Упражнения и задания для работы по восстановлению речи у пациентов с комплексной моторной афазией средней и легкой степени выраженности
В статье представлены практические задания для работы по восстановлению речи у пациентов, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму.
В данной практической тетради представлен комплекс специальных упражнений и заданий для работы по восстановлению речи у пациентов с комплексной моторной афазией средней и легкой степени выраженности речевого дефекта.
Урок 1.
1. Читать:
БРА-БРО-БРУ-БРЫ
БРЯ-БРЕ-БРЮ-БРИ
БЛА-БЛО-БЛУ-БЛЫ
БЗА-БЗО-БЗУ-БЗЫ
БЗЯ-БЗЕ-БЗЮ-БЗИ
БДА-БДО-БДУ-БДЫ
БДЯ-БДЕ-БДЮ-БДИ
БЖА-БЖО-БЖУ-БЖИ
БЦА-БЦО-БЦУ-БЦЫ
2. Дописать слова:
БА_____________ БИ_____________ БО___________ БЕ__________ БУ__________
БА______________ БИ_____________ БО___________ БЕ__________ БУ__________
БРА_____________ БРИ____________ БРО__________ БРЕ__________ БРЮ________
БРА_____________ БРИ____________ БРО__________ БРЕ__________ БРЮ_________
БЛА_____________ БЛЕ____________ БЛО__________ БЛУ__________ БЛИ_________
3. Подобрать существительные к глаголам (по 2 слова):
НЕНАВИДЕТЬ ( что? ) _____________, ________________
НЕНАВИДЕТЬ (кого ? ) _____________, ________________
ПРОСИТЬ (кого ? ) _______________, _________________
ВСПОМНИТЬ ( о чём? ) ___________, __________________
УКЛАДЫВАТЬ ( кого ? ) ___________, __________________
ОШИБСЯ (кто? ) _________________, __________________
СЛОЖИТЬ ( что ? ) _______________, __________________
УПРАВЛЯТЬ ( чем ? ) _____________, __________________
4. Составить предложения по опорным словам:
СОСЕДКА – ДЕНЬГИ
ДЕВУШКА – ГОЛОВА
ЦЕНТР – ПЛОЩАДЬ
ДРУЗЬЯ – КОНЦЕРТ
ДЕТИ – АВТОБУС
Урок 2.
1. Подобрать существительные к прилагательным (по 3 слова):
ГОРОДСКОЙ ( что ? ) ____________, _______________, ____________
ГОРОДСКАЯ ( что ? ) ____________, _______________, _____________
ГОРОДСКОЕ ( что ? ) ____________, _______________, _____________
ГОРОДСКИЕ ( что ? ) ____________, _______________, _____________
2. Подобрать существительные:
У_ _
_ у _
У _ _ _
_ у _ _
_ _ у _
У _ _ _ _
_ у _ _ _
_ _ у _ _
_ _ _ у _
У _ _ _ _ _
_ у _ _ _ _
_ _ у _ _ _
_ _ _ у _ _
_ _ _ _ у _
3. Читать:
ПЛА – ПЛО – ПЛУ – ПЛЫ
ПЛЯ – ПЛЕ – ПЛЮ – ПЛИ
ПНА – ПНО – ПНУ – ПНЫ
ПНЯ – ПНЕ – ПНЮ – ПНИ
ПТА – ПТО – ПТУ – ПТЫ
ПТЯ — ПТЕ – ПТЮ – ПТИ
ПСА – ПСО – ПСУ – ПСЫ
ПСЯ – ПСЕ – ПСЮ – ПСИ
ПША – ПШО – ПШУ – ПШИ
ПРА – ПРО – ПРУ – ПРЫ
ПРИ – ПРЕ – ПРЮ – ПРИ
Урок 3.
1. Читать:
СПА – СПО – СПУ – СПЫ
СПЯ – СПЕ – СПЮ – СПИ
СТА – СТО – СТУ – СТЫ
СТЯ – СТЕ – СТЮ – СТИ
СЛА – СЛО – СЛУ – СЛЫ
СЛЯ – СЛЕ – СЛЮ – СЛИ
СВА – СВО – СВУ – СВЫ
СВЯ – СВЕ – СВЮ – СВИ
СМА – СМО – СМУ – СМЫ
СМЯ – СМЕ – СМЮ – СМИ
СКА – СКО – СКУ – СКЫ
СКЯ – СКЕ – СКЮ – СКИ
СРА – СРО – СРУ – СРЫ
СРЯ – СРЕ – СРЮ – СРИ
СДА – СДО – СДУ – СДЫ
СДЯ – СДЕ – СДЮ – СДИ
СГА – СГО – СГУ – СГЫ
СГЯ – СГЕ – СГЮ – СГИ
2. Дописать слова:
СВА__________ СВО____________ СВЕ_____________
СКА__________ СКО____________ СКУ_____________
СКИ__________ СТА____________ СТО_____________
СТУ__________ СТИ____________ СТЕ_____________
СЛА__________ СЛО___________ СЛУ_____________
СЛИ__________ СЛЕ___________ СРЕ_____________
СДА__________ СДЕ____________ СЛЮ_____________
3. Составить предложения по опорным словам:
ВОДА – ЧАЙНИК
ОВОЩИ – СУП
ФРУКТЫ – САЛАТ
ХОЛОДИЛЬНИК – ПРОДУКТЫ
СКОВОРОДА – КОТЛЕТЫ
МОРКОВЬ – ТЁРКА
РАКОВИНА – ПОСУДА
СЕМЬЯ – ОБЕД
Урок 4.
1. Читать:
ГЛА – ГЛО – ГЛУ – ГЛЫ
ГЛЯ – ГЛЕ – ГЛЮ – ГЛИ
ГРА – ГРО – ГРУ – ГРЫ
ГРЯ – ГРЕ – ГРЮ – ГРИ
ГНА – ГНО – ГНУ – ГНЫ
ГНЯ – ГНЕ – ГНЮ – ГНИ
ГВА – ГВО – ГВУ – ГВЫ
ГВЯ – ГВЕ – ГВЮ – ГВИ
ГЗА – ГЗО – ГЗУ – ГЗЫ
ГЗЯ – ГЗЕ – ГЗЮ – ГЗИ
2. Дописать слова:
ГЛА__________ ГРО___________
ГЛО__________ ГРИ___________
ГЛУ__________ ГРУ____________
ГЛЫ__________ ГРЯ____________
3. Подобрать антонимы (слова с противоположным значением):
ИДЁТ, а наоборот ___________________
ЛОЖИТСЯ, а наоборот _______________
МОЛЧИТ, а наоборот ________________
СЛОМАЛ, а наоборот _______________
4. Закончить фразы 3-мя вариантами:
Я ПОЗВОНЮ (кому?) ____________, ______________, __________________
ОН ПРИНЁС (что?) ______________, ______________, __________________
ОНА БУДЕТ (что делать?)_______________, _______________, ____________
РЕМОНТ (чего?) _______________, ____________________, _______________
КУСОК (чего?) ________________, ____________________, ________________
ДОСТАВКА (чего?) _______________, _________________, ________________
КОНЕЦ (чего?) __________________, _________________, _________________
РЕЦЕПТ (чего?) _________________, _________________, __________________
Урок 5.
1. Подобрать существительные к прилагательным (по 2 – 3 слова):
СЛАДКИЙ -
СЛАДКАЯ –
СЛАДКОЕ -
СЛАДКИЕ -
2. Составить слова из букв:
М, А, И, З –
Т, Е, Е, В, Р –
Ф, Е, К, Р, И –
Д, А, У, М –
А, К, Ш, А –
Т, Р, К, О –
Р, М, Е, О –
3. Подобрать слова на букву М из трёх букв:
М__ __
М__ __
М__ __
М__ __
М__ __
М__ __
М__ __
М__ __
М__ __
М__ __
4. Читать:
МЛА – МЛО – МЛУ – МЛЫ
МЛЯ – МЛЕ – МЛЮ – МЛИ
МНА – МНО – МНУ – МНЫ
МНЯ – МНЕ – МНЮ – МНИ
МТА – МТО – МТУ – МТЫ
МТЯ — МТЕ – МТЮ – МТИ
МСА – МСО – МСУ – МСЫ
МСЯ – МСЕ – МСЮ – МСИ
МША – МШО – МШУ – МШИ
МРА – МРО – МРУ – МРЫ
МРИ – МРЕ – МРЮ – МРИ
Урок 6.
1. Подобрать существительные к глаголам (по 2 слова):
ВЕЗЁТ __________________, _____________________
НЕСЁТ __________________, _____________________
ТЯНЕТ _________________, ______________________
ЗОВЁТ ________________, _______________________
ГРЕЕТ ________________, _______________________
БОЛИТ ______________, ________________________
ПОРТИТ _____________, ________________________
2. Закончить предложения:
НА БАЛКОНЕ ___________________________________________________________
НА ТРАВЕ ______________________________________________________________
ЗА ЗАБОРОМ ____________________________________________________________
НА СЦЕНЕ _______________________________________________________________
ЗА ОКНОМ ______________________________________________________________
В БОЛЬНИЦЕ _____________________________________________________________
3. Написать небольшой рассказ ( 4-5 предложений ), используя словосочетания:
РАННЯЯ ВЕСНА, ПРОГУЛЯТЬСЯ ПО ЛЕСУ, ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ, НАБУХАЮТ ПОЧКИ, ЩЕБЕТ ПТИЦ
Урок 7.
1. Подобрать существительные к прилагательным ( по 3 слова ):
ВЕСЁЛЫЙ –
ВЕСЁЛАЯ –
ВЕСЁЛОЕ –
ВЕСЁЛЫЕ –
2. Подобрать слова с буквой И:
И __ __
__ И __
__ __ И
И __ __ __
И __ __ __ __
3. Подобрать слова по аналогии, например, КОШЕЛЁК – ДЕНЬГИ:
КОРЗИНА –
ЯЩИК –
БУТЫЛКА –
БОЧКА –
СТАКАН –
СУМКА –
ПОРТФЕЛЬ –
ЛЕТО –
БОЛЬНИЦА –
САД –
МОРЕ –
МАГАЗИН –
БИБЛИОТЕКА –
Урок 8.
1. Дописать слова:
РА___________ РЕ___________ РО__________ РИ___________ РЫ____________
РА___________ РЕ___________ РО__________ РИ___________ РЫ____________
2. Подобрать по 2 глагола к наречиям:
ТОЧНО (что делают?)
ГРУБО (что делают?)
ПРОСТО (что делают?)
УДАЧНО (что делают?)
РАНО (что делают?)
ТИХО (что делают?)
ЛЕГКО (что делают?)
ЛАСКОВО (что делают?)
СИЛЬНО (что делают?)
3. Подобрать слова с буквой М:
М__ __
__ М __
__ __ М
М __ __ __
__ М __ __
__ __ М __
__ __ __ М
М __ __ __ __
М __ __ __ __ __
4. Подобрать существительные, отвечая на вопросы:
ПОЛУЧИЛ ( что? )
ПОЛУЧИЛ ОТ (кого?)
ПОЛУЧИЛ В (где?)
ПОЛУЧИЛ ИЗ (откуда?)
ПОЛУЧИЛ ЧЕРЕЗ (какое время?)
ОСТАНОВИЛСЯ (кто?)
ОСТАНОВИЛСЯ У (кого? Или чего?)
ОСТАНОВИЛСЯ В (где?)
ОСТАНОВИЛСЯ ЧЕРЕЗ (какое время?)
5. Закончить предложения:
НА БЕРЕГУ МОРЯ ________________________________________________________
ЧЕРЕЗ ДЕСЯТЬ МИНУТ ____________________________________________________
В ПРОШЛОМ ГОДУ _______________________________________________________
НА ДЕРЕВЕ ______________________________________________________________
ПОСЛЕ ШКОЛЫ___________________________________________________________
Урок 9.
1. Читать:
МЛА – МЛО – МЛУ – МЛЫ
МЛЯ – МЛЕ – МЛЮ – МЛИ
МРА – МРО – МРУ – МРЫ
МРЯ – МРЕ – МРЮ – МРИ
МНА – МНО – МНУ – МНЫ
МНЯ – МНЕ – МНЮ – МНИ
МДА – МДО – МДУ – МДЫ
МДЯ – МДЕ – МДЮ – МДИ
2. Дописать слова:
МА_____ МИ_____ МЫ______
МА_____ МИ_____ МЫ______
МУ_____ МО_____ МЕ_______
МУ_____ МО_____ МЕ_______
3. Подобрать существительные к глаголам, отвечая на вопросы в скобках:
УЕХАЛ ( кто? ) ___________________
УЕХАЛ В ( куда? ) ___________________
УЕХАЛ НА ( чём? ) ___________________
УЕХАЛ С ( кем ? ) _____________________
УЕХАЛ ИЗ (откуда ? ) __________________
4. Подобрать слова с буквой К:
К __ __
__ К __
__ __ К
К __ __ __
К __ __ __ __
К __ __ __ __ __
5. Составить предложения по опорным словам:
ХОЗЯИН – СОБАКА
СЫН – ШАХМАТЫ
ПЛЯЖ – МЯЧ
НЕВЕСТА – БУКЕТ
ЦИРК – АРТИСТЫ
Урок 10.
1. Читать:
ФЛА – ФЛО – ФЛУ – ФЛЫ
ФЛЯ – ФЛЕ – ФЛЮ – ФЛИ
ФРА – ФРО – ФРУ – ФРЫ
ФРЯ – ФРЕ – ФРЮ – ФРИ
ФКА – ФКО – ФКУ – ФКИ
2. Дописать слова:
ФА____________ ФО_______________
ФА____________ ФО_______________
ФИ____________ ФУ_______________
ФИ____________ ФУ_______________
3. Подобрать антонимы ( слова с противоположным значением ):
ШЕПЧЕТ –
ПРИШЁЛ –
ОТКРЫЛ –
ПРИВЯЗАЛ –
ОТОРВАЛ –
УСНУЛ –
ДЕНЬ –
УТРО –
СЕВЕР –
ВОСТОК –
4. Подобрать слова с буквой Д:
Д __ __
__ Д __
__ Д __
Д __ __ __
Д __ __ __ __
Д __ __ __ __ __
5. Составить предложения по опорным словам:
СЕРДЦЕ – БОЛЬ
РЕСТОРАН – БЛЮДО
ТУРИСТЫ – ПЕЩЕРА
ВЕЧЕР – МУЗЫКА
ДРУГ – ГИТАРА
АДРЕС – ПИСЬМО
ПОЕЗД – ПОПУТЧИК
Елена Липенкова, логопед