Формирование словаря прилагательных у детей с нарушением зрения

Аннотация: Урбанизация и развития цифровых технологий приводит к росту числа детей с нарушением зрения. Замена общения с детьми на гаджеты создает трудности при формировании слова у детей, которые усиливаются при присутствии дефектов зрения у ребенка.
Ключевые слова: дети с нарушением зрения, словарь, словарь прилагательных, логопедия, коррекционная работа

Annotation: Urbanization and the development of digital technologies leads to an increase in the number of children with visual impairment. Replacing communication with children with gadgets creates difficulties in forming words in children, which are intensified by the presence of visual defects in the child.
Keywords: children with visual impairment, dictionary, dictionary of adjectives, speech therapy, correctional work

Формирование словаря прилагательных у детей с нарушением зрения

нарушение зренияАктуальность исследования. Формирование словаря прилагательных у детей основано на восприятие окружающего мира, выражения эмоций и отношения к предметам, явлениям, событиям, выражения эмоций. Словарь помогает ребенку выражать свои переживания, чувства и отражает собственного отношения, что играет важную роль в формирование эмоциально-психологического уровня развития ребенка.

При нарушении зрения у ребенка восприятия предметов и окружения происходит более в замедленной и слабо выраженной форме. Представления о предмете, его форме, цвете, выраженности определенных признаков, черт у ребенка с нарушением зрения воспринимается не полностью, что при формировании словаря прилагательных создается трудности к подбору слов для передачи восприятия предмета, явления, окружающим миром ребенком.

В современном мире нарушение зрения у детей встречается часто, при этом нарушения возникают как вследствие наследственных и врожденных факторов, так и приобретенных вследствие травм болезней или не правильного образа жизни. Нарушение зрения накладывает свои особенности на развития детей, их восприятия и способности формирования словаря из слов, которые описываются признаки предметов.

Проблема формирования лексики у детей с нарушениями зрения нашла отражение в работах Л. С. Волковой, Л. Г. Плаксиной, А. Г. Литвака и других авторов

Таким образом, тема формирования словаря прилагательных у детей с нарушением зрения является актуальной для родителей и специалистов по работе с детьми: воспитателей, логопедов, и других специалистов.

В публикациях и научной литературе вопросами изучения формирования словаря прилагательных у детей с нарушением зрения занимались такие авторы как Нечипуренко Н. А., Лахмоткина В. И., которые в своем исследовании по основам логопедической работы по формировании лексики у слабовидящих детей отметили сложность подбора и закреплении практики применения прилагательных в активном словаре у слабовидящих детей, что было основано на нарушении зрительного восприятия окружающего мира, предметов.

Изучением особенности восприятия детей с нарушениям зрения занимался Литвак А. Г, который в своих исследованиях сделал акцент на том, что при наличие дефекта зрения у ребенка приводит к рассеянному вниманию, неусидчивости, быстрой утомляемости, что приводит в совокупности с низкой концентрации на речи говорящего, к плохо усвояемости информации и отставании при формировании словаря.

Плаксина Л.И. отмечает, что словарь у детей, которые имеют нарушение зрения, более скуден, чем у сверстников, и значительно отстают от уровня детей, которые не имеют данных нарушений. Представленная категория детей осуществляет замену слов по смыслу: низкий-маленький, узкий- маленький, пушистый-мягкий.

Вследствие дефекта восприятия окружающего мира и создания образа предмета или представления о явлении, например листопад, восход солнца, дождь, порыв ветра, у детей с нарушением зрения возникает трудность с описанием свойств и характера через определения. При этом ребенок с нарушением зрения при использовании собственного словаря прилагательных ограничивается качественными прилагательными отражающие свойства предмета: тверды/мягкий, теплый/холодный, или форму предмета: круглый, квадратный. При этом испытывают трудности и неточности при использовании синонимов, а так же антонимов, в отличие от сверстников, которые не имеют нарушения зрения.

Стоит отметить, что зрительный дефект оказывает влияние на формирование личности ребенка, что вызывает трудности в общении со сверстниками и взрослыми, что приводит к замкнутости и нежелании к активным действиям. Данные факторы влияют на формирование словаря у ребенка, его стремления к расширению словарного запаса, а так же концентрации внимания к семантическим особенностям прилагательных. Поэтому у данной категории детей вызывает трудности группировка прилагательных по семантическим признакам и выделения лишнего слова из представленных.

Исходя из особенностей психoэмоционального развития ребенка с нарушением зрения при формировании словаря прилагательных необходим дружеский контакт со взрослым, второй момент — это тактильное восприятие предмета, а также длительный зрительный контакт с картинками.

При работе с предметом акцент делается на размер, форму, структуру предмета, а так же отношений ребенка к предмету и его оценка: красивый, милый, приятный, и т. д. При описании формы предмета подбираются синонимы к определению и проводится сравнение с предметом для оценки того, насколько синоним наиболее точно его описывает. Например: овальный, выпуклый, плоский, выгнутый, широкий.

Подбор и разбор синонимов прилагательных для конкретного предмета ребенком с нарушением зрения легче при тактильном и зрительном контакте, что позволяет по-другому воспринимать предмет, а за счет тактильного восприятия запомнить различные определения. При подборе к каждому определению предмета, ребенок за счет зрительно-тактильного восприятия по форме запоминает признаки предмета и формирует словарь прилагательных.

При работе с картинками они не должны содержать отвлекающие детали, объект на них должны быть видимы ребенку и он должен определять их форму, цвет, а так же давать оценку им и сравнивать их, что позволяет формировать у ребенка понятие значения похожий, одинаковый, различный и т. д.

Главным моментом при работе с детьми с нарушением зрения при формировании слова определений является повторение пройденного материала, похвала ребенка за результаты и разбор сложностей и трудностей.

Кроме логопедической и коррекционной работы при формировании словаря определений у ребенка с нарушением зрения применяются музыкальные занятия, дидактические игры, игры со сверстниками, вовлечения в ролевые игры и т. д.

Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарным запасом, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно учиться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопрограммы, поэтому дошкольная педагогика считает развитие словарного запаса у детей одной из важных задач развития речи. Поэтому решить эту задачу помогает использование комплексного подхода, а именно: целенаправленная, одновременно лечебно-восстановительная и рекционно-развивающая работа. При правильном и последовательном руководстве взрослых (воспитателя, дефектолога, музыкального руководителя, хореографа, родителей) словарь детей с нарушением зрения достигает нормального уровня и служит мощным средством компенсации, существенно расширяя возможности во всех видах деятельности.

Список использованной литературы:

1. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей : Учеб. пособие / Л. С. Волкова. — Л. : ЛГПИ, 1982. — 68 с.
2. Литвак А. Г. Тифлопсихология: Учеб. пособие для студентов пед. ин – тов по спец. № 2111 “Дефектология”.— М.: Просвещение, 1985.
3. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена – СПб.: Изд – во РГПУ, 1998. – 271 с.
4. Нечипуренко Н. А., Лахмоткина В. И. Логопедическая работа по формированию лексики у слабовидящих детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 30. – С. 61–67. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56588.ht
5. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе предметного рисования . –– М., 1991

Авторы:
Новгородова Татьяна Ивановна — студентка 4 курса, кафедра возрастной физиологии специального и инклюзивного образования, направления специальное (дефектологическое) образование: логопедия.
Тюменский государственный университет, г. Тюмень;
Арефьева Анжелика Вячеславовна — кандидат биологических наук, доцент кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного и инклюзивного образования.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.