Актуальность. Число детей, нуждающихся в логопедической группе и имеющих трудности в освоении программ дошкольного образования, растет. Это сподвигло меня, как специалиста коррекционного образования, на применение нейропсихологического подхода в работе с дошкольниками.
Цель: Развитие межполушарного взаимодействия у детей с тяжелыми нарушениями речи с целью повышения эффективности коррекционной работы.
Задачи:
• Развитие тонкой моторики – возможность точного выполнения изолированных движений, дифференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой мускулатуру пальцев рук;
• Развитие плавности, переключаемости и точности движений;
• Повышение общей подвижности ребенка;
• Развитие произвольного регуляции движений.
Предполагаемые результаты.
• Активизация энергетического потенциала организма (повышение общей работоспособности);
• Улучшение работы высших психического функций (внимания, речи, мышления, ощущений, восприятия, память, …)
• Улучшение качества освоения учебного материала;
• Развитие творческих способностей;
• Приобретение необходимых социально-поведенческих навыков взаимодействия, благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля.
Нейропсихологический подход как средство коррекции речевых нарушений у детей с ТНР
Я заметила, что дети, имеющие нарушения звукопроизношения в незначительной степени, не осложненные другим дефектом развития, в более быстрых темпах осваивают процесс постановки и автоматизации звуков в речи, чем дети с тяжелыми нарушениями речи или с задержкой психического развития. В данной ситуации передо мной возникла необходимость выбора оптимальной комплексной диагностики и коррекционной программы.
Исследования таких ученых, как Т.В. Ахутина, Т.Г. Визель, А.Н. Корнев, Л.С. Цветкова, А.Р. Лурия стали базой в моей работе по внедрению нейропсихологического подхода в процесс диагностики, коррекции и профилактики речевых нарушений.
В нейропсихологии психические функции человека рассматриваются как системные образования, состоящие из набора компонентов, каждый из которых опирается на работу определённого участка мозга и вносит в работу системы свой специфический вклад. Отставание в развитии одного из компонентов влечёт за собой системные изменения в работе всей системы.
Возрастная сформированность психических функций является важным фактором успешности обучения. Недоразвитие любого из функциональных компонентов негативно влияет на развитие функции в целом. Многое зависит от окружения ребёнка: его семьи, воспитания, обучения. Но порой выраженная неравномерность развития функций, может изменять нормальное развитие других психических процессов, приводя в конечном счете к трудностям в обучении и низкой успеваемости.
Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единого функционирования системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка. Для развития интеллектуального развития в своей работе я использую кинезиологические упражнения, которые позволяют активизировать межполушарное взаимодействие и обеспечить систематизированную работу полушарий мозга. Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.
Цель: Развитие межполушарного взаимодействия у детей с тяжелыми нарушениями речи с целью повышения эффективности коррекционной работы.
Задачи:
• Развитие тонкой моторики – возможность точного выполнения изолированных движений, дифференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой мускулатуру пальцев рук;
• Развитие плавности, переключаемости и точности движений;
• Повышение общей подвижности ребенка;
• Развитие произвольного регуляции движений.
Реализация: В течение одного учебного года в занятия по коррекции тяжелых речевых нарушений мы используем нейропсихологический подход, подразумевающий:
• задания по автоматизации звуков с использованием балансировочной доски Бильгоу, стимулирующей мозжечковую деятельность;
• задания на автоматизацию звуков с использованием нейроскакалок, стимулирующей мозжечковую деятельность;
• проговаривание речевого материала с одновременным выполнением кинезиологических упражнений;
• стимулирование мелкой и общей моторики в процессе проговаривания речевого материала.
Преимущества нейропсихологического подхода:
1. Является хорошим дополнением к основной коррекционной программе и реализуется не вместо нее, а вместе с ней.
2. возможность выстроить работу, исходя из потенциальных возможностей ребенка;
3. наметить индивидуальную программу развития высших психических функции ребенка.
4. Создать базовую предпосылку для овладения чтением, письмом, математическими знаниями.
Предполагаемые результаты.
• Активизация энергетического потенциала организма (повышение общей работоспособности);
• Улучшение работы высших психического функций (внимания, речи, мышления, ощущений, восприятия, память, …)
• Улучшение качества освоения учебного материала;
• Развитие творческих способностей;
• Приобретение необходимых социально-поведенческих навыков взаимодействия, благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля.
Таким образом, применение нейропсихологических игр и упражнений – одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат и в познавательном развитии, и в развитии регулятивных функций, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей, запуская речевой механизм.
Каюмова Кадрия Раисовна,
учитель-логопед