Музыкотерапия, как часть реабилитационного процесса при восстановлении пациентов с афазией

Аннотация: данная статья отражает опыт проведения музыкальных групповых занятий со взрослыми пациентами, которые перенесли инсульт, черепно-мозговую травму, нейроинфекцию. В статье приведены аргументы о пользе таких занятий, перечислены этапы, задачи и виды упражнений, применяемых на групповых занятиях по музыкотерапии. Также краткие сведения о влиянии музыки на организм человека.

Музыкотерапия, как часть реабилитационного процесса при восстановлении пациентов с афазией

Музыкотерапия в коррекции речевых нарушений дошкольниковАфазия – это нарушение ранее сформированной речевой деятельности, при котором больной утрачивает способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь. Причинами возникновения афазии у взрослых являются перенесенные инсульт, черепно-мозговые травмы, инфекции и опухоли головного мозга.

При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение. Важную роль в восстановлении играют индивидуальные занятия с логопедом по специальным методикам восстановления речи. Но не менее важным является групповая форма работы с такими пациентами.

Кроме речевых групп, работа на которых направлена на восстановление коммуникативной стороны речи и формируется из больных со схожими речевыми нарушениями и степенью их проявлений, групповые занятия по музыкотерапии показаны практически всем пациентам.

Музыка – явление физическое. В каждом конкретном случае музыка представляет собой определенную совокупность звуковых сигналов, которые проходят сложнейшую обработку в слуховом анализаторе, в частности в корковых структурах головного мозга.

Возникающие реакции слуховой адаптации порождают различные эстетические переживания, динамика которых всегда приводит к определенным гормональным и биохимическим изменениям, действует на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, тонус головного мозга и кровообращение.

Человеческий мозг воспринимает музыку одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Самое сильное воздействие звука на организм оказывает ритм. Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2,2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания.

Примерное содержание группового занятия музыкотерапией для пациентов с афазией.

Цели:

• Общее растормаживание речи.
• Восстановление ритмической стороны речи.
• Восстановление слухового восприятия

Основными задачами, которые решаются на групповых музыкальных занятиях являются: создание эмоционально-положительного фона настроения и коррекция психоэмоциональной сферы, преодоление чувства страха и стеснения при общении; работа над восстановлением произносительных навыков путем преодоления орально-артикуляционных расстройств; преодоление нарушений слого-ритмической структуры слова; восстановление возможностей коммуникации, как вербальных, так и невербальных; стабилизация темпа и ритма движений и речи; развитие кинетической и кинестетической организации движений, преодоление таких трудностей, как инактивность, аспонтанность психических процессов.

Все упражнения выполняются под музыкальное сопровождение. Музыку подбирает логопед, соблюдая определенные условия: она не должна быть тревожной, нагнетающей или слишком печальной. Мелодия должна поднимать настроение, быть приятной на слух и исполняться в среднем темпе.

Этап по растормаживанию речи в условиях музыкального занятия включает в себя пение хорошо знакомых песен в сопровождении караоке, и под музыкальный аккомпанемент. Хоровое пение поднимает настроение, снимает чувство скованности и стеснения, что повышает успешность коррекционной работы.

Восстановление двигательной сферы. Эта работа включает в себя следующие задачи: восстановление динамической координации движений для преодоления нарушений слоговой структуры, реципрокной координации движений рук. Сюда включаются логоритмические упражнения, адаптированные для взрослых пациентов: отстукивание ритма, встраиваясь в такт музыки, дирижирование, скоординированные движения рук и ног под музыку с четким ритмом. Также пациентам предлагается небольшой комплекс простых артикуляционных движений и задания на переключения с одной артикуляционной позы на другую. В ритмических упражнениях удовлетворяется потребность человека в движениях, а положительный эмоциональный фон способствует снятию напряжения.

Такой этап работы, как восстановление слухового восприятия и фонематического слуха, важен для пациентов со всеми формами афазий. Так как нарушение импрессивной речи в той или иной степени тяжести можно наблюдать у большинства пациентов, упражнения на восстановление фонематического слуха и восприятия обязательно включаются в программу групповых музыкальных занятий. Сюда включаются следующие виды заданий: узнавание на слух звучащих музыкальных инструментов, узнавание мелодий, повторение ритмов, предложенных специалистом. Это могут быть ритмы, состоящие как из ударов одинаковой силы, так и ритмы, где чередуются удары разной степени громкости и длительности; отстукивание ритма звучащей музыки.

В результате проведения занятий у пациентов повышается психоэмоциональный фон, укрепляется произвольное внимание, повышается общая активность, через определенное время темп работы тоже возрастает, повышается выносливость, пациенты становятся менее истощаемыми, увеличивается время продуктивной деятельности. Отмечаются улучшения в восстановлении речи: сглаживаются проявления апраксии, восстанавливается слого-ритмическая сторона речи. Положительно воздействуя на эмоции и настроение пациентов, групповые занятия оказывают психотерапевтическую функцию. У пациентов появляется мотивация, уверенность в положительном результате и желание продолжить работу по восстановлению.

Литература:

1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
2. Шевцова Е.Е. Забродина Л.В. Технология формирования интонационной стороны речи. Астрель, Москва, 2008.

Рудыко О.Н.,
логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.