Практики с доказанной эффективностью в работе учителя-логопеда с детьми с особыми образовательными потребностями

Дети с ОВЗАннотация: В данной статье раскрываются основные методы и приёмы работы с детьми с особыми образовательными потребностями при помощи инструментов – практик с доказанной эффективностью. Таких как визуальное расписание, карточка «Сначала-потом», таймер, алгоритмы проведения игр, карточка «Твоя очередь», «Таблица результатов», социальная история «Когда ты мешаешь другим», «Ответная доска». Вы познакомитесь с вариативностью применения некоторых практик. Получите практические инструкции их применения.

Ключевые слова: речевая работа, визуальное расписание, этапы работы, алгоритмы проведения игр, социальная история; коммуникация.

Практики с доказанной эффективностью в работе учителя-логопеда с детьми с особыми образовательными потребностями

Работа в группе для детей с особыми образовательными потребностями намного глубже и порой сложнее, чем может казаться со стороны. Ведь уровень развития речи бывает разным, и зачастую далеко не самым лёгким.

И нужно подумать: «Как же с совершенно не говорящим ребёнком можно выстроить эффективную речевую работу?» Для этого у меня имеется «Волшебная палочка». И не одна!

Совместный проект с некоммерческой организацией «Звёздный дождь» позволил использовать практики с доказанной эффективностью.

И как «Волшебные палочки» они прекрасно подходят в работе, не только с детьми с особыми образовательными потребностями, но и могут применяться в работе с детьми общеразвивающих групп.

Давайте познакомимся поближе с этими практиками, помогающими структурировать рабочий процесс на занятиях. К данным практикам относятся следующие виды:

- Визуальное расписание;
- Карточка «Сначала-потом»;
- Таймер;
- Алгоритмы проведения игр;
- Карточка «Твоя очередь»;
- «Таблица результатов»;
- Социальная история «Когда ты мешаешь другим»;
- «Ответная доска».

Визуальное расписание наглядно демонстрирует детям последовательность выполнений заданий на занятии. В начале, мы смотрим, кто из детей пришёл, выставляем их фотографии в той последовательности как они сидят, в дальнейшем при выполнении заданий по очереди дети могут ориентироваться после какого ребёнка наступает их очередь.

Далее мы озвучиваем, на какое занятие они пришли, в нашем случае это занятие «Развитие речи». Обращаем внимание детей на карточку «Сначала – потом», произносим к примеру «Сначала развитие речи, потом музыка», тем самым ориентируем ребёнка в дальнейших глобальных действиях после занятия.

Далее под карточкой названия занятия мы выкладываем все запланированные этапы работы. Этапы работы так же визуально подкреплены карточками с визуальной поддержкой и названиями.

После выполнения каждого этапа работы карточка убирается, тем самым ребёнок может ориентироваться, сколько ещё заданий ему осталось выполнить и какое задание будет следующим.

После всех заданий убирается самая первая карточка с названием занятия и детям даётся инструкция с опорой на карточку «Сначала-потом»: «Развитие речи закончилось, теперь музыка»

Ещё один инструмент – это таймер, но это не тот таймер, что на часах, это инструмент, сделанный из картона и самых простых крышечек от йогурта.

Таймер можно использовать как в количественном плане, так и во временном. К примеру, в количественном плане мы даём инструкцию: «В пальчиковую игру мы будем играть 2 раза» Демонстрируем детям две крышечки. После первого проигрывания игры, мы убираем одну крышечку и обозначаем детям: «Играть осталось 1». Далее после проигрывания игры, мы убираем оставшуюся крышечку и говорим: «Игра закончена». Так дети ориентируются сколько раз им необходимо выполнить то или иное задание.

Использовать таймер во временном плане можно следующим образом. При выполнения определенного задания с использованием раздаточного материала детям даётся инструкция и показывается визуальный таймер с пятью крышками: «Разложите картинки по домам, осталось 5». И в этот момент мы, ориентируясь на детей, можем как быстрее, так и медленнее убирать крышечки с таймера и обозначать детям «Раскладывать осталось 4», «Раскладывать осталось 3», и так далее, пока все картинки не будут разложены или же время, заложенное на выполнение данного задания, не подойдёт к концу. Когда последняя крышечка убрана, детям даётся инструкция «Задание закончено».

Одной из практик с доказанной эффективностью является использование алгоритмов проведения игр. Этот алгоритм наглядно показывает последовательность действий в игре. Взрослый, являющийся ведущим, зачитывает этапы проигрывания и далее следуя этим этапам, проводит игру, используя те инструменты и те инструкции, что указаны в алгоритме. Только при одинаковом назывании инструкций у ребёнка закрепится навык проигрывания данной игры.

Часто в данных алгоритмах встречается карточка «Твоя очередь». Это такой инструмент, который передает игрок другому игроку после выполнения своего действия. Например, в игре «Домино» необходимо выкладывать свои карточки не все одновременно, а последовательно друг за другом. Каждый игрок выкладывает подходящую карточку и наступает очередь следующего игрока. И для более лёгкой ориентировки детей они после выполнения действия передают карточку «Твоя очередь» следующему ребёнку и тот понимает, что наступил его черед, и он должен продолжить игру.

Одним из инструментов, помогающих в определении победителя в игре является «Таблица результатов». Это таблица, в которой помещаются фотографии участников и в ходе игры выкладываются галочки успеха. Варианты их получения могут быть следующими: 1. – галочка прикрепляется игроку, который первый выполнил задание; 2. – галочка прикрепляется игроку, только за все правильные ответы. В конце игры подсчитывается количество галочек и выявляется победитель.

Для контроля нежелательного поведения на занятиях мы разработали Социальную историю «Когда ты мешаешь другим».

При чтении которой ребёнку наглядно демонстрируется нежелательное поведение, и делается акцент на приемлемое в социуме поведение. При помощи картинок инструкций «Тихо», «Сидеть на стуле», «Смотреть», «Слушать», «Держи дистанцию».

Не перестаю удивляться тому, как данные практики работают, словно взмах волшебной палочки, ребёнок, который не может ответить на вопрос словесно, пройдя этап обучения, ловко выбирает карточку «ответ» и прилепляет её на «Ответную доску». Это ещё одна «Волшебная палочка» предназначенная для развития невербальных способов общения. И вот уже мы с лёгкостью можем выстроить коммуникацию с ребёнком.

Ведь карточная система – это не только картинки обозначающие предметы, но также они могут обозначать действия, свойства, желания ребёнка.

В моей статье Вы могли заметить, как часто Я говорю МЫ. Потому что только при взаимодействии всех взрослых, ребенок получает качественную коррекционную помощь. И МЫ – это родитель, воспитатель, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, руководство детского сада, весь помогающий персонал и конечно же учитель-логопед.

Мишина Анна Станиславовна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.