Формирование экспрессивной речи детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра на начальном этапе логопедической работы

Аннотация: В статье рассматривается эффективность проведения коррекционно-логопедической работы с детьми с РАС с применением бихевиористских подходов и стратегий. Описаны базовые предпосылки, необходимые для успешного формирования экспрессивной речи и направления работы на начальном этапе её развития.

Ранний детский аутизмПо данным Всемирной организации здравоохранения численность детей с расстройствами аутистического спектра среди детского населения возрастает ежегодно.

Расстройства аутистического спектра (РАС) − это гетерогенная группа расстройств детского развития преимущественно генетического происхождения, характеризуется качественными нарушениями социального взаимодействия и коммуникации, ограниченным, повторяющимся и стереотипным поведением, интересами и формами активности, нарушениями символических функций и ранней (как правило, до 3-х лет) манифестацией.

Многие дети с диагнозом, относящимся к данной группе расстройств, имеют речевые нарушения.

Проявления нарушений речевого развития при РАС многообразны и являются одним из наиболее частых поводов обращения родителей к специалисту. Наиболее характерные симптомы: мутизм, эхолалии, отсутствие обращения, особенности понимания речи, затруднения в употреблении местоимений, нарушения лексики, семантики, грамматического строя речи, звукопроизношения, спонтанности высказывания и пр.

В коррекционно-логопедической работе c детьми с РАС могут применяются методические разработки и материалы программ отечественных специалистов по развитию речи для детей с различными нарушениями: с умственной отсталостью с системным речевым дефектом, с сенсорной и моторной вариантами алалии, с некоторыми формами афазии, с задержкой психического развития.

Для работы по формированию речевых умений и развития разных сторон речи детей с РАС эффективными оказываются методы и программы, предлагаемые зарубежными специалистами и разработанные в рамках бихевиористских подходов к коррекции аутизма. Некоторые из данных программ переведены на русский язык, адаптированы и могут быть реализованы с детьми с различными уровнями речевой активности. В данных методиках речевая недостаточность детей с РАС рассматривается не с позиций ее места в структуре дефекта детского аутизма, а как наиболее яркая характеристика патологии аутичных детей. Именно речевая недостаточность в этих подходах оказывается в центре обучающих усилий.

В бихивиаристских подходах при планировании коррекционной работы учитываются индивидуальные особенности ребенка, его сильные стороны и дефициты, связанные с аутизмом. [1, c. 240] А также подбираются стратегии, доказавшие свою эффективность при их использовании в любой области, начиная от развития речи до формирования академических навыков у детей с РАС. К применяемым стратегиям относятся: использование дополнительной мотивации, адаптация речи педагога в соответствии с уровнем развития ребенка, учет интересов ребенка при обучении, структурирование образовательной среды, обеспечение необходимой степени визуализации образовательного процесса, использование приемов безошибочного обучения, обязательное планирование этапа генерализации приобретенных умений. [4, c.71]

Коррекция речевых расстройств детей с РАС проводится поэтапно и включает:

1. Определение уровней не только речевого, но и коммуникативного, аффективного и интеллектуального развития ребенка;

2. Установление взаимодействия и эмоционального контакта с ребенком (по возможности, глазного, без которого невозможно добиться подражания, необходимого при работе над речевыми умениями, устранением неправильного произношения);

3. Составление индивидуальных программ речевой коррекции (желательно конкретно на определенный навык или умение, например, формирование наименования названий предметов (глаголов) или употребления в речи личного местоимения и пр.).

4. Проведение коррекционно-логопедической работы. [1, c.359]

Приступить к развитию экспрессивной речи представляется возможным, если у ребенка к моменту начала логопедической работы сформированы следующие навыки и умения:

- частичная сформированность «учебного поведения» (возможность удерживаться за рабочим местом; способность фиксировать взгляд на лице говорящего, предъявляемых предметах; действовать в соответствии с инструкцией; действовать с предъявляемым материалом адекватным способом);

- начальные навыки понимания речи (понимание простых инструкций, понимание названий предметов, связанных с обиходным предметным миром),

- сформированность навыков сопоставления и различения (предметов, картинок);

- сформированность некоторых социальных навыков (поддержание зрительного контакта, спокойное реагирование на тактильный контакт, начальные навыки моторного подражания и речевого подражания (подражания звукам и словам).

Коррекционно-логопедическая работа по развитию экспрессивной стороны речи проводится параллельно с продолжающимся развитием импрессивной стороны речи и формированием коммуникации. [2, c.173] На начальном этапе коррекционно-логопедической работы с детьми с аутистическими расстройствами активизируем лексическое наполнение экспрессивной речи, включающей накопление номинативного, предикативного, атрибутивного словаря, а также формируем простую двухсловную фразу. Речевые высказывания, появившиеся в речи ребенка, обязательно вводятся в его повседневное общение.

На начальном этапе работы при развитии экспрессивной стороны речи детей дошкольного возраста с РАС придерживаются следующей примерной последовательности:

• Обучение наименованию предметов, частей тела и лица.

• Обучение словам, выражающим просьбу.

• Обучение узнаванию и называнию знакомых людей (по фотографиям).

• Обучение наименованию действий (по видеоматериалам, фотографиям, сюжетным картинкам).

• Обучение наименованию прилагательных (основные цвета, размер).

• Формирование двухсловного высказывания, сначала состоящего из прилагательного и существительного, затем существительного и глагола.

• Обучение употреблению личных местоимений, построению фразы с личным местоимением.

Все полученные навыки необходимо переносить в повседневное общение, поощрять речевую инициативу ребенка и его высказывания. Взрослые, общающиеся с ребенком должны поддерживать его речевое общение, по возможности больше включать его в общение. Речь общающегося с ребенком взрослого должна быть адаптирована к его восприятию речи и возможностям речевого общения.

Список литературы:

1. Морозов С.А. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра: учебно-методическое пособие / С.А. Морозов – Самара: ООО «Медиа-книга», 2015. – 540 с.
2. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова − М.: ВЛАДОС, 2007. − 176 с.
3. Морис К. Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов / К. Морис, Дж. Грин, Ст. К. Льюс. Перевод с англ. Колс Е.К. // Behavioral Intervention for Young Children With Autism: A Manual for Parents and Professionals/Edited by Caterine Maurice, Cina Green and Stephen C. Luce / School Greek Boulevard, Auslin, Texas, 1996. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pedlib.ru/Books/5/0298/5_0298-1.shtml#book_page_top
4. Лиф Р., Макэкэн Д. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивного поведенческого вмешательства при аутизме. / Перевод с англ. Под общ. редакцией Толкачева Л.Л, − Москва: ИП Толкачев, 2016. − 608 с.

Бадартдинова Н.А.,
Самарский государственный
социально-педагогический университет

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.