Основные коррекционные методы для развития восприятия структурных компонентов речи у детей после кохлеарной имплантации

Аннотация: в статье рассматриваются суть кохлеарной имплантации и способы реабилитации после неё.

Ключевые слова: речевое развитие / дети после кохлеарной имплантации / работа по восприятию речи / реабилитация

Abstract: the article discusses the essence of cochlear implantation and ways of rehabilitation after it.

Keywords: speech progress / children after cochlear implantation / speech perception work / rehabilitation

Основные коррекционные методы для развития восприятия структурных компонентов речи у детей после кохлеарной имплантации

кохлеарная имплантацияРечь и слух являются наиважнейшими компонентами передачи и получения информации. Если же один из этих компонентов нарушается, то эта деятельность затрудняется. Для развития речи ребенка самое главное решающее значение имеет полноценный слух. Ребенок с первых дней своей жизни слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить.

Самым важным в процессе развития речи ребенка является грамматический строй речи родного языка. Красивая и грамматически правильно оформленная речь — это результат всестороннего и гармоничного развития ребенка. Чем лучше ребенок усвоит все закономерности правильного построения фразы, тем легче ему высказывать свои мысли и чувства, тем шире будут его возможности в дальнейшем развитии и познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, а значит и происходит полноценная подготовка ребенка к обучению.

В настоящее время многие дети страдают от различных нарушений слуха, которые существенно мешают им речевой и социальной адаптации. Особенно тяжело приходится детям с глухотой — без специального обучения и аппаратов они не могут овладеть навыком говорения. Чтобы улучшить их качество жизни и обеспечить полноценное развитие, необходимо оперативно выявлять проблемы со слухом и предоставлять соответствующую медицинскую и педагогическую помощь.

Сегодня существует немало технических и научных возможностей для решения проблем со слухом у детей с тяжелыми нарушениями. Метод многоканальной кохлеарной имплантации — один из самых эффективных способов восстановления слуха у детей и взрослых с сенсоневральной тугоухостью и глухотой. Эта программа мероприятий позволяет обеспечивать полноценную социальную адаптацию и развитие детей с IV степенью тугоухости или глухотой.

Кохлеарный имплантат — медицинский прибор (протез), воздействующий непосредственно на слуховой нерв и позволяющий компенсировать потерю слуха некоторым пациентам с выраженной или тяжёлой степенью нейросенсорной (сенсоневральной) тугоухости.[4]

Кохлеарный имплант является разновидностью слухового протеза. Его применяют в тех случаях, когда обычные слуховые аппараты не справляются или же присутствует большая потеря слуха. Кохлеарный имплант дает возможность воспринимать высокочастотные звуки с помощью электрической стимуляции слухового нерва. Не смотря на риск послеоперационных осложнений, трудоемкость послеоперационной реабилитации и чрезвычайную дороговизну, данный вид слухового протезирования пользуется большой популярностью.

Согласно мнению ведущих ученых Российского научно-практического центра аудиологии, кохлеарное протезирование является наиболее эффективным способом реабилитации детей, страдающих нарушением слуха.

Однако, после проведения данной процедуры, пациенты нуждаются в послеоперационной речевой реабилитации, поскольку сама по себе кохлеарная имплантация не позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях.

Поэтому забота о детях, которые имеют кохлеарный имплант, включает развитие слухового восприятия и формирование речевого слуха. Коррекционная работа над ребенком с кохлеарным имплантом позволяет постепенно нормализовать общее и речевое развитие, а педагогическая помощь по развитию слухового восприятия и развитию связной речи являются важными этапами данного процесса. [1, c. 1]

Для развития восприятия устной речи у детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации были сформулированы основные задачи:

1. Развитие восприятия речевых инструкций на слух и слухозрительно: обучение естественной реакции в ответ на воспринятое поручение.

2. Моделирование ситуации общения между детьми с КИ во время игровой деятельности.

3. Развитие диалогической речи.

4. Развитие восприятия и воспроизведения просодических компонентов устной речи.

К дополнительным задачам коррекционно-развивающей программы были отнесены:

1. Развитие фонематического восприятия: восприятие на слух фразового материала и текстов.

2. Расширение активного и пассивного словарей.

3. Развитие понимания грамматических структур родного языка (пространственные предлоги, множественное и единственное число предметов).

Для выполнения этих задач были использованы различные коррекционные методы: фонетическая ритмика, пальчиковая гимнастика, театрализованная игра, дидактическая игра, сказкотерапия.

Н.Ю. Костылева определяет фонетическую ритмику как систему специальных упражнений, сочетающую речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогают сформировать фонетически плавную и правильную речь, а также являются хорошим вариантом «динамической паузы» в ходе занятия, что позволяет ребенку менее быстро утомляться.

Сказкотерапия по А. Т. Мутыгуллиной — это направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развить самосознание, построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых.

Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев, это средство развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Помимо этого, разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Объединяет сказки и пальчиковую гимнастику театрализованная игра, которая представлена игрой-драматизацией с использованием пальчиковых кукол или кукол бибабо. Дошкольники с КИ получают возможность стать настоящими актерами, перевоплотиться в любимых сказочных персонажей, что требует от ребенка вжиться в роль, воспринимать и понимать речь рассказчика и самому вступать в диалог с другими персонажами.

Игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольного детства, что я является обоснованием выбора дидактической игры как метода коррекции и развития дошкольников с КИ. Дидактическая игра (ДИ)— сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения, формой обучения, средством всестороннего развития ребенка. ДИ может быть представлена игрой-поручением, игрой-загадкой, игрой-беседой, настольной игрой. От обычной игры, ДИ отличает наличие четко сформулированных игровых правил и дидактических задач. [2, c. 59]

Появившиеся слуховые возможности детей после кохлеарной имплантации позволяют на данном этапе использовать основные приемы и методы известные в логопедии и применяемые при работе с детьми с речевыми нарушениями (имеющими сохранный слух). Как в консультативном пункте, так и в группе комбинированной направленности большое внимание мы уделяем работе с родителями. Педагоги консультируют родителей по вопросам организации речевой среды дома, дают рекомендации по организации и проведению занятий с детьми, советуют, как приучить ребенка носить кохлеарный имплант, как за ним ухаживать и какие правила соблюдать.

Только при заинтересованности и взаимодействии педагогов детского сада, родителей можно достичь у детей после кохлеарной имплантации уровня речевого развития, позволяющего им продолжить обучение в общеобразовательной школе. [3, c. 3]

Список литературы

1. Бедарева, А. С. Особенности грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста после кохлеарной имплантации. moluch.ru/archive/279/62967/
2. Квалификационная работа Филипповой Татьяны Владимировны,
URL: elar.uspu.ru/bitstream/uspu/4496/1/12Filippova.pdf
3. URL: cppms-tver.ru/sites/1-ppms/uploads/rekomendatsii_pedagogam.pdf
4. URL: ru.wikipedia.org/wiki/Кохлеарный_имплантат

Кульбицкая Анна Николаевна,
Самарский государственный социально-педагогический университет

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.