа, составления рассказа по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов. |
||
Познакомить со звуком и буквой Э.
Учить произносить звук правильно и длительно. Закрепить понятие «гласный звук». Учить выделять звук «Э» из начала слова. |
||||||
3-я неделя |
Зима. Предлоги НА, С |
Звук и буква Э (продолжение) |
Расширять и активизировать словарь по теме.
Учить использовать предлоги НА, С с существительными множественного числа в родительном, винительном и предложном падежах. Учить спрягать глаголы будущего времени. Формировать навыки диалогической речи. |
Формировать умение пересказывать текст.
Рассказ «Заяц и белка» (по С. Забрамной). |
||
Закрепить понятие «гласный звук».
Учить выделять звук «Э» из начала слова. Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепить зрительный образ буквы Э. |
||||||
4-я неделя |
Новогодняя ёлка. Предлоги НА, С |
Звук и буква О |
Активизировать словарь по теме.
Формировать обобщающее понятие «елочные игрушки». Закрепить умение составлять предложения с существительными множественного числа в творительном падеже без предлога. Закрепить умение использовать в предложениях предлоги НА, С. Учить распространять предложения прилагательными и согласовывать их с существительными единственного и множественного числа. |
Учить пересказывать рассказы по вопросам и картинно-графическому плану.
Рассказ «Новогодний праздник в детском саду» . |
||
Познакомить со звуком и буквой О.
Закрепить понятие «гласный звук». Учить произносить звук «О» длительно, коротко, громко, тихо, с различной интонацией, выделять из начала слов. |
||||||
ЯНВАРЬ |
||||||
1-я неделя | Каникулы | |||||
2-я неделя |
Зимние забавы |
Звук [О] в конце слова |
Активизировать словарь по теме.
Учить согласовывать прилагательные с существительными. Закрепить умение пользоваться изученными предлогами. |
Учить составлять предложения по картинно-графическим схемам.
Обучать пересказу по картинкам и самостоятельному составлению рассказов по картинно-графическому плану. |
||
Закрепить понятие «гласный звук».
Закрепить умение выделять звук «О» в начале слова. Учить выделять звук «О» в конце слова. |
||||||
3-я неделя |
Зимующие птицы |
Звук [О] в середине слова |
Познакомить с понятием «зимующие птицы», уточнить и расширить словарь по теме.
Учить образовывать существительные множественного числа в именительном, родительном и творительном падежах. Учить образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц; учить образовывать прилагательные и существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; закреплять употребление существительных в именительном и родительном падежах множественного числа. Закрепить пространственные представления, уточнить и закрепить использование предлогов НА, НАД, ПОД, К, ОТ. |
Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием серии картинок «Как дети помогали птицам». | ||
Закрепить понятие «гласный звук».
Учить выделять звук «О» в середине слова. Закрепить умение выделять звук «О» в начале и в конце слова. |
||||||
4-я неделя |
Одежда. Предлоги С, БЕЗ |
Звуки и буквы О и У |
Формировать обобщающее понятие «одежда».
Учить образовывать и использовать множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных. Формировать правильное употребление родительного падежа множественного числа. Учить согласовывать и использовать местоимения «мой», «моя», «мое», «мои» с существительными. Учить образовывать и правильно использовать притяжательные прилагательные типа: мамин(-а, -о), папин(-а, -о), дедушкин(-а, -о), Катин(-а, -о) и т.п. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных. Учить использовать противительный союз А и соединительный союз И. |
Учить владеть навыками составления простых распространенных предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, картинно-графической схеме. | ||
Закрепить понятие «гласный звук».
Учить выделять звук «О» («У») из начала, середины и конца слова. Закрепить зрительные образы букв О и У. |
||||||
ФЕВРАЛЬ |
||||||
1-я неделя |
Обувь |
Звук и буква М Учить произносить звук [М], выделять его среди других звуков в слогах и Закрепить понятие «гласные звуки». Формировать понятие «согласный звук». |
Расширять и активизировать словарь по теме, закрепить обобщающее понятие «обувь».
Учить использовать единственное и множественное число существительных. Закрепить правильное использование существительных единственного числа в творительном падеже и существительных множественного числа в родительном падеже. Формировать умение согласовывать слова в предложении. Учить образовывать прилагательные от существительных. Формировать умение распространять предложения за счет прилагательных. Закрепить умение согласовывать личные местоимения с глаголами будущего времени. |
Закрепить умение составлять простое распространенное предложение по картинно-графической схеме. | ||
2-я неделя |
Головные уборы |
Звук и букв М (продолжение) |
Уточнить и расширить словарь по теме. Формировать обобщающее понятие «головные уборы».
Формировать умение использовать существительные в именительном падеже множественного числа. Учить образовывать прилагательные от существительных. Учить согласовывать относительные прилагательные с существительными в винительном падеже. |
Учить составлять простое распространенное предложение с относительными прилагательными. | ||
Закрепить изученные звуки и буквы.
Формировать понятия «гласный звук», «согласный звук», «буква». Учить звуковому анализу и синтезу. |
||||||
3-я неделя |
Одежда-обувь |
Звук и буква Ы |
Закрепить обобщающие понятия «одежда» и «обувь».
Учить согласовывать существительные с числами 1, 2, 5, местоимениями «мой», «моя». Закрепить употребление изученных предлогов В, НА, С, ИЗ. |
Учить составлять предложения и рассказы по картинкам. | ||
Познакомить с буквой Ы.Учить четко произносить звук «Ы» изолированно, в слогах и словах.
Формировать понятие «гласный звук». Учить выделять звук из ряда гласных и из конца слова. Учить образовывать множественное число существительных при помощи звука «Ы». |
||||||
4-я неделя |
23 февраля — День защитника Отечества |
Звук и буква Ы (продолжение) |
Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.
Формировать обобщающее понятие «защитники Отечества», «военные». Учить образовывать новые слова. Закрепить умение использовать существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, в творительном падеже единственного числа, в родительном падеже множественного числа во фразовой речи. |
Учить навыкам составления описательного рассказа, пересказа, составления рассказа по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов. | ||
Закрепить понятия «звук [Ы], «гласный звук».
Учить выделять звук «Ы» в конце слова. Учить выделять звук «Ы» в середине слова. Закрепить зрительный образ буквы Ы. |
||||||
МАРТ |
||||||
1-я неделя |
Семья |
Звуки и буквы И-Ы |
Уточнить и расширить словарь по теме. Формировать обобщающее понятие «семья».
Учить понимать сложные логико-грамматические конструкции. Формировать употребление сравнительной степени прилагательных: старший (старше), младший (младше), большой (больше), маленький (меньше). Формировать правильное употребление падежных окончаний существительных единственного числа. |
Учить составлять сложносочиненные предложения с противительными союзами А, НО. | ||
Учить дифференцировать звуки [И]-[Ы].
Формировать умение образовывать существительные множественного числа при помощи звуков [Ы]-[И]. |
||||||
2-я неделя |
Мамин праздник 8 Марта |
Звуки и буквы И-Ы (продолжение) |
Учить преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода; упражнять в подборе родственных слов; упражнять в подборе признаков к предметам | Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку. Заучивание стихотворений. | ||
Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза обратных слогов ИМ, ЫМ. | ||||||
3-я неделя |
Весна |
Звук и буква М (продолжение) |
Учить выделять признаки весны, отличать ее от других времен года.
Формировать практическое усвоение простых способов словообразования: множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательных форм существительных и прилагательных, глаголов с разными приставками и суффиксами, относительных и составных прилагательных. Формировать практическое усвоение и понимание антонимов. |
Учить составлять рассказ по серии сюжетных картин и картинно-графическому плану. | ||
Учить читать прямые открытые слоги с буквой М и слово «мама».
Обучать звуко-буквенному анализу и синтезу. Формировать графические навыки. |
||||||
4-я неделя |
Животные и птицы холодных стар. Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА, В, ИЗ |
Звук и буква П |
Уточнить знания по теме, расширить и активизировать словарь.
Закрепить умение употреблять существительные в именительном падеже единственного и множественного числа. Закреплять умение употреблять существительные множественного числа в родительном падеже. Учить составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом А. Учить образовывать притяжательные прилагательные от названий животных и птиц. Учить правильно использовать предлоги ЗА, ИЗ-ЗА, В, ИЗ. |
Учить навыкам составления описательного рассказа, пересказа, составления рассказа по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов. | ||
Познакомить со звуком и буквой П, учить выделять звук ИЗ начала слова.
Формировать понятие «согласный звук». |
||||||
5- неделя |
Профессии |
Звук и буква П (продолжение) Активизировать звук в слогах, словах, предложениях. Формировать графические навыки. |
Закрепить и активизировать словарь по теме.
Закрепить понятие «профессия». Формировать практическое усвоение простых способов словообразования: множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательных форм существительных и прилагательных, глаголов с разными приставками и суффиксами, относительных и составных прилагательных. |
Учить владеть навыками составления простых распространенных предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, картинно-графической схеме. | ||
АПРЕЛЬ |
||||||
1-я неделя |
Домашние животные и их детёныши |
Звук и буква П (продолжение) |
Расширить и активизировать словарь по теме и формировать обобщающее понятие «домашние животные», «детеныши». Расширять и обогащать глагольный словарь (ест, жует, грызет, дерет, щиплет, лакает).
Закрепить использование в речи творительного падежа существительных. Учить детей образовывать именительный и родительный падежи множественного числа существительных. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных. Учить составлять простые распространенные предложения и сложносочиненные предложения с противительным союзом А. |
Учить владеть навыками составления простых распространенных предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, картинно-графической схеме. | ||
Закрепить изученные звуки и буквы.
Учить выделять звук «П» в конце слова. |
||||||
2-я неделя |
12 апреля – День космонавтики |
Звук и буква П (продолжение) |
Учить использовать существительные единственного числа в различных падежах.
Закрепить умение согласовывать числительные 1—5 с существительными. Учить префиксальному способу образования глаголов. |
Учить составлять рассказ по картинкам с использованием вопросов. | ||
Учить звуковому анализу и синтезу, чтению слогов с изученными буквами. Формировать графические навыки. |
||||||
3-я неделя |
Домашние птицы и их птенцы |
Звук и буква Т | Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.
Формировать обобщающие понятия «домашние птицы», «птенцы». Учить согласовывать числительные 1-5 с существительными. |
Учить пересказывать рассказ по серии сюжетных картинок. | ||
Закрепить изученные звуки и буквы.Формировать понятие «согласный звук».
Познакомить со звуком и буквой Т. Учить выделять звук «Т» из начала слова. |
||||||
4-я неделя |
Посуда |
Звук и буква Т (продолжение)
|
Уточнить словарь по теме, расширить и активизировать его.Формировать обобщающее понятие «посуда».
Учить использовать существительные множественного числа в родительном падеже. Учить суффиксальному способу образования существительных (сухарница, супница и т.д.). Учить образовывать относительные прилагательные. Учить согласовывать прилагательные с существительными. Учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями «мой», «моя», «мое», «мои». |
Учить составлять рассказ по картинке и пересказывать его по картинно-графическому плану. | ||
Активизировать звук в слогах, словах, предложениях.
Учить выделять звук «Т» в конце слова. Формировать понятия «гласный звук», «согласный звук», «буква». |
||||||
МАЙ |
||||||
1-я неделя |
Дом строительство |
Звук и буква Т (продолжение) |
Уточнить и расширить словарь по теме, активизировать его.
Учить образовывать относительные прилагательные. Учить образовывать сложные слова типа «пятиэтажный». Учить префиксальному способу образования глаголов. |
Учить составлять рассказ по выполненному действию.
Учить составлять рассказы по сюжетной картинке. Учить составлять описательные рассказы. |
||
Закрепить изученные звуки и буквы.
Учить звуковому анализу и синтезу, чтению слогов с изученными буквами. Формировать графические навыки. |
||||||
2-я неделя |
Мебель |
Звук и буква К |
Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.
Формировать обобщающее понятие «мебель». Упражнять в правильном использовании предлогов НА, ПОД, НАД, ОКОЛО, ЗА, ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД во фразовой речи. Учить согласовывать местоимения «мой», «моя», «мое», «мои» с существительными. Учить образовывать относительные прилагательные. Учить согласовывать прилагательные с существительными. |
Учить составлять описательные рассказы о мебели по таблице. | ||
Закрепить изученные звуки и буквы.
Познакомить со звуком и буквой К, учить выделять звук из начала, конца и середины слова. Формировать понятие «согласный звук». |
||||||
3-я неделя |
Транспорт |
Звук и буква К (продолжение) |
Формировать обобщения по теме (транспорт, водный транспорт, наземный транспорт, воздушный транспорт, подземный транспорт).
Закрепить умение использовать существительные в именительном падеже множественного числа и в творительном падеже единственного числа без предлога. Учить префиксальному способу образования глаголов. Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже множественного числа. Формировать умение правильно употреблять простые предлоги. |
Учить владеть навыками составления простых распространенных предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, картинно-графической схеме. | ||
Активизировать звук в слогах, словах, словосочетаниях.
Учить звуко-буквенному анализу и синтезу. |
||||||
4- неделя |
Лето. Цветы. Насекомые |
Звуки К-Т |
Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени; закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени; развивать словарь синонимов. Закреплять употребление существительных в предложном падеже. Учить подбирать признаки к предмету | Составление рассказа «Лето красное пришло» по сюжетной картине. | ||
Учить дифференцировать звуки и буквы К — Т.
Учить правильно употреблять их в слогах, словах и предложениях. Закрепить умение выделять звуки из начала и конца слова. Учить звуко-буквенному анализу и синтезу. |
||||||
Автор: учитель-логопед Тропко Е.С.