Нейропсихологический подход как средство коррекции речевых нарушений у детей с ТНР

Актуальность. Число детей, нуждающихся в логопедической группе и имеющих трудности в освоении программ дошкольного образования, растет. Это сподвигло меня, как специалиста коррекционного образования, на применение нейропсихологического подхода в работе с дошкольниками.

Цель: Развитие межполушарного взаимодействия у детей с тяжелыми нарушениями речи с целью повышения эффективности коррекционной работы.

Задачи:

• Развитие тонкой моторики – возможность точного выполнения изолированных движений, дифференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой мускулатуру пальцев рук;
• Развитие плавности, переключаемости и точности движений;
• Повышение общей подвижности ребенка;
• Развитие произвольного регуляции движений.

Предполагаемые результаты.

• Активизация энергетического потенциала организма (повышение общей работоспособности);
• Улучшение работы высших психического функций (внимания, речи, мышления, ощущений, восприятия, память, …)
• Улучшение качества освоения учебного материала;
• Развитие творческих способностей;
• Приобретение необходимых социально-поведенческих навыков взаимодействия, благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля.

Нейропсихологический подход как средство коррекции речевых нарушений у детей с ТНР

Нейрогимнастика, мозгЯ заметила, что дети, имеющие нарушения звукопроизношения в незначительной степени, не осложненные другим дефектом развития, в более быстрых темпах осваивают процесс постановки и автоматизации звуков в речи, чем дети с тяжелыми нарушениями речи или с задержкой психического развития. В данной ситуации передо мной возникла необходимость выбора оптимальной комплексной диагностики и коррекционной программы.

Исследования таких ученых, как Т.В. Ахутина, Т.Г. Визель, А.Н. Корнев, Л.С. Цветкова, А.Р. Лурия стали базой в моей работе по внедрению нейропсихологического подхода в процесс диагностики, коррекции и профилактики речевых нарушений.

В нейропсихологии психические функции человека рассматриваются как системные образования, состоящие из набора компонентов, каждый из которых опирается на работу определённого участка мозга и вносит в работу системы свой специфический вклад. Отставание в развитии одного из компонентов влечёт за собой системные изменения в работе всей системы.

Возрастная сформированность психических функций является важным фактором успешности обучения. Недоразвитие любого из функциональных компонентов негативно влияет на развитие функции в целом. Многое зависит от окружения ребёнка: его семьи, воспитания, обучения. Но порой выраженная неравномерность развития функций, может изменять нормальное развитие других психических процессов, приводя в конечном счете к трудностям в обучении и низкой успеваемости.

Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единого функционирования системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка. Для развития интеллектуального развития в своей работе я использую кинезиологические упражнения, которые позволяют активизировать межполушарное взаимодействие и обеспечить систематизированную работу полушарий мозга. Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.

Цель: Развитие межполушарного взаимодействия у детей с тяжелыми нарушениями речи с целью повышения эффективности коррекционной работы.

Задачи:

• Развитие тонкой моторики – возможность точного выполнения изолированных движений, дифференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой мускулатуру пальцев рук;

• Развитие плавности, переключаемости и точности движений;

• Повышение общей подвижности ребенка;

• Развитие произвольного регуляции движений.

Реализация: В течение одного учебного года в занятия по коррекции тяжелых речевых нарушений мы используем нейропсихологический подход, подразумевающий:

• задания по автоматизации звуков с использованием балансировочной доски Бильгоу, стимулирующей мозжечковую деятельность;

• задания на автоматизацию звуков с использованием нейроскакалок, стимулирующей мозжечковую деятельность;

• проговаривание речевого материала с одновременным выполнением кинезиологических упражнений;

• стимулирование мелкой и общей моторики в процессе проговаривания речевого материала.

Преимущества нейропсихологического подхода:

1. Является хорошим дополнением к основной коррекционной программе и реализуется не вместо нее, а вместе с ней.

2. возможность выстроить работу, исходя из потенциальных возможностей ребенка;

3. наметить индивидуальную программу развития высших психических функции ребенка.

4. Создать базовую предпосылку для овладения чтением, письмом, математическими знаниями.

Предполагаемые результаты.

• Активизация энергетического потенциала организма (повышение общей работоспособности);

• Улучшение работы высших психического функций (внимания, речи, мышления, ощущений, восприятия, память, …)

• Улучшение качества освоения учебного материала;

• Развитие творческих способностей;

• Приобретение необходимых социально-поведенческих навыков взаимодействия, благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля.

Таким образом, применение нейропсихологических игр и упражнений – одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат и в познавательном развитии, и в развитии регулятивных функций, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей, запуская речевой механизм.

Каюмова Кадрия Раисовна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.