Смысловое чтение у младших школьников с умственной отсталостью

Аннотация: В данной статье представлен современный подход к пониманию смыслового чтения. Описаны характерные ошибки смыслового чтения у младших школьников с умственной отсталостью, указаны причины их возникновения.

книга, литература, чтениеВ разное время проблему формирования навыков чтения с различных научных точек зрения изучали многие исследователи. Как известно, большинство научных деятелей соглашаются с тем, что чтение включает в себя два компонента: технический и смысловой. В большинстве своем исследования чтения посвящены анализу механизмов чтения на стадии освоения его техники. Поэтому на современном этапе развития педагогики и логопедии проблема формирования смыслового чтения является актуальной и привлекает внимание ученых.

В большинстве определений смыслового чтения акцент делается на глубокий анализ прочитанного, на осмысление не только поверхностного содержания, но и подтекстовой информации [1]. Вместе с тем не учитывается, что понимание текста может быть различной точности и глубины в зависимости от многих факторов, например, от установки или задания, данными перед чтением, или от характера текста.

А. А. Леонтьев трактовал определение смыслового чтения следующим образом: «Смысловое чтение — это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей» [2].

Как было сказано ранее, в процессе чтения условно можно выделить две стороны: техническую и смысловую, которая является основной целью чтения. Между ними существует тесная связь. Понимание читаемого определяется характером восприятия. С другой стороны, зрительное восприятие испытывает на себе влияние смыслового содержания ранее прочитанного.

Для понимания прочитанного большую роль играют особенности мышления ребенка, уровень развития высших психических функций (память, внимание, мышление) и соответствующей своему возрасту словарный запас.

Л. С. Выготский техническое чтение определял как основу для формирования смыслового чтения. По мнению Льва Семёновича — ошибки технического чтения связаны с умственным развитием, а ошибки смыслового чтения – с низким уровнем развития показателей техники чтения.

Психологическую структуру готовности к обучению смысловому чтению образуют учебно-важные качества, которые побуждают, регулируют и реализуют деятельность смыслового чтения на этапе ее усвоения: мотивы чтения, принятие задачи, смысловая догадка, состояние активного словаря, скорость чтения, правильность чтения, знание морфологии, знание синтаксиса, зрительное восприятие, целостность восприятия, логическое мышление, вербальная память, творческое воображение, обучаемость и произвольная регуляция деятельности.

На ступени начального обучения компоненты психологической структуры готовности к обучению смысловому чтению находятся в стадии развития, при этом данный процесс происходит неравномерно и гетерохронно. Поэтому смысловое чтение вызывает значительные трудности у детей младшего школьного возраста.

Особое значение и актуальность проблема формирования навыка смыслового чтения приобретает в отношении младших школьников с умственной отсталостью.

Обучающиеся с умственной отсталостью техникой чтения овладевают медленно. При чтении они допускают большое количество ошибок: не прочитывают окончания, пропускают и переставляют буквы, искажая таким образом звуковой состав слова, заменяют одни слова другими, в какой-то мере сходными по буквенному составу, не останавливаются на знаках препинания и т. п. [4].

Нарушения чтения у младших школьников с умственной отсталостью обосновываются медлительностью темпа приема, сохранения и переработки информации и протекания процессов мышления, недостатками установления внутренних ассоциативных связей, отсутствием координации в работе речедвигательного центра, зрительного, слухового анализаторов, слабостью восприятия, затруднениями процесса регуляции и самоконтроля [4].

Однако в отношении данной категории детей недостатки понимания прочитанного определяются не только ошибками технического чтения, но и низким уровнем общего развития детей с интеллектуальными нарушениями, резко затрудненной актуализацией представлений, небогатым жизненным опытом.

Большинству младших школьников с интеллектуальными нарушениями характерно либо неточное понимание читаемого, которое не соответствует содержанию прочитанного, либо грубое искажение смысла прочитанного. Обучающимся начальных классов чаще всего для понимания доступны лишь отдельные фрагменты из прочитанного, не несущие главной смысловой идеи, ими опускаются важные для понимания читаемого части. Помимо этого, при чтении у школьников с умственной отсталостью вызывает трудности установление связей между частями читаемого текста, обнаруживается и непонимание причинно-следственных, временных отношений.

Таким образом, процесс формирования навыка смыслового чтения у младших школьников с умственной отсталостью требует от специалистов полного понимания психофизиологических особенностей данной категории детей.

Подводя итог всему сказанному ранее, мы можем сделать вывод о том, что чтение играет важную роль в развитии каждого ребенка, являясь одним из основных способов социализации, развития, воспитания и образования. Поэтому важную роль в дальнейшем успешном обучении и социализации ребенка младшего школьного возраста с умственной отсталостью играет формирование не только технической стороны чтения, но и смысловой.

Список использованных источников:

1. Ивлева, М. Г. Состояние смыслового чтения у обучающихся с задержкой психического развития // Ped.Rev.. 2016. №3 (13).
2. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы сознательности учения: Избр. псих. пр. Москва: Педагогика, 1983. Т. 1. С. 348-380.
3. Мелешкина, М. С. Возможности развития навыков смыслового чтения и понимания текста у младших школьников с умственной отсталостью как одного из компонентов функциональной грамотности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4.
4. Мелешкина, М.С. Особенности понимания и осознанного чтения художественных текстов младшими школьниками с умственной отсталостью / М.С. Мелешкина // Вестник ВЭГУ. Уфа: Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ). 2017. № 4 (90). С. 158-162.
5. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 031700 — Олигофренопедагогика, 031900 — Спец. психология / В. Г. Петова, И. В. Белякова. – М.: Академия, 2002. – 160 с.

Полина Харькина,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие диалогической речи детей через коммуникативные игры Развитие диалогической речи детей через коммуникативные игры
Речевые игры на прогулке и в группе детского сада Речевые игры на прогулке и в группе детского сада
Специфика формирования навыков словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи Специфика формирования навыков словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи
Практический материал по формированию слоговой структуры слова Практический материал по формированию слоговой структуры слова

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.