Использование элементов изодеятельности на логопедических занятиях для детей с ОНР

Аннотация: Данная методическая разработка предназначена для учителей-логопедов, которые ищут новые пути формирования речевых навыков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Методическая разработка

Использование элементов изодеятельности на логопедических занятиях для детей с общим недоразвитием речи

Изо, рисованиеОглавление:

1. Введение
2. Основная часть
2.1. Методы и приёмы изобразительной деятельности, используемые на логопедических занятиях
2.2. Примеры игр с использованием изобразительной деятельности.
2.3. Использование элементов изобразительной деятельности на примере одного из логопедических занятий в подготовительной группе
3. Заключение
4. Рекомендуемая литература

1. Введение

Не секрет, что современные дети гораздо более раскованны, непосредственны, импульсивны, чем дети предыдущих поколений. Одни гиперактивны, другие могут быть заторможенными. Процессы возбуждения и торможения у них не уравновешены, часто один и тот же ребёнок можем проявлять себя совершенно по-разному в различных ситуациях, то быть «идеальным», то шокировать педагогов своим негативным поведением. Для того, чтобы заинтересовать наших обучающихся воспитанников, требуются всё более нестандартные подходы. Это может быть яркая, динамичная наглядность, быстрая смена картинок, как в современном кинотеатре или, наоборот, спокойная, тихая подача материала с опорой на эмоции.

Резкий рост речевых нарушений, отсутствие в жизни детей сюжетно-ролевых игр связан с отчуждением их от взрослых, которые либо слишком заняты, чтобы заниматься детьми, либо предъявляют к ним завышенные требования, перегружая информацией. Кроме того, повсеместная компьютеризация способствует снижению речевой активности. Это, конечно же, не отменяет её значимости, но компьютер не должен полностью заменять живое общение.

На сегодняшний день редко встречается нарушение какого-то одного компонента речи, как правило, это комплексное нарушение. Дети с общим недоразвитием речи с трудом строят словесные высказывания, часто страдают из-за нарушенного произношения, особенно, если их постоянно исправляют, давят на их самолюбие, а иногда высмеивают, что переходит в речевой негативизм, отказ от коммуникации. Дети с различными нарушениями зачастую испытывают проблемы в общении с окружающими, фобии разного характера. Методы коррекции нарушений речи таких детей должны быть направлены на все ее компоненты, необходимо задействовать все анализаторные системы, развивать эмоциональную сферу ребёнка, стимулируя выразительные средства речи.

Большинству малышей нравится заниматься творчеством. Даже совсем не умея рисовать, дети с огромным удовольствием смешивают краски, окрашивают воду в стаканчиках, выдувают через трубочку из клякс причудливых монстриков. Это вызывает бурю эмоций, которые невозможно описать словами. При этом формируется речевое дыхание, сила выдоха, укрепляются мышцы губ и щёк, что необходимо при наличии гипотонии.

С помощью различных техник рисования можно развивать практически все психические процессы, в том числе мышление и речь.

Тут имеет место имплицитное научение, не осознавая, ребёнок начинает произносить разные слова, строить предложения. Мы вместе с детьми придумываем сказочные истории, комментируя процесс рисования. Рисуя для ребёнка и вместе с ним, можно давать ему образец правильной речи. Сидя рядом, ребенок следит за руками взрослого, за его губами, ему обязательно захочется самому что-то нарисовать и рассказать. Кроме того, в процессе изодеятельности дети создают свой собственный продукт, что является дополнительным стимулом к обучению, повышает мотивацию.

2. Основная часть

2.1. Методы, приемы и средства изобразительной деятельности, используемые на логопедических занятиях

На логопедических занятиях возможно использовать различные методики, техники и материалы для рисования, в зависимости от возможностей детей и наличия достаточного количества времени и средств.

С маленьким ребенком на начальных этапах работы или при обследовании можно с помощью цветных пятен нарисовать его мечту или сон, а может быть его страх и превратить его во что-то милое и смешное. Детям очень нравится это делать красками. Используем гуашь или акварель, можно делать пятна на предварительно смоченной водой бумаге, тогда они красиво сливаются, образуя множество оттенков. Ребенок любуется результатом, так мы можем помочь ему раскрепоститься, успешно вступить с ним в контакт. Часто даже самые молчаливые малыши начинают пытаться рассказать о своих переживаниях, поделиться самым сокровенным. Очень эффективно применять в такой работе кляксографию.

Также используем цветные карандаши, лучше хорошего качества, фломастеры, масляную пастель или восковые мелки. Во время проведения занятий на улице летом рисуем на асфальте мелками.

Иногда, для разнообразия, делаем небольшие аппликации, вырезая или отрывая кусочки цветной бумаги, вылепливаем из пластилина фигурки.

Используя элементы изобразительной деятельности на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста, можно добиваться совершенно разных целей, решать практически любые задачи.

В младшем школьном возрасте дети уже осваивают много новых навыков, но всё также любят рисовать, вырезать, лепить. На уроках логопед тоже может использовать интересные игры с элементами изобразительной деятельности. Это помогает переключиться и расслабиться, с новыми силами приступить к следующему заданию.

2.2. Примеры игр с использованием изобразительной деятельности

С помощью совместного рисования лучше автоматизируются поставленные звуки в разных позициях. Например, в игре «Мы художники» рисуем только те предметы, в названиях которых есть звук «р» (забор, конура, розы, дорога, радуга, озеро, корова и т. д.) Потом полезно составить рассказ по картинке, чтобы звук активно включался в связную речь. Формируются предложно-падежные конструкции, внедряются в активную речь предлоги, ранее неиспользуемые детьми (из-за забора, из-под крыльца). Рисуем только то, в названии чего есть звук «с’ (высокая сосна, сугробы, санки, сова). Тут же можно познакомиться с однокоренными словами (снег, снежинки, снегурочка, снегирь). Одновременно развиваются графические навыки, пространственное восприятие, воображение.

В игре «Краски» звук автоматизируется в словосочетании и предложении, развивается грамматический строй речи, учимся согласовывать прилагательное с существительным (звук «л»: голубой плащ, белое облако, жёлтая луна; звук «р»: розовой краской раскрашу розу, красной краской раскрашу помидор). Одновременно мы развиваем и мелкую моторику и цветовое восприятие.

В игре «Следы» дети изображают с помощью штампов и трафаретов следы разных животных и птиц. Затем подбирают картинки, называя: кошачий след, заячий след, медвежий след, вороний след, включая в речь притяжательные прилагательные.

Игра «Нарисуй, что услышал» отлично развивает слуховое восприятие и память. Называется несколько слов и предлагается детям нарисовать по памяти, всё, что они запомнили. Постепенно количество слов увеличивается. Можно устроить соревнование, кто больше слов запомнил.

После того, как дети умеют соединять буквы в слова включаем в занятия игры «Зашифрованное слово», «Тайное послание». Дети изображают в тетради или на отдельных листах разные изображения цветов, бабочек, листочков, птичек, машинок и т. д. Например, нужно нарисовать пять бабочек, но так, чтобы все они были разными (отличались по цвету, форме, размеру). Затем под каждой бабочкой или цветочком предлагается написать одну из предложенных букв. Из букв нужно составить слова и изобразить их с помощью бабочек, вместо буквы — определённая бабочка. После этого дети меняются зашифрованными посланиями и отгадывают слова, используя шифр. Развивается звуко-буквенный анализ и синтез.

Знакомство с антонимами, синонимами, омонимами тоже интересно сочетать с рисованием. Так проще и веселее запоминать новые слова. Антонимы можно научиться подбирать с помощью игры «Расколдуй сказочное королевство». Нужно нарисовать темное королевство злого волшебника на одном листе (это может быть коллективная работа детей), а на другом такую же картинку, но только, с помощью знаний, как по волшебной палочке, превратить её в светлое королевство доброго короля. В процессе игры детям можно предложить подбирать синонимы и вводить новые слова в их лексикон (темный, мрачный, хмурый, беспросветный). Омонимы можно запоминать с помощью игры «Нарисуй всё, что подходит к слову’ («кисть», «ручка», «лук», «кран»).

2.3. Использование элементов изобразительной деятельности на примере одного из занятий в подготовительной группе

Тема: Скоро лето

Цель: Дифференциация сонорных звуков. Автоматизация поставленных звуков в связной речи, развитие лексико-грамматических конструкций.

Оборудование: картинки на тему «Лето», два больших листа бумаги, фломастеры.

Ход занятия:

Организационный момент: Загадка про лето: «Солнце жарко припекает, в саду роза расцветает, над нею бабочка летает, земляника поспевает, скажи, когда это бывает?» (летом) Игра с мячом «Скажи, что бывает летом», дети составляют предложения по образцу-схеме, используя картинки-подсказки (летом светит яркое солнышко, летом расцветают красивые цветы, летом летают разноцветные бабочки, летом поспевает красная земляника, летом купаются весёлые дети).

Основная часть:

Дети делятся на две группы «Пчёлы» (девочки) и «Муравьи» (мальчики). Задание «Нарисуй лето». На больших листах группа «Пчёлы» рисует фломастерами всё, что бывает летом и в названии чего есть звуки «л», «ль’ (лодка, ласточка, клубника, лилия, шмель и т. д.) Группа » Муравьи» всё то, в названии чего есть звуки «р», «рь» (ромашка, роза, стрекоза, комары, гроза и т. д.) Для облегчения задания используем карточки-подсказки.

Каждой картине команда придумывает название. Затем группы обмениваются картинами и составляют описательный рассказ. Команды поощряются за создание картины и за рассказ.

Заключительная часть:

Расскажите за что вы любите лето? Какое настроение у вас бывает летом и почему? (весëлое, радостное, прекрасное, иногда грустное). Когда лето закончится, куда вы пойдете? (в школу) Кем вы станете? (школьниками) Что больше всего любят школьники? (каникулы) Какие бывают каникулы? (осенние, зимние, весенние, летние). В конце каждого учебного года наступают самые большие и веселые летние каникулы!

3. Заключение

Как показывают наблюдения, даже школьники более старшего возраста более охотно берутся за упражнения, если требуется придумать что-то интересное, что-то нарисовать или раскрасить. По этому все педагоги работающие с детьми должны быть творческими людьми, постоянно изобретать новые методы и приемы для достижения наиболее оптимального результата, всегда опираться на то, что важно ребёнку. Тогда и дети вырастут творческими личностями, им будет интересно общаться, создавать новое и неповторимое, прогрессировать в своём развитии, они всегда смогут найти себе полезное занятие по душе.

4. Рекомендуемая литература

1. Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. — М.: В. Секачев, 2016 — 16с.
2. Касаткина Е. И. Дидактические игры для детей раннего возраста. — М.: Цветной мир, 2019 — 80с.
3. Костина Е. В. Занятия по изобразительной деятельности как средство коррекции у детей с общим недоразвитием речи в логопедической группе детского сада. — 2010.
4. Пьянкова С. Н. Изо терапия в работе с детьми с ОНР//Молодой учёный. — 2015 — №15. — С. 604-606
5. Матвеева Е. А. Дидактические игры для дошкольников. — 2013.

Учитель-логопед
Вершина Александра Игоревна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, ОНР Метки: ,

Сейчас читают:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки П-Б, П`-Б` Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки П-Б, П`-Б`
Сценарий занятия «Путешествие в страну скороговорок» для обучающихся первых классов Сценарий занятия «Путешествие в страну скороговорок» для обучающихся первых классов
Сборник словесных дидактических игр на развитие словообразования у детей с ОНР Сборник словесных дидактических игр на развитие словообразования у детей с ОНР
Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.