Диагностика детей с расстройством аутистического спектра

Аннотация: В настоящее время к расстройствам аутистического спектра относятся специфические нарушения развития, характеризующиеся качественным нарушением социального взаимодействия, коммуникации, ограниченными интересами и деятельностью, повторяющимся стереотипным поведением; несмотря на общие черты, дети с РАС составляют очень неоднородную группу; базовые нарушения при РАС имеют стойкий и системный характер и могут проявляться практически во всех сферах. В связи с этим сделаны выводы о необходимости разработки методик и регламентов оказания медицинской помощи детям и подросткам с РАС.

Диагностика детей с расстройством аутистического спектра

Ранний детский аутизмРасстройства аутистического спектра (РАС) – это группа психических заболеваний, характеризующихся искажением процесса развития с дефицитом коммуникативных способностей, поведенческими и двигательными стереотипиями. Дебют происходит в младенческом и раннем детском возрасте.

Одной из причин такой разнородности спектра является то, что биологическая предрасположенность к РАС реализуется в результате накопления разного рода вредностей, препятствующая психическому развитию ребенка, может иметь сложный, комплексный характер. Потому дети с РАС, имеющие один и тот же клинический диагноз, могут значительно отличаться друг от друга не только по выраженности аутистического расстройства, но и по характеру и тяжести сопутствующих проблем развития

Несмотря на накопленные данные, этиология и патогенез РАС остаются до конца неясными. Имеются сведения о преимущественном значении в их возникновении биологических факторов (генетических, нейроанатомических, нейрохимических). Понятно, что РАС – результат сложной комбинации генетических и эпигенетических факторов, в том числе экологических и иммунологических

Обследование ребенка первых месяцев жизни, т.е. периода, когда выявление РАС может считаться своевременным в плане коррекции, в основном проводится педиатром. Сразу после рождения, а также раз в три месяца на первом году жизни и далее раз в полгода ребенка осматривает невролог.

Несвоевременная диагностика утяжеляет течение основного заболевания и увеличивает риск формирования расстройств. В дальнейшем сопровождение ребенка с аутизмом требует серьезных материальных и социальных затрат. Раннее выявление таких расстройств дает возможность эффективного профессионального вмешательства, что помогает минимизировать аутистические проявления.

Аутичный ребенок не способен адекватно воспринимать социальные сигналы окружающих. Дети с ранним аутизмом лишены эмпатии и других проявлений сопереживания, в связи с чем не могут адекватно оценивать собственное эмоциональное состояние, а также эмоции и чувства других людей [1].

Аутичный ребенок, испытывая боль, реагирует на нее плачем, криком или мимикой, но не стремится за утешением к матери. Он не умеет обращаться с просьбой к другим членам семьи, предпочитая самостоятельно удовлетворять свои потребности. Коммуникативные нарушения при детском аутизме главным образом проявляются в нарушениях речевого развития.

Как правило, такие дети начинают говорить намного позже сверстников, а впоследствии практически не использует речь для общения. Слова «мама» и «папа» они произносят автоматически, не применяя их целенаправленно, не пытаясь привлечь к себе внимание.

К трем годам у части пациентов происходит усиление речевой активности, что выражается в повторении слов за окружающими – эхолалии. О себе ребенок, как правило, говорит во втором или третьем лице и никогда не употребляет местоимение «я». Высказывания детей-аутистов содержат отрывки из мультфильмов, песен, книг. Большинство таких пациентов в раннем возрасте вообще не использует речь. Вместо нее аутичный ребенок применяет вокализацию, похожую на «пение», «мычание» [1].

Ведущим критерием РАС считается неспособность ребенка к полноценной и «ролевой» игровой деятельности в связи с отсутствием воображения, неспособностью понимания чувств и намерений других людей, сути игры. Поэтому аутичный ребенок раннего возраста не способен даже на имитативную игру. Такие дети предпочитают играть мелкими деталями, коллекционируют их, выстраивают игрушки в ряды или пирамидки, перекладывают их из одной емкости в другую.

При обследовании ребенка с аутизмом выделяют следующие этапы: скрининг, сбор анамнеза и клиническое исследование, выявление индивидуальных особенностей. Обследование у психиатра назначают в случае, если [4]:

• ребенок до 12 месяцев не гулит, не лепечет, у него отсутствует указательный жест;
• до 16 месяцев он не произносит отдельные слова;
• в возрасте 2 лет он не произносит коротких фраз.

Скрининг включает сбор информации о социально-коммуникативном развитии ребенка для выделения группы специфического риска. Для этого разработаны стандартизованные скрининговые инструментарии. Скрининг могут осуществлять педиатры, невропатологи, педагоги, психологи, средний медицинский персонал и родители

Следующий этап дифференциальной диагностики – сбор объективного анамнеза (медицинская документация, характеристики из дошкольных учреждений, коррекционных центров и школ, беседы с родственниками ребенка). Далее при наличии возможности собирается субъективный анамнез и обобщаются клинические факты.

Клиническое (психопатологическое) обследование проводится в процессе наблюдения за испытуемым. Выявляют критерии клинической картины РАС (приведенные ранее), а также оценивают следующие параметры [1,2,3]:

• сформированность ориентации в пространстве и времени;
• уровень речевого развития;
• особенности развития грубой и тонкой моторики;
• сформированность мыслительных операций (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей);
• уровень знаний об окружающем мире, степень ориентации в вопросах общежития и окружающего пациента социума;
• индивидуальное социальное поведение, коммуникативные способности;
• особенности мотивационно-потребностной сферы ребенка;
• особенности памяти, внимания и работоспособности;
• особенности эмоциональных проявлений;
• психические расстройства, имеющиеся на момент исследования (особенно стереотипии в речи, моторике, поведении);
• когнитивные нарушения (познавательная активность, внимание, память, скорость протекания мыслительных процессов, интеллект и др.);
• глубина РАС.

Большинство способов диагностики РАС основано на поведенческих методиках, которые можно использовать только по достижении ребенком возраста 1,5 года, в котором большинство лечебных и коррекционных мероприятий уже малоэффективно. Информативными способами своевременной диагностика РАС могут служить методики диагностики ранних нарушений психомоторного развития.

Раннюю диагностику нарушений аутистического спектра необходимо осуществлять на ранней стадии жизни ребенка, что, несмотря на трудности, позволит назначить своевременное лечение.

Литература:

1. Лущекина Е. А., Подрезная Е. Д., Лущекин В. С., Стрелец В.Б. Сравнительное исследование ЭЭГ в норме и при раннем детском аутизме. Журнал высшей нервной деятельности.
2010
2. Расстройства аутистического спектра в детском возрасте: диагностика, терапия, профилактика, реабилитация. Клинические рекомендации. М.: Российское общество психиатров, 2020.
3. Симашкова Н.В., Макушкин Е.В. Расстройства аутистического спектра: диагностика, лечение, наблюдение. Клинические рекомендации (протокол лечения). М., 2015.
4. Ткачук, Е. А. Проблемы диагностики детей с РАС cyberleninka.ru/article/n/problemy-diagnostiki-rasstroystv-autisticheskogo-spektra-u-detey/viewer.

Учитель-логопед Сухова Дарья

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.