Использование мультисенсорной медиации в музейных программах для детей школьного возраста с расстройствами аутистического спектра

Использование мультисенсорной медиации в музейных программах для детей школьного возраста с расстройствами аутистического спектра

Пономаренко Е.А.., студент 2 курса магистратуры
Научный руководитель: Козловская Г.Ю., доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики,
ФГАОУ ВО «СКФУ», г. Ставрополь

Аннотация: В статье рассмотрены особенности использования мультисенсорной медиации в музейных программах для детей школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова: дети с РАС,, подражание.

Formation of educational behavior in children with autism spectrum disorders

Ponomarenko E.A., 2nd year graduate student
Scientific adviser: Kozlovskaya G.Yu., Associate Professor of the Department of Correctional Psychology and Pedagogy,
NCFU, Stavropol

Abstract: The article examines the features of the formation of educational behavior in children with autism spectrum disorders. The features of using the methods of imitation and positive reinforcement and the system of tokens for the formation of educational behavior in children with ASD are shown.

Key words: children with ASD, imitation.

музейОдной из важнейших задач, которые стоят сегодня перед педагогами образовательных учреждений, где обучаются дети с расстройствами аутистического спектра, является организация внеурочной деятельности, связанная, в том числе, с проведением внешкольных мероприятий.

Организованные выездные программы дают возможность ученикам с расстройством аутистического спектра получить опыт неформального общения и взаимодействия вне стен образовательного учреждения, что способствует социальной адаптации и формированию необходимых социальных навыков. Одним из наиболее перспективных направлений для реализации внешкольных мероприятий является участие учеников в специализированных музейных программах, приобщающих к наследию страны, традициям, культуре, истории и науке в адаптированной для детей с расстройством аутистического спектра форме.

Однако нарушения социального взаимодействия, характерные для детей с расстройством аутистического спектра, затрудняют им доступ к различным объектам общественной инфраструктуры и препятствуют накоплению у ребенка необходимого в его возрасте социокультурного опыта. Создание условий доступности различных социокультурных объектов для детей с особенностями развития становится важнейшей задачей для педагогов, организующих выездную внеурочную деятельность.

Процесс музейных программ выразился в стремлении к активному расширению аудиторий и удержанию контакта с этими аудиториями, в пересмотре способов организации выставок и их анонсирования, в декларировании инклюзивности и открытости как основополагающих ценностей современного музея [1].

По словам Л.С. Выготского, «искусство систематизирует совсем особенную сферу психики человека — именно сферу его чувства» [3].

Подъем интереса в музее к ощущениям совпал по времени с моментом распространения практик инклюзии, доступности и разнообразия, которые отражают общий тренд к открытости и неиерархичности.

Термин «инклюзия» [4], пришедший в русский язык относительно недавно, означает «включение». В музейной практике это понятие подразумевает предоставление возможности общаться и воспринимать искусство посетителям с разным жизненным опытом, в том числе, обусловленным инвалидностью и нейро отличиями. Практики работы с детьми и взрослыми с аутизмом и другими особенностями развития в музее сегодня можно отнести к наиболее обсуждаемым в профессиональном сообществе, а также внутри сообщества инклюзивных команд разных музеев. Эта сфера объединила исследовательские и творческие поиски музейных сотрудников с экспертизой специалистов из научных центров, благотворительных фондов и носителей опыта инвалидности. Общение с нейро отличными людьми становится все более частотным и происходит, в том числе, в публичных музеях.

Дети школьного возраста, страдающие расстройствами аутистического спектра, испытывают трудности в социализации и коммуникации, а, также в восприятии повседневной сенсорной информации, проявляющиеся в повышенной чувствительности к свету, звуку, большому скоплению людей и т. д. Эти раздражители учитывались при проведении сенсорного аудита залов, наряду с близостью к выходу, местами для сидения, перепадами высоты, наличием отдельно стоящих экспонатов и других объектов.

В отношении школьника с обществом осуществляется культурно-досуговая деятельность, то есть в ней выражается личность ребенка школьного возраста и одновременно деятельность формирует его личность. Поэтому для создания оптимальных условий обучения каждый раз необходимо исследовать сенсорную сферу ребенка и опираться именно на его индивидуальные особенности.

Всестороннее воспитание личности детей школьного возраста включает в себя развитии у него умений и способностей в различных видах деятельности (учебной, трудовой, познавательно-игровой, культурно-досуговой и др.).

Дети приобщаются к систематическому и регулярному посещению музея и к музейным формам обучения. Им предлагаются экскурсионные циклы, в процессе реализации которых решаются конкретные педагогические цели и задачи, имеющие развивающий и образовательный характер. Их содержание и методика обусловлены психологическими особенностями данного возраста.

Формирование знаний и развитие личности младшего школьника происходит на основе двух взаимосвязанных процессов:

- непосредственного восприятия;
- усвоения словесного описания тех или иных предметов и явлений.

В экскурсионной работе с детьми школьного возраста, наиболее результативна широкое использование дидактических игр, развивающих упражнений, творческих заданий.

Целью такого рода экскурсий можно считать формирование музейной культуры, то есть осознания ценностного потенциала музея, внутренней потребности посещения музеев, бережного отношения к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры.

Таким образом, формирование навыков участия детей школьного возраста в мультисенсорных мероприятиях предполагает организацию деятельности, которая является одной из важнейших сфер жизнедеятельности обучающихся и предоставляет возможность межличностного взаимодействия между ними, тем самым рождая ощущение единения, всеобщей связанности друг с другом.

Как известно, для детей с аутизмом характерны нарушения социального взаимодействия, коммуникации, а также склонность к стереотипному повторяющемуся поведению. Эти особенности приводят к тому, что детям с расстройством аутистического спектра непросто принимать участие в различных внешкольных мероприятиях, в том числе в музейных экскурсиях и занятиях, разработанных для нейротипичных посетителей.

Специфические проявления у детей школьного возраста с расстройством аутистического спектра

Условно специфические проявления у детей школьного возраста с расстройством аутистического спектра можно разделить на несколько категорий, наиболее характерных для данной категории.

Поведенческие особенности

Именно нетипичное поведение ребенка, как правило, является наиболее ярким проявлением аутизма для окружающих людей. Нарушение социального взаимодействия выражается в искажении процесса социализации, неспособности интегрироваться в социальную среду через усвоение норм, правил поведения, ценностей и навыков, принятых в обществе, подстроиться под требования окружающих. У детей школьного возраста с расстройством аутистического спектра механизм социального развития нарушен, и это становится особенно очевидным при посещении общественных мест.

Дети зачастую не способны соблюдать предписанные правила: могут трогать экспонаты руками, бегать, громко разговаривать, перебивать экскурсовода, уходить или убегать от него, игнорировать вопросы и инструкции, – все это может продолжаться даже после многократных замечаний и повторений правил поведения со стороны взрослых. У детей с аутизмом нередко могут наблюдаться и более серьезные проявления так называемого нежелательного, или дезадаптивного, поведения, когда ребенок начинает громко ругаться или кричать, плакать, капризничать, проявлять агрессию по отношению к окружающим или к самому себе. Причина такого поведения может быть связана с отсутствием речи и невозможностью выразить свои желания. К нежелательным формам поведения относят и аутостимуляции, когда ребенку важно само сенсорное ощущение, которое он получает во время такого действия.

Аутостимуляции – это повторяющиеся действия, осуществляющиеся посредством собственного тела или с помощью различных предметов, которые необходимы для достижения тонизирующего эффекта и снятия напряжения.

Аутостимуляции могут выглядеть как прыжки, размахивание руками, потряхивание кистями рук перед глазами, мычание и другие вокализации, повторение одних и тех же фраз, постукивание, а также различные манипуляции с предметами (обнюхивание, облизывание, частое прикосновение к определенным поверхностям и пр.). В ряде случаев такое поведение само по себе не препятствует участию в музейных программах, а, напротив, помогает ребенку справиться с излишним волнением, тревожностью или напряжением.

Как правило, аутостимулирующие действия проявляются периодически и проходят сами через некоторое время (например, ребенок, слушая экскурсовода, начинает раскачиваться на месте, что помогает ему сконцентрироваться на происходящем). Нередко такое поведение мешает окружающим и самому ребенку (например, ребенок начинает громко вокализировать или цитировать любимый мультфильм, и это заглушает речь экскурсовода). В этих случаях такое поведение можно отнести к дезадаптивному. У ребенка может случиться срыв, который выглядит как очень интенсивная истерика, иногда с падением на пол, громкими криками и рыданиями, проявлением вспышек безудержного гнева, физического сопротивления, самоповреждающих действий и т.д. Срыв, в отличие от проявлений нежелательного поведения, – это кризисное состояние. В такие моменты ребенок фактически полностью утрачивает контроль над собой, так как уровень стресса, который он испытывает, чрезвычайно высок. Причиной такого поведения может стать сильная эмоциональная или сенсорная перегрузка, внезапное изменение планов, слишком высокие для ребенка требования и другие факторы в окружающей среде. Срыв иногда может переходить в бессознательное состояние.

Сенсорные особенности

Со времени выделения аутизма в отдельное нарушение развития специалисты и родители отмечали у детей с аутизмом необычное поведение, связанное с органами чувств. Дети с аутизмом чаще, чем их сверстники с типичным развитием, пробуют на вкус заведомо несъедобные вещи, рассматривают предметы, то приближая, то отдаляя, активно протестуют, когда на них пытаются надеть слишком шершавую или слишком гладкую одежду, и так далее. Зачастую проблему представляет не само сенсорное поведение, а выраженная негативная реакция, когда его пытаются прервать. Например, ребенок спокоен, пока ему позволяют исследовать углы стола и стулья, проводя по ним рукой, но, когда его пытаются увести в другую комнату, он начинает плакать, кричать и упираться.

Также к этой группе нарушений относится сниженный или повышенный порог сенсорной чувствительности. Например, дети со сниженным порогом слуховой чувствительности плачут, кричат, закрывают руками уши, дерутся – в ответ на звуки, которые большинству людей не кажутся неприятными. Иногда это бывает один очень конкретный раздражитель, например, лай собаки из соседней квартиры или определенная мелодия. В других случаях, любая музыка или любой неожиданный звук приведет к нежелательной реакции. Сниженный порог к сенсорным раздражителям является центральной особенностью в концепциях, объясняющих аутистические проявления гиперчувствительностью к внешним стимулам.

Согласно подобным концепциям, поведение детей с расстройством аутистического спектра напрямую связано с проблемами адаптации органов чувств. Окружающий мир перегружен сенсорными стимулами, интенсивность которых при аутизме воспринимается неадекватно их количественным характеристикам.

Проще говоря, для человека с аутизмом все значительно ярче и громче, чем для человека без аутизма. Перегружаются не только органы чувств, но также память и внимание. Вероятно, у многих людей с аутизмом нарушены механизмы фильтрации входящей информации. Сенсорные пристрастия и сенсорные отвращения. Музеи – пространство повышенного риска с точки зрения нагрузки на органы чувств. Даже на детей и взрослых без особенностей развития они часто оказывают ошеломляющее действие. Может оказаться, что до первого посещения музея ребенок никогда не был в таком огромном помещении или не видел таких больших и ярких предметов. Такое пространство, изобилующее разнообразными сенсорными стимулами, с высокой вероятностью может привести к возникновению различных поведенческих феноменов, обусловленных сенсорными особенностями детей с расстройством аутистического спектра. В целом такие особенности можно разделить на две группы: сенсорные пристрастия и сенсорные отвращения.

В ситуации посещения музея основной проблемой будет проблемное поведение ребенка, которое либо прямо связано с сенсорным отвращением, либо является реакцией на прекращение доступа к сенсорному пристрастию. В ряде случаев причину возникновения нежелательного поведения удается установить не сразу. Даже члены семьи ребенка могут в течение долгого времени не понимать, что именно вызывает отрицательную реакцию, или неправильно интерпретировать поведение. Это также связано с тем, что при аутизме очень часто у детей имеются коммуникативные и речевые нарушения, затрудняющие общение ребенка даже с близкими родственниками.

Речевые и коммуникативные особенности

Коммуникация – это общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д., специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательной и трудовой деятельности. Основным способом коммуникации у людей является речь.

Расстройство речи и коммуникации в целом в той или иной форме встречается практически у всех детей с расстройством аутического спектра. Речевые особенности варьируют от полного отсутствия устной речи и непонимания обращенной речи до вычурной, не по возрасту сложной напыщенной манеры общаться. При этом само наличие речи зачастую не гарантирует ее использования с целью коммуникации, общения с окружающими.

Можно выделить несколько особенностей речевого развития, которые существенным образом затрудняют участие детей в музейных программах:

– Мутизм: полное отсутствие устной речи, которое часто, но не всегда, сопровождается серьезными трудностями понимания обращенной речи. Нередко ребенок с расстройством аутического спектра способен произнести только ограниченное количество слов, с помощью которых он выражает некоторые просьбы, при этом он может иметь склонность к так называемым вокализациям (стереотипным повторениям звуков, слов или даже фраз).

– Множественные эхолалии: ребенок эхом повторяет слова собеседника. Нередко эхолалии возникают в тех случаях, когда ребенок не понимает вопроса или инструкции.

– Неправильное употребление личных местоимений, например, ребенок говорит: «Хочешь яблоко», имея в виду «Я хочу яблоко».

– Нарушения моторной стороны речи, при которых речь становится малоразборчивой и непонятной для окружающих.

– Нарушения грамматического строя речи: неправильное использование рода и числа глаголов и прилагательных, падежных окончаний и т.п. При тяжелых речевых расстройствах детей нередко учат пользоваться альтернативными системами коммуникации (среди которых чаще всего используется система альтернативной коммуникации PECS: система коммуникации с помощью обмена карточками, в которой применяются коммуникационные доски и книги), коммуникаторами, смартфонами и планшетами с использованием специальных коммуникационных приложений и т.д.

Когнитивные особенности

Как правило, дети с расстройством аутистического спектра не могут достаточно быстро воспринимать информацию.

Часто дети с аутизмом имеют хорошую память, но накопление информации происходит пассивно: им сложно переработать, проанализировать информацию и предоставить обратную связь. Кроме того, детям с аутизмом может быть свойственна чрезмерная фиксация, «зависание» на понравившихся объектах или деталях экспозиции, у них с большим трудом формируется целостный образ какого-то явления » [1].

Детям с расстройством аутистического спектра присуща склонность к созданию всевозможных ритуалов. Они предпочитают предсказуемость и рутинность, сюрпризы и неожиданности редко радуют детей с аутизмом.

Как правило, дети склонны к «застреванию» на одной деятельности, которая их успокаивает, часто имеет аутостимулирующий характер, и испытывают сложности с переключением на другую. Им бывает трудно завершить один и перейти на следующий этап музейного занятия вместе со всей группой, что может нарушить его темп. Они могут продолжать многократно нажимать на кнопки интерактивных экспонатов, длительно исследовать сенсорные экраны и прочие автоматические устройства, отказываясь перейти в следующий зал вместе с остальной группой.

В контексте музейных программ вызывает у детей трудности, например, в такие моменты, когда экскурсовод просит детей описать настроение людей на картине, предположить, какие чувства они сейчас испытывают, оценить характер поступков персонажей сказки и т.п. Кроме того, детям сложно понимать настроение и состояние нового для них педагога без четких и однозначных словесных или визуальных инструкций. Анимационные, театрализованные музейные программы, основанные на гипертрофированно эмоциональном вовлечении детей в процесс, могут вызвать у детей с аутизмом реакцию отторжения и испуг, так как они не всегда способны правильно интерпретировать образ и характер персонажей. В то же время, для людей с аутизмом характерно наличие стойкого специального интереса в какой-либо одной области, и если этот интерес совпадает с тематикой музея, поведение ребенка может быть крайне заинтересованным и местами навязчивым.

Таким образом, вследствие крайней неоднородности состава детей с расстройством аутистического спектра диапазон различий в требуемом уровне и содержании их школьного образования должен быть максимально широким, соответствующим возможностям и потребностями всех таких детей: включать как образование, сопоставимое по уровню и срокам овладения с образованием нормально развивающихся сверстников, так и возможность специального (коррекционного) обучения на протяжении всего школьного возраста.

Важно подчеркнуть, что для получения образования даже наиболее благополучные дети с РАС нуждаются в специальной поддержке, гарантирующей удовлетворение их особых образовательных потребностей.

Литература:

1. Восков А.Л. Люди с расстройствами аутистического спектра (РАС) в музейном пространстве.
2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005.- 169 с.
3. Лебединская К.С. Ранний детский аутизм. — М.: НИИ дефектологии РАО. — 1992. – 186 с.
4. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 156 с.
5. Никольская О.С. Аутичный ребёнок. Пути помощи. — М., «Теревинф». 2016. – 126 с.
6. Психолого-педагогическое сопровождение социализации лиц с аутистическими расстройствами: учебное пособие (методические рекомендации к практическим занятиям) / Автор-составитель: Козловская Г.Ю. — Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2020. – 119 с.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.