Аннотация: Использование игр с многозадачностью в ходе коррекционной работы учителя-логопеда для формирования представлений по финансовой грамотности у детей с речевыми нарушениями.
Использование пособий с многозадачностью для закрепления экономических понятий у детей с речевыми нарушениями
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, которые формируется в единстве с социализацией ребенка, а значит и с речевым воспитанием.
Но при этом в работе учителя-логопеда ДОУ нет прямой связи с формированием финансовой грамотности. Адаптированная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи строится на календарном плане, в котором нет тематической недели по экономическому воспитанию.
Работая по данному вопросу, мы поняли, что, в той или иной степени, экономическое воспитание прослеживается в некоторых темах календарного плана. В каких определим вместе с вами.
(лексические темы на экране, а педагоги называют понятия, которые можно закрепить: «Профессии: труд, продукт, продукция, рабочее время, рабочее место», «Семья: доход, расход, семейный бюджет», «Транспорт, Мебель, Посуда: продукт, дороже, дешевле»)
В ходе образовательного процесса мы поняли, что работа по финансовой грамотности остается не системной, так как рассматриваются не все разделы.
Пересмотрев календарно-тематическое планирование коррекционно-образовательного процесса мы:
1 — включили отдельной темой неделю «Финансовой грамотности» с целью формирования экономических представлений, словаря по данной теме и совершенствования грамматической стороны речи.
2 — закрепляем имеющиеся знания в области экономики при изучении других лексических тем.
Для реализации перспективного плана по теме «Финансовая грамотность» на логопедических занятиях мной используются:
1. Разнообразный дидактический, наглядный и речевой материал, способствующий повышению мотивации обучающихся и формированию представлений по финансовой грамотности;
2. Беседы, проблемные ситуации, исследовательская деятельность, художественная литература, требующие от ребёнка самостоятельного полного ответа;
3. А самое главное, активно используются игры и пособия с многозадачностью.
Предлагаю вашему вниманию игры, состоящие из 2 действий.
Игра «Промокашка»
Задачи: 1. Закрепление словаря по финансовой грамотности;
2. Развитие моторного планирования;
3. Формирование захвата «4 пальца».
Оборудование: предметные картинки, пипетка.
Инструкция: Набери воду и капни на салфетку и назови, что нарисовано на картинке. (Здесь задачи объясняю сама)
Игра «Боулинг»
Задачи:
1. Закрепление словаря по ФГ;
2. Развитие грамматического строя речи.
3. Развитие зрительно – моторной координации.
Оборудование: предметные картинки, прищепки, мяч.
Инструкция: сбей заданную картинку и скажи, чего нет.
Игра «Квадрат»
Задачи:
1. Закрепление словаря по ФГ;
2. Развитие ориентировки в пространстве.
Оборудование: предметные картинки.
Инструкция: Переверни заданную картинку и назови ее.
Таким образом, многозадачность – это возможность, умение, навык выполнять несколько процессов одновременно, переключаясь с одной задачи на другую.
Главное преимущество многозадачного режима в относительно быстром сокращении количества дел, что очень важно на занятиях логопеда, так как они ограниченны временными рамками (15 минут).
С другой стороны, многозадачность можно рассматривать как вариативность задач, которые можно решить с помощью одного пособия или игры, ориентируясь на особенности развития ребенка.
В самостоятельной деятельности ребенок так же может выполнять несколько действий вместе: играет и оречевляет игровую ситуацию, идет и хлопает в ладоши, прыгает и говорит. Таким образом в свободной деятельности ребенка мы можем наблюдать многозадачность.
По этой причине в логопедической работе по формированию финансовой грамотности, считаю целесообразно применять игры и пособия с многозадачностью. Вот несколько упражнений с многозадачным режимом.
Игра «Квадрат» (доход — расход)
1 вариант:
Задачи: Развитие тактильного восприятия, соматогнозиса, словаря по теме. (дети определяют куда идти по прикосновению и называют картинки)
2 вариант:
Задачи: Развитие слухоречевой памяти, ориентировки в пространстве, согласование числительных с существительными. (дети слушают куда идти и согласовывают числительное с существительным)
3 вариант:
Задачи: Развитие ориентировки в пространстве, умения действовать по схеме, активного словаря, формирование звукового анализа слова. (идут по схеме и определяют первый звук в «найденном» слове)
Игра «Дорожка» (труд, профессии)
1 вариант:
Задачи: Развитие общей моторики, моторного планирования, реципрокных движений, словаря, слогового анализа слова. (ребенок прыгает двумя ногами, перекладывает мяч и делит слово по слогам)
2 вариант:
Задачи: Развитие ориентировки в пространстве, моторного планирования, грамматического строя речи. (игра «Есть – нет»: ребенок прыгает по заданию педагога, называет картинку, затем употребляет его форму в род. падеже)
3 вариант:
Задачи: Развитие умения действовать по схеме, моторного планирования, направленного выдоха, связной речи. (картинки расположены по определенной схеме, ребенок прыгает двумя ногами, сдувает перо и составляет предложение «Я нашел…)
Игра «Круг» (продукт-услуга)
1 вариант:
Задачи: Развитие слухоречевой памяти, словаря, звукового анализа слова. (Игра «Что между?» + первый звук в слове)
2 вариант:
Задачи: Развитие ориентировки в пространстве, грамматического строя речи, словаря. (ребенок крутит спинер правой или левой рукой по заданию логопеда, играют в игру, которая выпала со всеми картинками)
3 вариант:
Задачи: Закрепление предлогов «над», «под», «между», словаря, связной речи. (ребенок крутит спинер и составляет предложение «Торт над …»
Этими играми мы хотели вам показать, как можно использовать многозадачность в работе по формированию финансовой грамотности у детей с нарушениями речи.
Мария Кряжевских,
учитель-логопед