Мастер-класс «Биоэнергопластика — здоровьесберегающая технология в работе логопеда»

Аннотация: статья посвящена описанию коррекционной работы с применением биоэнергопластики. Этот метод очень стимулирует детей к выполнению артикуляционной гимнастики, повышает мотивацию к занятию. Применение биоэнергопластики в логопедической работе оказывает благотворное влияние на речевое развитие детей.

Мастер-класс «Биоэнергопластика — здоровьесберегающая технология в работе логопеда»

Цель — развивать координацию артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук; активизировать память, произвольное внимание, межполушарные взаимосвязи; формировать умение действовать по словесным инструкциям.

Задачи:

1. Развивать и совершенствовать артикуляционную и тонкую моторику;
2. Развивать и совершенствовать фонематические процессы;
3. Повышать мотивационную готовность детей;

Ход мастер-класса

Добрый день, коллеги! Мы начинаем мастер-класс «Биоэнергопластика – нетрадиционный метод в здоровьесбережении детей с ОВЗ».

биоэнергпластика

Детей с нарушением речи с каждым годом становится все больше. На сегодняшний день в арсенале педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с нарушениями речевого развития, имеется обширный практический материал, включающий традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии. Логопеды уделяют особое внимание созданию наилучшей комплексной системы коррекционной работы. Мы в своей работе с успехом применяем артикуляционную гимнастику, включающую комплекс специальных упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Однако регулярное выполнение одних и тех же упражнений, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому я обратилась к необычному методу выполнения артикуляционной гимнастики с использованием здоровьесберегающей технологии — биоэнергопластика.

Что такое биоэнергопластика?

• Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.

По мнению И. В. Курис (Ирина Курис – специалист в области биоэнергетики движения и трансперсональной психологии. Кандидат педагогических наук, доцент Ленинградского областного государственного университета, преподавала на кафедре педагогики детства и современной образовательной технологии и на факультете искусства. Член Петербургского отделения Союза ученых РАН):

• Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.

• Пластика – плавные, раскрепощѐнные движения тела, рук.

То есть биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.

Принцип биоэнергопластики — сопряженная работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата. Движения рук имитируют движения речевого аппарата.

Такая гимнастика помогает не только длительно удерживать интерес ребенка, повышать мотивационную готовность, поддерживает положительный эмоциональный настрой воспитанника и педагога на протяжении всего занятия. Но и оказывает положительное воздействие на речевой аппарат за счет связи между движениями органов артикуляции и кистей рук.

Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает внимание, память, мышление, речь. Элементы биоэнергопластики можно найти и в системаx развития интеллекта методами кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика).

Для коррекционной работы учителей-логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губа.

Преимущества биоэнергопластики:

• Оптимизирует психологическую базу речи.
• Улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам.
• Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
• Синхронизация работы над речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность.
• Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Внедрение системы игр и упражнений по биоэнергопластики предусматривает несколько этапов:

1 этап — диагностический

(исследуем состояние общей, мелкой и артикуляционной моторики)

2 этап — подготовительный

Знакомство с арт-ми упражнениями по традиционной методике.

Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель-логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки.

Рука ребенка в выполнение упражнений пока не вовлекается.(выполняем артик.гимнастику слайд)

3 этап — Основной

У детей ведущей деятельностью остается игровая. Поэтому на этом этапе для создания положительного настроя у детей при выполнении гимнастики используем игровой персонаж, который поможет освоить гимнастику. Педагог показывает артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки. Ребенок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движение кистью одной руки.

Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обоих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата. Педагог следит за качеством и ритмичным выполнением упражнений. При этом двумя руками учитель-логопед продолжает давать четкий образец движения.

4 этап — Заключительный

К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Поэтому на данном этапе используются различные артикуляционные сказки, стихотворения. Педагог рассказывает сказку, называет упражнение, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук.

Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут ощущать положения органов артикуляции, дифференцировать положения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры (зеркала).

При роботе с применением биоэнергопластики надо учитывать некоторые особенности.

• Учитывать индивидуальные особенности детей.
• Подключать руки ребенка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок.
• Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.
• Соблюдать последовательность выполнения упражнений с усложнением и ускорением темпа
• С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж (например: «Волшебные перчатки»,), счёт, музыка, стихи.

На своих занятиях я подбираю движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Объясняю каждому ребенку, что его язычок и ладонь при выполнении артикуляционных упражнений должны работать одновременно, ритмично. Этот метод дети воспринимают как игру. Всем известно, что в качестве самого эффективного метода на занятиях выступает игровой метод. Это связано с тем, что игровые методики, включая в себя практически все формы работы, предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребёнка. Когда знакомлю детей с новым артикуляционным упражнением, они сами могут предлагать движение руки. Заметила, что в этом случае, ребятам больше нравится выполнять упражнения.

Такие игры дополнительно стимулируют ребёнка к выполнению задания.

Уважаемые коллеги, теперь после того что мы разобрались, что такое биоэнергопластика,  я вам предлагаю вместе со мной выполнить упражнения биоэнергопластики. Чтобы было интересно работать, сделаем игрового персонажа.

Каждое упражнение выполняется в течение 6 — 8 секунд. После выполнения каждого упражнения детям предлагается опустить руки и расслабиться.

«Лопаточка» Руки разведены в стороны, согнуты в локтях Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз.

«Чашечка» Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки.

Речевым сопровождением

«Хоботок»

Подражаю я слону Губы хоботком тяну: «У-у-у!»

(сводим вместе все четыре пальца с большим)

«Бегемотики»

Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот
Отдыхает бегемот (растопыриваем пальцы)

«Лягушки»

Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем — перестанем
И нисколько не устанем (сводим вместе все четыре пальца с большим и ставим ладони рядом у центра губ, одновременно с улыбкой отделяем ладони друг от друга словно растягиваем невидимую резинку)

Для того, чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки или рассказать стишок с использованием биоэнергопластики.

Стихотворение «Домик»

Мы построим новый дом (складываем ручки в виде домика, делаем одновременно упражнение «заборчик»)
Будет жить в нём добрый гном (сводим вместе все четыре пальца с большим и ставим ладони рядом у центра губ, одновременно с улыбкой отделяем ладони друг от друга словно растягиваем невидимую резинку , артикуляционное упражнение «улыбка»)
В гости всех он приглашает, (делаем движения руками, приглашаем в гости, артикуляционное упражнение «качели»)
Чаем вкусным угощает (ладошки складываем в форме ковшика, артикуляционное упражнение «чашечка»).
Приходи к нему скорей (пальчиками ходим по столу, упражнение «барабанщик»)
Станешь лучшим из друзей (то же самое как во второй строчке, упражнение «улыбка»).

Сказка «Прогулка язычка»

Жил-был язычок. Был он вот такой. Упражнение. Был язычок острый-острый. Тянем-тянем язычок. Пошѐл язычок гулять. Вышел на дорожку. Погулял язычок (вправо-влево язык). Пошѐл качаться на качелях. (Упражнение «Качели») Взлетел вверх. Вниз. Вверх-вниз… покачался язычок, пошѐл кататься на лошадке. (Упражнение «Лошадка»). Покатался язычок на лошадке, погулял и вернулся домой и стал есть конфетку (Упражнение «Конфетка»), потом дал конфетку обезьянке(«Обезьянка»)…. Язычок лег спать.

После того, как я начала использовать биоэнергопластику в своей работе, заметила, что дети стали более активно, с большим интересом выполнять артикуляционную гимнастику. Этот метод очень стимулирует детей к выполнению задания.

Применение биоэнергопластики в логопедической работе оказывает благотворное влияние на речевое развитие детей. Я очень рада, что открыла для себя эту методику.

Рефлексия

И в завершении мастер-класса улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение. А сейчас хлопните педагоги, которые внимательно слушали, о чём мы говорили. Хлопните те педагоги, которые со вниманием наблюдали наш мастер-класс. Хлопните те коллеги, которые приняли в нём участие. Спасибо за внимание!

Список литературы

1. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. — М.: Детство-Пресс, 2011.
2. Свиридова, Н. И. Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста / Н. И. Свиридова. // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.).

Селезнева А.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.