Памятка логопеда родителям первоклассников с ОНР по работе с ребенком дома

Краткая аннотация: для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения в школе и закрепления полученных навыков дома. Именно родители в состоянии закрепить полученные в логопедическом кабинете правильные речевые установки в повседневной бытовой речи ребенка, добиться, чтобы они автоматизировались, стали нормой.

Памятка логопеда родителям первоклассников с ОНР по работе с ребенком дома

ОНРДля успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения в школе и закрепления полученных навыков дома.

Главная задача в 1 классе специальной коррекционной школы для детей с ТНР — постановка отсутствующих звуков, их автоматизация, дифференциация, преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова, т.е. работа над произносительной стороной речи. Ибо на правильной устной речи строится все дальнейшее обучение чтению и письму.

Чтобы эта работа была успешной необходимо соблюдение единого речевого режима, важным звеном которого являются родители. Именно родители в состоянии закрепить полученные в школе правильные речевые навыки, установки, добиться, чтобы правильное произношение автоматизи-ровалось, стало нормой. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда рекомендаций:

1. Не мириться с неправильным звукопроизношением (или с нарушениями звуко-слоговой структуры слова) в бытовой речи. Поставленные звуки ребёнок должен произносить правильно! Тактично остановить ребёнка, проговорить самому в замедленном темпе, предложить повторить правильно. Тем самым воспитывается самоконтроль за речью, когда осуществляется принцип: «думаю» — «говорю».

2. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи. Стараться говорить неторопливо, выразительно, ритмично. Ребёнок младшего школьного возраста внимательно прислушивается к каждому слову, подражает речи старшего.

3. Ежедневно проводить занятия по закреплению звуков, усвоению новых слов и других навыков правильной речи по специальным логопедическим тетрадям. Начинать с упражнений на каждый звук, а затем закреплять имеющимся материалом последнего занятия. Если звук находится в стадии постановки, делать ежедневно постановочные упражнения перед зеркалом. Все упражнения выполнять естественно, без напряжения. К последующим упражнениям переходить лишь усвоив предыдущие. Заниматься, сидя перед зеркалом, при хорошем освещении. Продолжительность таких занятий от 10 до 20 минут.

4. Работать над общим развитием ребёнка: беседовать, читать детям интересные познавательные книги, обсуждать их, рассказывать, показывать, оречевлять окружающие предметы и явления, знакомить с окружающим миром, тем самым обогащать их словарный запас, развивать связную речь. При этом избегать многословности, следить за темпом речи.

5. Хороший эффект дают ежедневные речевые зарядки в игровой форме, которые подбираются в зависимости от этапа коррекции, с учётом интересов и склонностей ребёнка. Например, закрепляя правильное произношение звука Р игра: «Самолётики» (полетаем, чей дольше? «ТРРРРРР…..ТРРРРРРРРРРР…»), или «Построчим из пулемета: ТРА-ТА-ТА-ТА, ТРА-ТА-ТА…», или «Порычим, кто гроз-нее? Ты — тигр, а я собачка: «РРРРРРРР…, ррррррр…», или «Кто больше назовёт животных, цветов, птиц со звуком Р и.т.п. на ваше усмотрение.

6. Когда начнет читать — ежедневное чтение вслух детских книг самим ребёнком. Роль чтения очень велика. У регулярно читающего ребёнка обогащается словарный запас, улучшается зрительное восприятие образа буквы, слова. Он учится со-относить звук с буквой, запоминает слова, состав слова, повышается грамотность. Благотворно влияет чтение и на связную речь, логическое мышление: дети, делясь впечатлениями о прочитанном, учатся правильно строить фразу, грамматически верно её оформлять. У детей с моторной алалией через чтение значительно улучшается и устная речь. Прививайте любовь к чтению!

7. Развивать мелкую моторику пальцев руки. Готовить руку к полноценному письму посредством рисования, лепки, штриховки, рисования фигур по точкам, по контуру, вырезания ножницами, пальчиковой гимнастики. Хорошо развивают пальцы и элементарные навыки самообслуживания такие, как завязывание шнур-ков, расстегивание и застегивание пуговиц, пришивание пуговиц и т.п. Кроме то-го, общеизвестно, что развитие мелких движений пальцев рук напрямую влияет на речевое развитие. Опытным путём доказано, что, если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

8. В доме должна быть спокойная, комфортная обстановка, располагающая к занятиям, способствующая воспитанию интереса и желания говорить правильно. Важно, чтобы вся вышеизложенная работа проходила на достаточном эмоциональном подъеме, ненавязчиво, временами в игровой форме. Не отчаивайтесь при неудачах, поощряйте успех, мотивируйте говорить правильно,
избегайте переутомления, стрессовых, конфликтных ситуаций, крика, дабы не спровоцировать заикание (оно может возникнуть при любом речевом расстрой-стве). При организации занятий дома учитывайте индивидуальные возрастные и психофизические особенности вашего ребёнка, привлекайте вашу родительскую интуицию, терпение и желание помочь.

9. Не забывайте, что исправление речи требует систематических, порой продолжительных занятий, результат и сроки которых, а значит и успешность вашего ребёнка, во многом зависят и от вас.

Удачи вам и терпения!

Учитель-логопед
высшей кв. категории
Манджавидзе Т.А.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: ОНР Метки: 

Сейчас читают:

К вопросу о методиках обследования связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи К вопросу о методиках обследования связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Дидактическая игра, как средство коррекции речи у дошкольников с ОНР Дидактическая игра, как средство коррекции речи у дошкольников с ОНР
Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе детей с ОНР Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе детей с ОНР
ИКТ как средство познавательного развития у старших дошкольников с ОНР ИКТ как средство познавательного развития у старших дошкольников с ОНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.