Использование конструктора «Велькрошка» в коррекционной работе учителя-логопеда с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными тяжелыми нарушениями речи

Методическая разработка

Мастер-класс для педагогов

«Использование конструктора «Велькрошка» в коррекционной работе учителя-логопеда с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными тяжелыми нарушениями речи»

Цель: Формирование у педагогических работников представлений о конструкторе «Велькрошка» иособенностях его использования в работе с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными тяжелыми нарушениями речи.

Задачи:

1. Познакомить педагогических работников с преимуществами использования конструктора «Велькрошка» с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными тяжелыми нарушениями речи.

2. Способствовать повышению уровня мотивации и профессиональной компетентности педагогических работников в области применения нетрадиционных упражнений в работе детьми с ОВЗ ТНР,

3. Развивать творческую активность педагогических работников в процессе создания своей работы.

Часть 1. Теоретическая

Здравствуйте уважаемые, коллеги!

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: “Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”.

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Оказывается, если внимательно посмотреть снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область находится рядом с двигательной областью, являясь ее частью. 1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны.

Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

В результате, речь совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

Когда мы говорим о детях с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), необходимы специально организованные условия.

Учитель-логопед находится в поисках новых технологий, методов и приемов позволяющих оптимизировать, разнообразить коррекционный процесс, удержать интерес воспитанников с ОВЗ ТНР к организованной образовательной деятельности, создать более высокую мотивационную готовность к обучению. Необходимо постоянно поддерживать положительный эмоциональный настрой, требуется чаще сглаживать эмоциональную лабильность воспитанников.

Такие материалы должны быть многофункциональны, позволять решать большое количество коррекционных задач, способствовать не только расширению и закреплению речевых навыков, но и стимулировать творческое развитие детей, создавать условия для повышения компетентностного потенциала воспитанников с ОВЗ ТНР.

Однажды я увидела развивающий конструктор «Велькрошка», придуманный педагогом Олесей Емельяновой. Автор пишет: «Он не только развлечет малыша, но и принесет пользу: потренирует пальчики и в игровой форме познакомит с цветами и оттенками. Его можно с успехом использовать и дома, и в детском саду, и на даче».[1]

Я увидела в этом конструкторе большой потенциал для организации коррекционных занятий с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными тяжелыми нарушениями. Этот конструктор можно использовать с раннего возраста для совместной работы взрослого и ребенка. Дети подготовительной группы так же с удовольствием занимаются с «Велькрошкой».

Так что же такое конструктор «Велькрошка»?

Этот простой в изготовлении и применении конструктор предназначен для детей от 2 до 7 лет. Конструктор гигиеничен (его можно стирать) и полностью безопасен для детей старше 3 лет.

конструктор «Велькрошка»

Для изготовления конструктора мне понадобилась застежка-липучка, называемая также «велкро», шириной 2,5 см. и ножницы (у автора липучка шириной 2 см). Чтобы конструктор был ярким, я использовала ленту 9 разных цветов. Достаточно приобрести по 50 см ленты каждого цвета, а дальше – разрезать липучку поперек на полоски длиной 10 см.

При желании кончики полосок можно закруглить. Это сделает конструктор более безопасным и эстетически привлекательным. Но на конструктивные возможности это не влияет. В ходе работы я добавляла новые элементы, необходимые для решения различных задач. Так у меня появились красные, синие и зеленые квадраты для звуко-буквенного анализа, узкие черные ленты для составления схемы предложения, слоненок, кит, утенок для ориентировки на плоскости и т.д. Разные по цвету и фактуре детали позволяют выполнить множество заданий и упражнений, составлять красивые узоры и собирать забавные фигурки. Благодаря гибкости деталей, модели могут быть не только плоскими, но и трехмерными.

Конструктор «Велькрошка» готов!

«Велькрошка» я использую в различных блоках коррекции у дошкольников с ТНР:

 Развитие мелкой моторики;
 Развитие конструктивных способностей;
 Автоматизация поставленных звуков;
 Формирование слоговой структуры слова;
 Развитие лексики, грамматики;
 Развитие связной речи;
 Подготовка к обучению грамоте;
 Развитие пространственных представлений.

Сейчас хочу познакомить вас с основными приёмами соединения деталей:

• внахлёст под разными углами,
• концами в линию,
• в кольцо или в «лодочку»,
• сторонами в широкую полоску,
• по всей длине со сдвигом (что позволяет получать детали разной длины с разными по типу сопряжения кончиками, или замкнуть одну деталь на поверхности другой в круглое кольцо.

Дети – неутомимые конструкторы, их творческие возможности остроумны и оригинальны. Дети учатся конструировать по принципу «шаг за шагом», который позволяет продвигаться вперёд в собственном темпе.

Деятельность выступает как важнейшее условие развития у ребёнка познавательных процессов.

Освоение конструктора и его использование должно быть процессом направленным, а не спонтанным, поэтому с детьми 3-4 лет начинаем с совсем простых заданий.

Возможности «Велькрошки», несмотря на простоту, достаточно разнообразны. Вот несколько вариантов заданий, которые я применяю в своей работе по развитию речи и мелкой моторики у детей.

Часть 2. Практическая

Коллеги, сейчас вы сможете сами попробовать поработать с конструктором «Велькрошка». Предлагаю вам побывать в роли детей.

Задние 1.

Возьмите 5 двойных полосок разных цветов, разъедините их, перемешайте и попросите ребенка вновь соединить их, соблюдая цветовое соответствие. Когда это задание станет слишком легким, увеличьте количество полосок, добавив по нескольку полосок одинакового цвета. Так ребенку придется подбирать половинки не только по цвету, но и по свойствам, ведь полоски липучки имеют две стороны – пушистую и «репьистую» («колючую»), а сочетаются друг с другом только разные. У детей осязание очень развито, поэтому им доставляет огромное удовольствие такое тактильное разнообразие.

Все действия необходимо сопровождать речью. Можно построить игру в виде беседы, задавая ребенку вопросы:

• Сколько полосок принес Велькрошка? (Много)
• Полоски поссорились, как можно их помирить? (Соединить)
• Поможем полоскам помириться? Давай найдем одинаковые полоски. Чем они похожи? (Цветом. Они красные.)
• Покажи пушистую сторону красной полоски. Погладим красную полоску указательным пальчиком. А теперь все пальчики побегут по пушистой стороне красной дорожки.
• Покажи «колючую» сторону красной полоски. Погладим красную полоску указательным пальчиком. А теперь все пальчики побегут по «колючей» стороне красной дорожки.
• Соедини полоски. Велькрошка говорит тебе: «Спасибо! Подружи, пожалуйста, все полоски» и т.д.

* Количество полосок зависит от возраста детей и сложности речевого дефекта. Ребенку раннего возраста с первым уровнем речевого развития можно предложить 2-3 полоски основных цветов. При знакомстве с конструктором воспитанников старшего возраста, можно предложить 5 и более полосок различного цветов и оттенков. Этого принципа я придерживалась и дальнейшей работе.

Задание №2.

Соедините полоски друг с другом в произвольном порядке и попросите навести порядок – разъединить неправильно соединенные полоски, а затем соединить друг с другом полоски одинаковых цветов. Разъединение полосок липучки доставляет детям радость и заменяет популярное упражнение для детей с разрыванием листов бумаги.

Задание №3.

Когда ребенок разберется с парными полосками – научится разъединять и соединять их, можно усложнить задачу.

Попросите ребенка соединить все полоски одного цвета концами в длинную линию, чередуя пушистые и «репьистые» детали.

Задание №4.

Следующий этап – это задание соединить концами полоски двух или трех цветов и попросить продолжить линию, повторяя заданный цветовой рисунок. Затем, задание можно еще усложнить, используя, как части орнамента уголки, крестики, квадраты, колечки.

Задание №5.

Сделать из конструктора геометрические фигуры и образы. Начинать лучше с заданий на повторение – взрослый делает фигурку, а потом просит ребёнка сделать точно такую же по цвету и форме или только по форме, используя любые другие понравившиеся цвета.

Задание №6 «Собери фигуру по образцу» Детям дается карточка, на которой изображена схема любого предмета, ребенок, опираясь на нее, выкладывает то, что изображено из разноцветных полосок. Затем можно усложнить задание и сделать не плоскостную фигуру, а объемную, тоже по образцу на карточке.

Задание №7.

Задания можно варьировать в зависимости от возраста и степени заболевания ребенка. Они могут быть усложнены или, напротив, задания можно упростить. Чтобы сделать занятия по конструированию более интересными, можно их дополнить чтением детских стихов и проведением пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр.

Посмотрите: это дом –
С крышей, дверью и окном,
И с крылечком, и с трубой,
Цвет у дома – голубой.
Заходите смело в дом!
Приглашаете? Войдем!
Н. Голь

Пальчиковая гимнастика «Строим дом»

Целый день тук да тук – раздается звонкий стук. (Руки сжаты в кулаки, постукивает по указательным пальцам)
Молоточки стучат(стучать кулаком о кулак)
Строим домик для ребят (Пальцы соединить, показать «крышу»)
Вот какой хороший дом.

Возможности «Велькрошки», несмотря на простоту, достаточно разнообразны, чтобы изображать растения, животных, предметы, архитектурные сооружения и многое другое.

Часть 3. Экскурсия в центр развития мелкой моторики

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию игры с использованием конструктора «Велькрошка»

Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве).

«Волшебная поляна»

Цель: закреплять навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в речи детей слова «вверху», «внизу», «справа», «слева».

Оборудование: «поляна» (я использую ковролин), полоски «велкро»

Содержание:

Вариант 1. Ребенку предлагается, сделать геометрические фигуры из «велкро» и разложить их по заданию педагога на волшебной поляне:

- красный прямоугольник в верхнем правом углу поляны,
- зеленый квадрат в нижнем правом углу поляны и т.д.

Вариант 2. Ребенку предлагается, сделать геометрические фигуры из «велкро», обследовать их. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог раскладывает эти фигуры на волшебной поляне. Ребенок с закрытыми глазами обследует поляну и рассказывает где они находятся.

Игры на формирование лексического стоя речи

«Слова-противоположности». При закреплении слов-антонимов используются наглядный материал. Учим сравнивать предметы, выделяя противоположные признаки. Например, даем ребенку задания для выкладывания длинного и короткого карандаша, длинную и короткую дорожку из полосок «велкро»

«Разноцветное путешествие»

Цель: закреплять навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в речи детей слова «вверху», «внизу», «справа», «слева», слова-антонимы.

Оборудование: полоски «велкро», мелкие машинки.

Содержание:

Ребенку предлагается построить дорогу для машин. Для красной машины нужна узкая дорога, а для синей – широкая. Или для красной машины короткая дорога, а для желтой – длинная.

Игры на формирование грамматического строя речи

Дети с ТНР имеют трудности в использовании предлогов в речи, поэтому закрепление проходит эффективнее с пмощью конструктора «Велькрошка»

Для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи предлагаются следующие дидактические игры и упражнения:

Игра “Куда села бабочка?”

Цель: Закрепление навыка правильного употребления существитеьных с предлогом НА.

Ребенку предлагается сделать из велкро игрушку-бабочку и сажать её на различные предметы, а дети отвечают на вопрос: ”Куда села бабочка?”.

Например, на стол, на картину, на лампу, на стекло, на стену и т.д.

Игры на подготовку к обучению грамоте

Начало обучения грамоте и знакомству ребенка с особенностями звукового произношения – это очень важный процесс, который нужно начинать обдуманно, принимая во внимание особенности детей с тяжелыми нарушениями речи. Очень важно использовать элементы игры при обучении детей звуковому анализу слов – такой подход является наиболее оптимальным, потому что он способствует сохранению интереса к занятиям.

Задание №1 «Собери букву» Из полосок определенного цвета (красного, синего, зеленого) ребенок должен выложить образ буквы.

Задание №2 «Составь предложение» Из полосок разного цвета ребенок выкладывает дорожку, количество полосок, в которой соответствует количеству слов в придуманном или заданном предложении.

Задание №3 «Раздели слова на слоги» Выложить слово из полосок, исходя из количества слогов в нем. И т.д.

Благодаря данному материалу у детей с тяжелыми нарушениями речи стабилизируется эмоциональный фон, коррекционная работа проходит динамично, разнообразно, в интересной для них форме, а самое главное, эффективно.

Часть 4. Итоги

Важно! Не стоит забывать, что применение конструктора «Велькрошка» нельзя рассматривать как самодеятельный метод коррекции. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, которое помогает стимулировать ребенка.

Мастер класс наш сегодня заканчивается. Надеюсь, что представленный вашему вниманию материал будет полезен и вы будете использовать конструктор «Велькрошка в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными тяжелыми нарушениями речи.

Рефлексия.

Скачать
Литература:

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.
2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.
3. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.
4. Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М.,2008
5. ЯкшигуловаД.М.:«Мелкая моторика руки и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста»

Учитель-логопед
Челина Елена Николаевна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.