Логопедическая работа по формированию навыков правильного словоизменения у школьников

Аннотация: В статье рассматривается одно из самых распространённых нарушений речи детей младшего школьного возраста — нарушения грамматического строя речи. Автор приводит данные обследования учащихся и основные виды их  ошибок в словоизменении. Особенное внимание уделено пути коррекции аграмматизмов, подчеркивается важность последовательной работы с учащимися. Автор делится своим опытом работы с детьми по улучшению их функции словоизменения, акцентирует внимание на наиболее эффективных видах упражнений.  Также предлагает ряд речевых упражнений, направленных на развитие речи и мышления в комплексе.

буквы, грамматика, путешествие, грамотаКоррекция речевых нарушений — один из наиболее сложных видов комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям. Сложность оказания такой помощи обусловлена, прежде всего, тем, что нарушение речевой деятельности носит многосторонний характер.

Нарушения речи у детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) являются очень распространенными, они разнообразны по своему проявлению и имеют стойкий характер. Речевые нарушения носят системный характер, т. е. страдает речь как целостная функциональная система. Неполноценны многие компоненты речи: фонетико-фонематическая, лексико-грамматическая и просодическая сторона, чтение и письмо, связная речь.

Ежегодное логопедическое обследование обучающихся показывает, что одним из самых распространенных видов речевых расстройств является несформированность грамматического строя речи. Это проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений.

Так, при обследовании функции словоизменения обучающихся 1-го класса был выявлен высокий процент неправильных ответов при употреблении форм слов: 76% неправильных ответов в формах именительного падежа множественного числа и 72% в формах родительного падежа множественного числа.

Анализ ответов обучающихся при обследовании речи выявил основные типы ошибок в употреблении форм множественного числа именительного падежа:

  • 30% — замена окончания – а на –ы (домы);
  • 24% — замена на уменьшительно-ласкательную форму;
  • 23% -в употреблении названий детёнышей животных (утёнки);
  • 13%- смешение окончаний -ы -и;
  • 10% -ошибки в ударении.

В формах множественного числа родительного падежа:

  • 48% — замена более продуктивным и распространённым окончанием –ов (деревов);
  • 44% — замена формой именительного падежа множественного числа;
  • 12% — замена на уменьшительно-ласкательную форму.

Аграмматизмы наблюдаются в употреблении предлогов и слов в других падежах, например, в формах винительного падежа наблюдается: замена формой именит. падежа (слон), неправильное ударение, замена формой родит. падежа (ножика).

Затруднения детей в овладении грамматическими средствами языка значительны и разнообразны. Несомненно, возникает необходимость в обучении способу выражения сложных и многообразных отношений объективной действительности и умению передавать их в правильной форме. Осуществление данной цели целесообразно посредством разработки и применения системы коррекционно — развивающей работы с учетом недоразвития различных сфер психики и структуры речевого дефекта.

Последовательность логопедической работы

Определена следующая последовательность в логопедической работе:

Слово — словосочетание — предложение — связная речь.

Работу по формированию навыков правильного словоизменения у обучающихся целесообразно осуществлять поэтапно:

1 этап — Образование и дифференциация форм множественного числа именительного падежа.

На данном этапе учитель – логопед последовательно работает над:

а) пониманием детьми единственного и множественного числа имен существительных;

б) образованием форм множ. числа с окончанием – Ы (кусты, грибы);

в) образованием форм множ. числа с окончанием — И;

г) дифференциацией окончаний — Ы, — И; д) образование форм с окончанием -А (Я);

е) дифференциацией форм с разными окончаниями.

Каждая грамматическая форма отрабатывается по плану:

1. Формы с ударным окончанием без изменения основы.

2. Формы с безударным окончанием при сохранении основы.

3. Формы с ударным окончанием с изменением основ:

4. Формы с безударным окончанием и изменением структуры основы.

5. Дифференциация форм с различными окончаниями.

2 этап — Употребление имен существительных в косвенных падежах в единственном числе без предлога.

3 этап — Употребление предлогов в речи.

4 этап — Употребление имён существительных в косвенных падежах во множественном числе.

5 этап — Употребление и дифференциация форм слов в предложениях и в связной речи.

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися по развитию грамматического строя речи проводится в тесной связи с развитием неречевых психических функций, в первую очередь мышления.

Так, работая над конструкциями винительного падежа, учитель – логопед одновременно проводит работу по развитию у детей мыслительных операций:

  • Исключение лишнего предмета: игра «4-й лишний». Какую картинку нужно убрать? (стол, кепку, птицу, жука).
  • Соотнесение к одушевленным и неодушевленным предметам: игра «Домино. Кого? Что?» Составление предложений по образцу «Я возьму кого? — сороку, ежа; что? — машину, кубик».
  • Синтез слов в пары: работа с наглядным пособием «Кто что любит?» Подбор пар слов: собака — косточку, белка — шишку.
  • Объяснение лексических значений слов: работа со сложными словами — ответы на вопросы «Почему их так назвали?» (рыболов — ловит рыбу, лесоруб — рубит лес, трубочист — чистит трубу)
  • Анализ (деление целого на части): называние частей предметов (какие части предметов ты видишь?) Дом – вижу окно, крышу, стену, дверь, лестницу. Окно – вижу стекло, раму, подоконник.

Система логопедической работы по коррекции и развитию навыков словоизменения характеризуется: коррекционной направленностью, обязательной связью с программным материалом, концентрической структурой, возможной вариативностью сроков работы и практической направленностью.

В результате такого коррекционно-развивающего логопедического воздействия достигается уменьшение ошибочности в речи детей при словоизменении, улучшается их контроль над звучанием и грамматическим оформлением собственной речи.

О.С. Галагина,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие диалогической речи детей через коммуникативные игры Развитие диалогической речи детей через коммуникативные игры
Речевые игры на прогулке и в группе детского сада Речевые игры на прогулке и в группе детского сада
Специфика формирования навыков словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи Специфика формирования навыков словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи
Практический материал по формированию слоговой структуры слова Практический материал по формированию слоговой структуры слова

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.