Коррекция речевого дыхания у детей с нарушением речи

Аннотация: В статье рассказывается о речевом дыхании, являющимся физиологическим процессом, которое тесно связано с развитием речи и лежит в его основе. Освещаются особенности речевого дыхания у детей с нарушением речи, а также рассматривается комплекс упражнений на этапе развития речевого дыхания, сопряженный с формированием планирования речевого высказывания ( методика Беляковой Л.И., Гончаровой Н.Н., Шишковой Т.Г.)
Данные, представленные в статье, будут полезны логопедам и родителям, воспитывающим детей с нарушениями речи.

Коррекция речевого дыхания у детей с нарушением речи

Речевое дыхание — система произвольных психомоторных реакций, которые тесно связаны с производством устной речи.

Упражнения для развития речевого дыханияУ ребенка речевое дыхание развивается параллельно с развитием речи. В раннем периоде речевого онтогенеза происходит отработка координации фонаторно-дыхательных механизмов, которые лежат в основе устной речи. В дошкольном возрасте речевое дыхание формируется одновременно со связной речью, простая трёх, четырехсловная фраза произносится ребенком в процессе одного речевого выдоха.

В период пяти — шести лет, речевые задачи усложняются, фразы удлиняются, усложняется содержание высказывания в лексико-грамматическом и семантическом плане, в этот период могут появиться дополнительные вдохи, задержки дыхания. Завершается становление речевого дыхания к десяти годам.

Особенности речевого дыхания у детей с нарушением речи

Речевое дыхание детей с нарушениями речи имеет свои особенности. В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи.

Кроме нарушения речевого выдоха, у детей может отмечаться недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также нерационально используемый и укороченный речевой выдох.

При проведении логопедической диагностики мы обращаем внимание на следующие особенности речевого дыхания:

• Слабый речевой вдох и выдох, вследствие чего речь ребенка может быть тихой.
• Ребенок «проглатывает» конец фразы, слова, или часть слова проговаривает звучно, оставшуюся часть слова или фразы договаривает шепотом — этот признак может свидетельствовать об укороченном речевом выдохе, о неравномерном распределении речевого выдоха.
• Ребенок вдыхает в середине слова — это указывает на трудности распределения дыхания, укороченном речевом выдохе.
• Торопливое произнесение фраз, на вдохе, без перерыва, с «захлебыванием».
• Речь звучит то громко, то тихо — это указывает на неравномерный толчкообразный выдох.
• Искажение звуков — может быть следствием слабого выдоха или неправильно направленной выдыхаемой струи.

Этапы коррекции речевого дыхания

При выявлении нарушения речевого дыхания в системе коррекционной логопедической работы особое внимание уделяется упражнениям направленным на коррекцию речевого дыхания. Для коррекции речевого дыхания детей дошкольного возраста мы используем методику Беляковой Л.И., Гончаровой Н.Н., Шишковой Т.Г.

Коррекцию речевого дыхания условно можно разделить на несколько этапов:

• формирования диафрагмально-реберного дыхания;
• формирование фонационного (озвученного) выдоха;
• развитие речевого дыхания.
• развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.

Рассмотрим подробнее этап развития речевого дыхания (в процессе речи)

После формирования диафрагмально-реберного дыхания и фонационного выдоха начинаем работу, направленную на развитие речевого дыхания. Этот этап сопряжен с проведением логопедической работы направленной на формирование планирования речевого высказывания и включает в себя пять комплексов упражнений.

Первый комплекс выполняется в течение одной недели. Цель комплекса формирование навыка произнесения слога на выдохе. Каждое упражнение длится не более пяти минут и повторяется 3-4 раза в день.

Второй комплекс упражнений выполняется в течение двух недель. При выполнении данного комплекса мы формируем навык произнесения двусложных, а затем трехсложных слов (по слогам) на выдохе.

Третий комплекс упражнений направлен на формирование навыка произнесения фразы на выдохе. Сначала используются фразы из двух, затем из трех, и четырех слов с опорой на схему и предметные картинки. Он выполняется в течение одной недели.

Четвертый комплекс упражнений выполняется в течение одной недели. Работа проводится на уровне фраз. Детям предлагается повторять фразы вслед за логопедом по данному образцу и с опорой на схему и самостоятельно заканчивать предложение, называя предъявленную предметную картинку.

Пятый комплекс упражнений выполняется в течение двух недель. При выполнении этого комплекса мы формируем навык произнесения стихотворных фраз с опорой на схему.

Закрепление навыка произнесения стихотворных текстов продолжается на логопедических занятиях и дома.

Рекомендуется разучивание новых стихотворений, проговаривание стихотворных текстов при маршировании, под музыку и пр.

После завершения этапа формирования речевого выдоха на уровне фраз и стихотворного текста, мы переходим к этапу развития речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.

Приложение

Пример упражнения из первого комплекса.

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев слога.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены.

Инструкция: «Сейчас мы будем произносить волшебные слоги. Волшебные они потому, что из них образуются слова.

Послушайте, как я произнесу волшебный слог. (На вдохе логопед поднимает руку вверх, затем на выдохе, медленно опуская руку, нараспев произносит слог, например, «МА»). А теперь произносим вместе».

1. Используются слоги, состоящие из звуков, хорошо произносимых детьми
(МА, МО, МУ, МЫ, МИ; НА, НО, НУ, НЫ, НИ; ТА, ТО, ТУ, ТЫ; ДА, ДО, ДУ, ДЫ; БА, БО, БУ, БЫ, БИ и т.д.)

2. Используются слоги, которые будут входить в состав слов, при изучении второго комплекса упражнений (КА, КО, КИ, ЛА, ЛО и т.д.)

Пример упражнения из второго комплекса.

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение двусложного слова.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены.

Инструкция: «Сейчас мы будем составлять из волшебных слогов слова и произносить их. Послушайте, как у меня это получится. (На вдохе логопед поднимает руку вверх, а на выдохе, опуская руку, протяжно произносит слово, например, «МА-А-МА-А»).

А теперь произносим все вместе».

В течение одного занятия каждое слово пропевается 4-5 раз.

Используются слова: МАМА, МИЛА, МЫЛА, НОТЫ, КОНИ, ДЕТИ и т.д.

Далее по аналогии выполняется упражнения с трехсложными словами (МАЛИНА, КАЛИНА, МАШИНА, КУБИКИ, ЗАПЕЛИ и т.д.)

Пример упражнения из третьего комплекса.

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из трех слов.

Используются фразы, включающие двусложные слова, например: «МАМА МЫЛА МИЛУ», «МАМА МЫЛА КОЛЮ», «МИЛА ЕЛА КАШУ» и т.д.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: «А теперь мы будем присоединять к паровозику новые вагончики-слова».

Логопед, называя каждое слово «вагончиком», выкладывает схему.

Логопед, указывая рукой на каждый «вагончик», проговаривает фразу:

«Мама мыла Милу»

Затем логопед проговаривает текст слитно и плавно, быстро поднимая руку перед началом произнесения фразы (вдох полуоткрытым ртом) и опуская медленно руку к концу фразы (выдох): стрелка вверх указывает на вдох с одновременным подъемом руки вверх. Стрелка вниз указывает на выдох с одновременным опусканием руки.

Введение в упражнение новой фразы предваряется инструкцией: «А теперь также плавно и слитно скажем: «МИЛА ЕЛА КАШУ»».

Пример упражнения из четвертого комплекса.

Все упражнения построены аналогично, вначале меняются только предметные картинки, позже меняются отдельные слова во фразе, а затем – фраза целиком.

Например: «Маша ела кашу и банан», «Маша ела кашу и салат», «Мила ела кашу и банан», «Мама шила шубу и пальто» и т.д.

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из четырех слов с соединительным союзом И.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены.

Инструкция: «Посмотрите на схему. Повторите за мной: «МИЛА ЕЛА КАШУ»».

На доске рисуется схема:

Схема

Логопед продолжает: «Что нарисовано на картинке? Правильно, банан. А теперь послушайте, как я скажу: МАША ЕЛА КАШУ И БАНАН . (Логопед выполняет вдох с одновременным движением руки вверх, а на выдохе, медленно опуская руку, произносит: «Маша ела кашу и…», показывает на картинку и заканчивает фразу: «…банан».)

А теперь повторим все вместе».

В дальнейшем картинки заменяются и дети произносят фразу с новым словом самостоятельно.

Пример упражнения из пятого комплекса.

Произнесение нараспев стихотворных фраз по схеме.

Используются известные детям стихотворения или отрывки из них.

Исходное положение: произвольное.

Логопед проговаривает фразы, например:

«Идет бычок , качается
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается
Сейчас я упаду!»

И выкладывает или зарисовывает на доске их схемы (место каждого слова в схеме указывается).

Инструкция: «Сейчас мы будем продолжать разучивать стихи. Обратите внимание на паровозики, и они едут друг за другом. (Соотнося каждое слово со схемой, логопед произносит каждую строку стихотворного текста, выполняя перед началом каждой строки быстрый ротовой вдох и подъем руки.)

А теперь произнесем все вместе.

Список используемой литературы:

  1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой. –– М.: Книголюб, 2004
  2. Белякова Л.И.. Дьякова Е.Л. Заикание. – М., 2000.
  3. Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. – М., 1995.
  4. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. – СПб., 2001.
  5. Шевцова, Е. Е Заикание : учеб. пособие для академического бакалавриата / Е. Е. Шевцова. — М. : Издательство Юрайт, 2019.
  6. Шевцова Е.Е. Преодоление рецидивов заикания . — М.: В.Секачев, 2005

Логопед
Лыкова Т.М.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом
Картотека заданий для автоматизации правильно произношения звука [Р] Картотека заданий для автоматизации правильно произношения звука [Р]
Использование конструктора «Велькрошка» в коррекционной работе учителя-логопеда с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными тяжелыми нарушениями речи Использование конструктора «Велькрошка» в коррекционной работе учителя-логопеда с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными тяжелыми нарушениями речи
Использование мультисенсорной медиации в музейных программах для детей школьного возраста с расстройствами аутистического спектра Использование мультисенсорной медиации в музейных программах для детей школьного возраста с расстройствами аутистического спектра

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.