Использование логопедических настольных игр «Увлекательный мир русского языка» при обучении детей с нарушениями речевого развития

Использование логопедических настольных игр «Увлекательный мир русского языка» при обучении детей с нарушениями речевого развития

ДетиДошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Серия игр «Увлекательный мир русского языка» была разработана в ходе работы с воспитанниками нашего дошкольного отделения, имеющими нарушения речевого развития (бедный словарный запас, недостаточность сформированности лексико-грамматических средств языка). Эти игры пробуждают у детей интерес к данной теме, помогают преодолеть трудности обучения родному языку, повышают учебную мотивацию. Они соответствуют возрастным особенностям детей 5-7 лет и полезны как для языкового развития, так и для развития навыков коммуникации и самостоятельности.

За основу взяты знакомые всем нам с детства «игры-путешествия» с кубиком и фишками. Одни из них совсем легкие, другие более сложные. Однако при последовательной работе и постепенном усложнении задачи дети с нарушениями речи не только справляются с этими играми, но и получают большое удовольствие от процесса игры.

Все игры обогащают словарный запас детей, знакомят с основами устной речи, звуками, особенностями их произношения, способствуют развитию слухового внимания, языкового мышления, зрительной памяти.

Серия настольных игр «Увлекательный мир русского языка» состоит из трех основных блоков и заключительной игры.

Все игры могут сопровождаться творческими заданиями: составить предложение с данным словом, придумать пример по аналогии, определить место звука в слове, количество слогов и т.д. Выполнение их зависит от доброй воли играющих. Игра должна оставаться игрой, без принуждения и требований. От учителя-логопеда зависит, удастся ли ему создать увлекательную обстановку на занятии, сделать интересным для каждого учащегося участие в игре.

I блок игр

«КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?»
«ПОДБЕРИ ДЕЙСТВИЕ К ПРЕДМЕТУ»
«ВОТ КАКОЙ, ВОТ КАКАЯ»

Эти игры:

• обогащают словарный запас учащихся;
• учат правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы;
• подбирать действия к предмету, подбирать признаки к предмету;
• правильно согласовывать в роде, числе.

II блок игр

«ТАКИЕ РАЗНЫЕ СЛОВА»

(СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ, ОМОНИМЫ)

Эти игра:

• формирует лексико-грамматический строй речи;
• учит подбирать слова противоположные по смыслу;
• активизирует мыслительную активность детей, развивает вербальную память;
• расширяет словарь синонимов, развивает умения определять схожие по смыслу слова;
• учит находить картинку с изображением многозначного слова, формирует умение различать разные значения многозначных слов

III блок игр

‘МОЙ МОЯ МОЁ»

«НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Эти игры:

• формируют умения согласовывать местоимения с существительными
• образовывать существительные, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы

Заключительная игра:

«УМНИКИ И УМНИЦЫ»

Эта игра заключительная и включает все ранее пройденные правила. Если ребенок без ошибок выполнил все задания итоговой игры, то материал можно считать усвоенным.

В качестве примера предлагаем содержание двух игр.

«КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?»

Оборудование: фишки (2-4), игровой кубик, игровое поле с изображением предметов, отвечающих на вопросы «Кто это?» «Что это?».

Ход игры: Участники выставляют свои фишки на «старте» и определяют очередность хода. Игрок бросает кубик и передвигает свою фишку на столько клеток, сколько очков выпало на кубике.

Далее игрок называет картинку и подбирает соответствующий вопрос к этому слову.

Образец: ДОМ – Что это? КОШКА – Кто это?

Методические рекомендации:

• В игре принимают участие от 2-4 игроков.
• Игра проводится на этапе закрепления материала.
• В ходе игры надо выполнять все дополнительные инструкции, указанные на игровом поле.

Выигрывает тот, кто быстрее дойдет до финиша без единой ошибки.

«НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Оборудование: фишки (2-4), игровой кубик с точками (1-2-3-4-5-6), игровое поле с изображением предметов.

Ход игры: Игроки выставляют свои фишки на «старте» и определяют очередность хода. Затем бросают кубик и продвигают спою фишку в на-правлении, указанном стрелкой, на столько клеток, сколько очков выпало на кубике.

Игрок называет предмет, изображенный на игровом поле, после — изменяет слово (из начальной формы в уменьшительно-ласкательную) . Образец: ДОМ – ДОМИК и т.д.

Методические рекомендации:

• В игре принимают участие от 2-4 игроков.
• Игра проводится на этапе закрепления материала.
• В ходе игры надо выполнять все дополнительные инструкции, указанные на игровом поле.

Выигрывает тот, кто быстрее дойдет до финиша без единой ошибки.

Серия игр «Увлекательный мир русского языка» была разработана еще в 2019 году. За указанное время игры прошли апробацию и активно используются в дошкольном отделении ГБОУ Школа №1793. Результаты применения данной методики показывают ее эффективность. У детей повышается мотивация к обучению, увеличивается работоспособность, быстрее усваивается речевой материал, повышается темп логопедических занятий, элемент соревнования оживляет занятия. Игры имеют широкий спектр применения. Освоив технику и содержание игры, дети могут играть самостоятельно или с воспитателем в группе.

Спиренкова А.А.
Мошкова Е.А.
Воскобойникова С.А.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.