Практический материал по формированию слоговой структуры слова

Аннотация: В статье представлен практический материал по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР): рассматриваются трудности, возникающие при усвоении слоговой структуры слова, и предлагаются методы их коррекции; даются упражнения на различных уровнях восприятия — от подготовки к усвоению ритмической структуры слов до непосредственной коррекции дефектов. Представленные игры и упражнения помогают развить у детей навыки, необходимые для правильного произношения слов различного слогового состава, что подготавливает их к успешному обучению в школе.

ОНРФормирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в детском саду и в семье.

Одной из наиболее сложных и актуальных проблем речевого недоразвития у старших дошкольников с ОНР являются трудности в усвоении и нарушения слоговой структуры слова. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произнесении слов различного слогового состава. Диапазон нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произнесения слов до грубых нарушений при повторении ребенком двух – и трехсложных слов без стечений согласных даже с опорой на наглядность.

Работа строится в два этапа:

– ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;

– КОРРЕКЦИОННЫЙ; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

На подготовительном этапе я проводила упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном.

Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.

Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.

Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.

Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.

Ход упражнения:

Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.

Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Упражнение «Выбери схему»

Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.

Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.

Ход упражнения:

Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.

Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

Упражнение «Длинное – короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.

Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.

Ход упражнения:

Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.

Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

На коррекционном этапе работа проводилась на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

Упражнения на уровне звуков:

1. «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»

2. «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.

3. Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).

Упражнения на уровне слогов:

– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).

– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.

– Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.

– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.

– Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

Упражнения на уровне слова:

Есть или нет?

Ход игры.

Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из трех предметных картинок, например: луна, сова, лапа. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Послушайте внимательно и скажите, здесь есть «луна»? А «луна»? Речевой материал:

луна, луна, сова,

Сова, лапа, лапа, пила,

Пила, лиса, лиса, туча, туча, слоны, слоны, рука, рука, нога, нога, голова, голова.

Картинный материал:

луна, сова, лапа, пила, лиса, туча, слоны, рука, нога, голова.

Бывает – не бывает?

Ход игры.

Логопед предлагает детям для восприятия на слух квазислова и нормативные слова, например: баса-ка и собака. Дети выполняют инструкцию.

Инструкция:

«Послушайте внимательно, скажите, есть ли такое слово «басака»? А «собака»?»

Примерный речевой материал:

басака — собака, магазан – магазин, самалат – самолет, газема – газета, телефан — телефон, тапата – лопата, масалет – самолет, равабей – воробей, тамалок – молоток.

Найди слово

Ход игры.

Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, например: лиса, луна. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция:

«Угадайте, какое слово спряталось в моем слове: . Покажите подходящую картинку»

Речевой материал:

а) добавление звуков: лисак – лиса, лунак – луна, пилак – пила, рукан – рука;

б) перестановка слогов/звуков: мотолок — молоток, моколо – молоко, басака – собака, рагуда – радуга, бугама – бумага, велописет – велосипед, тевелизор – телевизор, бемигот – бегемот;

в) перестановка звуков: чашак – чашка, тывка – тыква, фрутки – фрукты, порав – повар.

Картинный материал:

лиса, луна, рука, чашка, тыква, фрукты, повар, молоток, молоко, собака, радуга, бумага, велосипед, телевизор, бегемот.

Закончи слово

(на основе восприятия инициальной части лексической единицы)

Ход игры.

Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, например: бумага, заборы. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция:

«Я начну слово, а вы продолжите. Затем назовите все слово. Вам помогут картинки: «бума…», «забо…».

Речевой и картинный материал:

а) слова из трех и четырех слогов без стечений согласных звуков:

бума…(га), забо… (ры), руба…(ха), пана…(ма), маши…(на),

соба…(ка), газе…(та), лопа…(та), часи…(ки), бана…(ны),

раду…(га), моло…(ко), воро…(на), соро…(ка), коро…(ва),

доро…(га), топо…(ры), мали…(на), каче…(ли), ряби…(на),

б) слова со стечениями согласных звуков:

коф…(та), пал…(ка), бел…(ка), вет…(ка), бан…(ка), пол…(ка),

лам…(па), руч…(ка), мыш…(ка), птич…(ка), спич…(ка), свеч…(ка),

в) слова из двух слогов без стечений согласных звуков:

но…(га), ли…(са), ли…(цо), лу…(на), лу…(жа), ту…(ча), ру…(ка),но…(ты).

Примечание. Рекомендуемый порядок восприятия инициальных частей: два слога в трехсложных словах, два слога, (затем три слога) в четырехсложных словах; один слог в двухсложных (затем в трехсложных и четырехсложных) словах.

Угадай начало слова (на основе восприятия финальной части лексической единицы)

Ход игры.

Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, названия которых не имеют общих структурных элементов, например: картошка, дубина, мышонок. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «я скажу конец слова, а вы угадайте его начало. Затем назовите все слово. Вам помогут картинки:».

Речевой материал: (ду)…бина, (кар)…тошка, (ры)…балка, (ка)…бина, (бо)…тинки, (бу)…тылка, (жур)…налы, (ска)…калка, (мы)…шонок, (ко)…тенок, (зай)…ченок, (те)…ленок, (ба)…тарейка, (пис)…толеты, (ав)…тобусы, (по)…росенок;

(дуби)…на, (картош)…ка, (ры-бал)…ка, (каби)…на, (ботин)…ки, (бутыл)…ка, (жур-на)…лы, (скакал)…ка, (мышо)…нок, (коте)…нок, (зайчо)…нок, (теле)…нок, (но)…га, (ли)…са, (ли)…цо, (лу)…на, (лу)…жа, (ту)…ча, (ру)…ка, (но)…ты.

Картинный материал:

нога, лиса, лицо, луна, лужа, туча, рука, ноты, дубина, кабина, зайчонок, картошка, рыбалка, ботинки, бутылка, теленок, журналы, котенок, скакалка, мышонок, батарейка, пистолеты, автобусы, поросенок.

Примечание. Рекомендуемый порядок восприятия финальных частей слов: два слога в трехсложных словах, три слога (затем два слога) в четырехсложных словах, один слог в двухсложных (затем трехсложных, четырехсложных) словах.

Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации

Упражнение 1. Ребенок сидит на стуле, глаза закрыты. Взрослый звенит в колокольчик., держа его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева.Нужно правильно сказать, где звенит колокольчик.

Упражнение 2. Взрослый называет действие предмета или предмет. Ребенок отвечает, далеко это или близко. (Карандаш лежит, пальмы растут, аквариум стоит, кукла лежит, мама работает и т. д.)

Упражнение 3. Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.

Робот идет вперед… стоп. Направо …стоп. Вниз …(под стол)… стоп. Влево…стоп и т. д.

Игра с мячом

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.

Материал: мяч.

Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.

Игра «Телеграф»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.

Материал: палочки.

Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.

Материал: пирамидка, кубики, камешки.

Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

Игра с мячом «Передай дальше»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.

Материал: мяч.

Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.

Игра «Назови правильное слово»

Цель: учить различать правильно звучащие слова.

Материал: картинки.

Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.

Материал: картинки.

Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.

Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

Упражнение «Назови ласково»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.

Материал: мяч.

Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково».

Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.

Павлова Светлана Александровна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: , ,

Сейчас читают:

Развитие диалогической речи детей через коммуникативные игры Развитие диалогической речи детей через коммуникативные игры
Речевые игры на прогулке и в группе детского сада Речевые игры на прогулке и в группе детского сада
Специфика формирования навыков словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи Специфика формирования навыков словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи
Логопедическая работа по формированию навыков правильного словоизменения у школьников Логопедическая работа по формированию навыков правильного словоизменения у школьников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.