Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом

Аннотация: Данная статья может быть полезна для коллег-логопедов, родственников пациентов, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом. Здесь представлены 4 практических упражнения, которые в интересной и несложной форме могут помочь восстановить понятие о цветах.

Реставрация цвета

Нейрогимнастика, мозгПациенты с нарушением цветового гнозиса встречаются не очень часто, но и слишком редко. За мою практическую деятельность, чуть более трех лет, в нашем инсультном центре их было не более десяти человек. Кому-то удалось помочь быстро, кому-то только частично, ведь время пребывания в нашем стационаре ограничено 10-14 днями. Поэтому работу необходимо продолжить и после выписки. И вы, родные и близкие люди можете помочь это сделать.

Упражнение 1. НОСТАЛЬГИЯ (метод «смысловое обыгрывание цвета).

Эта работа связана с оживлением цветовых образов на основе предметов, хорошо знакомых, любимых, может быть связанных с детством или определенным событием. Для того, чтобы пациенту было интереснее и эффективнее восстанавливать цвета, необходимо собрать хороший анамнез еще в процессе диагностики. Поэтому я беру во внимание и возраст и пол пациента, его профессиональные навыки, хобби, то есть я стараюсь искать мотивы, которые будут интересны и полезны для успешного восстановления этого вида нарушения.

Можно начать оживлять образ, к примеру, красного цвета, пришедший к нам из далекого прошлого. Многие наши пациенты жили в период СССР и имеют ряд стойких цветовых образов. Таких как: красная звезда, пионерский галстук, переходящее знамя и т.д. Таким образом, можно создать условную галерею предметов одного из цветов (3-5 предметов), с обязательно подписанным выделенным крупным шрифтом слова «КРАСНЫЙ» и названием самого предмета.

Теперь попробуем усложнить это задание и предлагаем раскрасить эти же предметы по предложенному образцу. Но вначале необходимо выбрать орудие труда для раскраски (цветной карандаш, ручка со стержнем необходимого цвета или кисточка для рисования и краски) . Если нашему участнику (не хочется уже называть человека, вышедшего из стационара пациентом. Пусть он лучше будет участником домашнего, личного проекта восстановления) тяжело это сделать, то попробуйте помочь ему следующим образом: разложите на столе 3-4 цветных карандаша, если выбраны они для рисования, при чем пусть будет красный цвет – первым. Так вы уже начнете создавать ситуацию успеха, что очень важно и является нашей главной целью.

Третьим этапом в этой работе будет предложение раскрасить те же объекты, но уже без предъявления образца.

Упражнение 2. «КЛУБНИКА ПО ЗАКАЗУ» (метод «выстраивание цвета»).

В следующем упражнении можно уже расширять понятия о цветах и особенно их оттенков, давая понятия: бледный, насыщенный, сочный, густой и т.д. Для этого можно просто сравнивать два или три предмета, а можно и в игровой обстановке.

Все любят клубничное варенье. Но не все выращивают эти ягоды сами, поэтому для того, чтобы сварить варенье, пользуются и услугами интернет-магазинов в том числе. Представим, что вы заказали небольшой ящик клубники, которую вам незамедлительно доставили бесплатно в красиво упакованном ящике прямо домой. Вы были рады. Но, открыв ящик, были огорчены тем, что не вся клубника была спелой. И вам потратить время и силы, чтобы отобрать спелые ягоды от неспелых и испорченных, чтобы сварить вкусное варенье.

Вопросы: Какого цвета должна быть клубника, из которой варенье получится особенно вкусным? И что выбудете делать с остальными ягодами? В беседе названия цветов необходимо выделять, указывая на то, какая года бледнее, розовее или краснее других.

Упражнение 3. ДВА В ОДНОМ (метод классификации цветов и оттенков).

Далее, все более усложняя работу, я предлагаю найти объекты заданных цветов на картине. Очень люблю картину Б. Кустодиева «Купчиха за чаем». Это очень оживляет нашу работу. Если живопись не интересна, то можно найти работу с цветами и совсем рядом, например в вашем холодильнике или шкафу. Попросите помочь навести порядок, разложив продукты или одежду по цветам на разные полки или вешалки.

Упражнение 4. РЕЗЮМЕ.

А для закрепления результатов можно использовать специальную раскраску по цифрам.

Упражнение 3. ИЗ ПРОШЛОГО В НАСТОЯЩЕЕ

Теперь из приятных воспоминаний о прошлом, переносимся в наше настоящее. Если у вас есть карандаши или фломастеры – то можно начать с них. Предложите выбрать карандаш определенного цвета из нескольких предложенных. Неплохо и попросить поработать верно выбранным карандашом, чтобы увидеть этот цвет воочию (провести несколько линий/заштриховать часть листа и т.д.).

Не предлагайте выбрать нужное из большого числа предметов, лучше начать с 2-3 предметов, а затем переходить к их увеличению.

Упражнение 4. НЕ ХОДИТЕ ДАЛЕКО!

Очень важно бытовые вещи сделать активными помощниками. А они есть повсюду: холодильник, посуда, комнатные растения, предметы гардероба или мебели.

Восстановить образ и цвет также помогут и продукты питания. Можно предложить найти продукты зеленого цвета, например, (обязательно называя их) или какой-то вид продукта с наклеенной этикеткой желтого цвета. Пусть его потрогают, попробуют на вкус и запах. Так процесс восстановления будет еще эффективнее.

Или может быть переложить все продукты одного цвета на верхнюю полку и т.д.

Если этот процесс проходит достаточно успешно, то затем можно предложить более сложную работу с помощью вопросов: что темнее/светлее из 2-х предметов данного цвета.

Упражнение 5. ХУДОЖЕСТВА

Желаю отличного настроения и скорейшего выздоровления нашим участникам!

Ольга Гусар,
логопед инсультного центра

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия, Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Картотека заданий для автоматизации правильно произношения звука [Р] Картотека заданий для автоматизации правильно произношения звука [Р]
Использование конструктора «Велькрошка» в коррекционной работе учителя-логопеда с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными тяжелыми нарушениями речи Использование конструктора «Велькрошка» в коррекционной работе учителя-логопеда с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными тяжелыми нарушениями речи
Использование мультисенсорной медиации в музейных программах для детей школьного возраста с расстройствами аутистического спектра Использование мультисенсорной медиации в музейных программах для детей школьного возраста с расстройствами аутистического спектра
Использование технологии «Фидбэк» во взаимодействии учителя-логопеда с родителями детей дошкольного возраста с ОНР Использование технологии «Фидбэк» во взаимодействии учителя-логопеда с родителями детей дошкольного возраста с ОНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.