Приёмы профилактики оптической дисграфии у младших школьников с умственной отсталостью

Аннотация: в статье рассмотрены классификации нарушения письма О.А. Токаревой, М.Е. Хватцева. На основе данных классификаций можно использовать приемы профилактики оптической дисграфии у младших школьников.
Ключевые слова: оптическая дисграфия, дисграфия, профилактика, замена букв, смешение букв.

Приёмы профилактики оптической дисграфии у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Methods of prevention of optical dysgraphy in younger schoolchildren with mental retardation (intellectual disabilities)

Annotation: the article considers the classifications of violations of the letter by O.A. Tokareva, M.E. Khvattseva. Based on these classifications, it is possible to use techniques for the prevention of optical dysgraphy in younger schoolchildren.
Keywords: optical dysgraphy, dysgraphy, prevention, replacement of letters, mixing of letters.

Причины дисграфииЛ.Г. Парамонова дает определение оптической дисграфии:

Оптическая дисграфия – это нарушения на письме, обусловленные несформированностью зрительных, пространственных и моторных процессов, которые проявляются стойкими заменами сходных по написанию букв, их зеркальным расположением, ошибками в начертании отдельных буквенных элементов (пропуски, удвоение) [5].

При оптической форме дисграфии учащиеся имеют нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также координации движений, неточности представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитии памяти, пространственном восприятии и представлении, сложности оптико-пространственного анализа, несформированности оптического образа буквы [6].

Классификация дисграфии

Дисграфия имеет различные классификации.

Автор М.Е. Хватцев выделяет пять видов дисграфии:

1) дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха;
2) дисграфия на почве расстройств устной речи, обусловлена на почве неправильного звукопроизношения;
3) дисграфия на почве нарушения произносительного ритма;
4) оптическая дисграфия.
5) дисграфия при моторной и сенсорной афазии [3].

Автор О.А. Токарева выделяет три вида дисграфии:

1) акустическая дисграфия;
2) оптическая дисграфия;
3) моторная дисграфия [2].

Исходя из этих классификаций, мы можем увидеть, что каждый автор отдельным пунктом выделяет оптическую дисграфию. В чистом виде она встречается редко, но её элементы часто появляются в других формах.

Смешивание букв по оптическому сходству не следует путать с обычными «ошибками», поскольку они не связаны ни с произношением, ни с правилами правописания. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у школьников носит стойкий системный характер, поэтому профилактическая работа должна быть направлена на речевую систему в целом [1].

Профилактика дисграфии

Л.Г. Парамонова дает определение, что такое профилактика.

Профилактика (prophylaktiko — предохранительный) — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и / или устранение факторов риска [5].

Профилактика оптической дисграфии у обучающихся, которую я хотела бы вам предложить, состоит из 2 этапов:

1. Этап включает упражнения, направленные на устранение оптической дисграфии, т. е. выполняется работа над определенной буквой;

2. Этап включает упражнения, направленные на развитие высших психических функций (зрительная память, внимание, пространственная ориентировка, анализ и синтез).

Работа 1-го этапа может проводиться как педагогами, так и родителями.

1. Определить букву в неправильном положении. Игра «Ошибки Незнайки» Какую букву Незнайка написал неправильно.

2. Обвести контурные изображения букв.

3. Дорисовать недостающие элементы букв.

Работа 2-го этапа может проводиться как педагогами, так и родителями.

1. Понимание пространственных предлогов. Учащийся должен понимать пространственные предлоги: положи ручку на книгу, под книгу, за книгу, перед книгой, около книги, в книгу. И наоборот: возьми ручку за книгой, перед книгой и т. д.

2. Ориентировка в правой и левой сторонах пространства и в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу.

- Я положила карандаш справа от стакана. Сделай так же.
- Подними вверх левую руку (правую).
- Покажи левой рукой правую щёку (правой).
- Топни правой ногой (левой).
- Какой предмет находится с лева от стула?
- Какой предмет находится над стулом?
- Повернись к предметам спиной. (Вопросы такие же).
- Какой листик висит выше на дереве? – Какой листик висит ниже на дереве?
- Ответь на вопросы:
- Что ниже, дерево или цветок?
- Что к тебе ближе, шкаф или стол?

3. Представления о форме и величине предметов.

- Назови геометрические фигуры (овал, треугольник, ромб, прямоугольник, круг, квадрат).
- Покажи, где высокий дом, а где низкий? — Покажи где маленькая птица, а где большая?

4. Узнавание предметов в усложненных условиях.

- Назвать предметы, изображенные пунктиром.
- Назвать предметы, наложенные друг на друга.
- Назвать предметы, перечеркнутые различными линиями.

5. Развитие зрительного анализа и синтеза.

- Сложи из счётных палочек предмет по образцу
- Какими деталями отличаются рисунки?
- Чем похожи рисунки?

6. Развитие зрительной памяти.

- Запомнить буквы, цифры или фигуры, а затем выбрать их среди других.
- Положите перед учащимся 7-8 предметов, которые он должен запомнить. После этого попросите ребенка закрыть глаза и в этот момент уберите один из них. Учащийся должен сказать, какого предмета не стало.
- Игра «Что изменилось?». Разложить 4-6 картинок, которые учащийся должен запомнить. Необходимо поменять их расположение. Учащийся должен сказать, что изменилось.
- Положите перед учащимся 6-7 картинок, он должен запомнить их. После этого смешайте картинки с другими 8-10 картинками. Учащийся должен найти среди них те, которые он запомнил.

Как мы видим из предложенных заданий, все они направлены на развитие пространственных представлений, формирование которых предотвращает появление оптической дисграфии, а также овладение ориентировкой и пространственными представлениями повышает эффективность и качество познавательной деятельности. Уровень сформированности пространственных представлений является как важнейшее условие психического развития, определяющее дальнейшее успешное обучение ребенка в школе, а также его развитие в целом.

Таким образом, профилактика оптической дисграфии должна заключаться в устранении элементарных форм недоразвития зрительно-пространственной ориентировки у ребенка, которые в дальнейшем могут стать препятствием для усвоения письменной речи, поэтому так важна совместная работа учителя и логопеда.

Литература:

1. Лалаева Р.И. Методическое наследие. Книга 4. Нарушение письменной речи: Дислексия. Дисграфия. М-Владос,2003г.
2. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
4. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
5. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. — СПб., 2001.
6. Яворская. О.Н. Развитие письменной речи у школьников.КАРО-С-Петербург.2007г.

Гайдамакина М.С.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дисграфия Метки: 

Сейчас читают:

Памятка для родителей, дети которых допускают ошибки Памятка для родителей, дети которых допускают ошибки
Профилактика оптической дисграфии на занятии по обучению грамоте Профилактика оптической дисграфии на занятии по обучению грамоте
Нарушения письма у умственно отсталых школьников Нарушения письма у умственно отсталых школьников
Нарушение письма у школьников Нарушение письма у школьников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.