Логопедический лэпбук

Аннотация: В своей работе я использую самодельные игры и дидактические пособия, которые помогают успешно реализовать коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи, вызвать у них внутренний отклик, создать у ребенка мотивацию к усвоению новых знаний и навыков.

Логопедический лэпбук «Маша в гостях у звука Л» включает в себя 14 развивающих заданий. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста и подходит как для индивидуальных, так и подгрупповых занятий.

Методическая разработка

Логопедический лэпбук «Маша в гостях у звука Л»

Чтобы дети с удовольствием посещали логопедические занятия и с интересом выполняли предложенные им задания, необходимо придумывать новые, интересные пособия, дидактические игры с разными картинками, персонажами, сюжетами и материалом.

В своей работе я использую самодельные игры и дидактические пособия, которые помогают успешно реализовать коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи, вызвать у них внутренний отклик, создать у ребенка мотивацию к усвоению новых знаний и навыков.

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения» — говорил К.Д. Ушинский. Именно такой занимательной и инновационной формой работы с детьми является лэпбук (в переводе с английского означает «книга на коленях»). Это многофункциональное пособие с большими потенциальными возможностями, интерактивная тематическая папка с набором заданий по определенной теме со множеством кармашков, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками.

Содержание лэпбука подбирается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста с нарушениями речи. В лэпбуке представлены интересные и необычные формы подачи знакомого материала.

Паспорт лэпбука является руководством по его использованию и позволяет любому педагогу, а также родителю применять его в работе с ребенком в соответствии с его целями и задачами. Именно наличие паспорта делает логопедический лэпбук полноценным и эффективным дидактическим пособием, входящим в состав предметно-развивающей среды группы детского сада.

Логопедический лэпбук «Маша в гостях у звука Л» включает в себя 14 развивающих заданий. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста и подходит как для индивидуальных, так и подгрупповых занятий.

Логопедический лэпбук

Логопедический лэпбук

Тема: «Маша в гостях у звука [л]»

Цель: автоматизировать звук [л] в речи.

Задачи:

• закреплять произношение звука [л] изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи;
• формировать лексико-грамматические навыки;
• формировать навыки звукового и слогового анализа;
• развивать внимание, память, мышление;
• формировать положительную мотивацию на занятии;
• воспитывать интерес к занятию.

Содержание лэпбука:

Артикуляционная гимнастика

Цель: подготовка органов артикуляции к произнесению звука [л].

Артикуляционную гимнастику выполнять перед зеркалом для самоконтроля. Каждое динамическое упражнение выполняется по 5-10 раз, каждое статическое упражнение выполняется под счет до 10.

Характеристика звука [л]

(артикуляционный уклад звука и его признаки: гласный-согласный, твердый-мягкий, глухой-звонкий).

Цель: объяснить положение органов артикуляции (губы, зубы, язык); учить определять характер выдыхаемой воздушной струи; формировать умение давать характеристику звуку по признакам с опорой на символы звука.

Рассмотреть профиль звука, положение органов артикуляции при произнесении звука, сравнить свою артикуляцию с представленной схемой, использую зрительный контроль, определить характер воздушной струи (ладонью ощущается теплый воздух, струя воздуха идет по бокам языка), рассмотреть изображенные символы звука: синий круг-согласный звук, молоток-твердый звук, колокольчик-звонкий звук. Дать характеристику звука с опорой на кинестетические ощущения от органов артикуляционного аппарата.

 

Звуковая дорожка

Цель: автоматизировать изолированный звук [л].

Показать как гудит пароход. Произнесение звука сопровождается движением пальца по дорожке.

Слоговые песенки

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах.

«Спеть» (протяжно произнести) слоги со звуком [л]: прямые и обратные.

Игра «Лабиринт»

Цель: автоматизировать звук [л] в словах.

Вариант №1: Ребенок, чётко произнося изучаемый звук, называет в заданном порядке представленные картинки.

Движение пальца начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово называется ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет названо верно.

Вариант № 2: Ребёнок при движении по лабиринту должен не только назвать картинки, но и указывать направление следующего хода.

Вариант №3: Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в два этапа. Сначала ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмеченной звёздочкой, — через одну.

Вариант № 4: Лабиринт – наоборот. Сначала ребёнок проговаривает все слова — названия картинок лабиринта.

Затем двигается в обратном направлении, называя слова.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: автоматизировать звук [л] в словах; развивать логическое мышление.

Найти в каждом ряду лишнюю картинку и назвать ее. Объяснить свой выбор.

Игра «Составь предложение»

Цель: автоматизировать звук [л] в предложениях.

Составить предложения о Владике и Миле по схемам с опорой на картинки. Образец: Владик… ёлка. — Владик нарядил ёлку.

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Цель: автоматизировать звук [л] в словах и словосочетаниях; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде.

Ответить на вопросы, отчётливо произнося звук [л]. Образец: Солдатик из олова какой? — Оловянный.

Игра «Аналогии»

Цель: автоматизировать звук [л] в словах и предложениях; развивать логическое мышление.

Рассмотреть и назвать все картинки. Найти подходящие друг другу картинки из красной и синей рамочек и соединить их. Рассказать, что получилось — составить словосочетания по образцу. Образец: яблоня и яблоко (лошадь и седло, белка и дупло, лодка и весло, водолаз и ласты, полотенце и мыло).

Игра «Один-много»

Цель: автоматизировать звук [л] в словах; учить согласовывать прилагательные с существительными в числе.

Назвать картинки, четко произнося [л]. Изменить слово по образцу: лодка-лодки. Посчитать количество предметов на картинке. Образец: одна лодка, много…(лодок); одна лодка, две лодки,… пять лодок.

Чистоговорки и скороговорки

Цель: автоматизировать звук [л] в чистоговорках и скороговорках.

Повторить чистоговорки и скороговорки сначала медленно, затем быстрее и в быстром темпе.

Слоговые вагончики «Сколько слогов в слове?»

Цель: автоматизировать звук [л] в словах; формировать умение анализировать слоговую структуру слова с опорой на схему (поезд, где в первом вагоне слова с одним слогом, во втором-с двумя и т.д.).

Помочь пассажирам отправиться в путешествие на весёлом поезде. Назвать каждого пассажира (предметные картинки), выделяя звук [л]. Прохлопать в ладоши количество слогов в каждом слове и определить, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика).

Звуковые домики «Где спрятался звук?»

Цель: автоматизировать звук [л] в словах; формировать умение проводить звуковой анализ слов.

Назвать картинки, выделяя звук [л]. Найти слова, в которых звук [л] находится в начале, в середине, в конце. «Расселить» картинки с учетом позиции звука в слове с опорой на схемы: в первый домик картинки, в названии которых звук [л] слышится в начале слова, во второй домик- картинки со звуком в середине, в третий-где звук в конце слова. Составить предложение с каждым словом-названием картинки. Придумать свои примеры слов для каждой схемы.

Рассказ по картинкам

Цель: автоматизировать звук [л] в связной речи.

Рассмотреть сюжетные картинки. Составить по ним рассказ.

Казакова Екатерина Васильевна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.