Советы для родителей по работе в домашних условиях с заикающимися детьми
В наш «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» поступают дети с одним из самых тяжелых недугов — заиканием. Это очень распространенное речевое нарушение, которое появляется у детей в период активного формирования речи от 2х до 5ти лет. При заикании плавность речи нарушается судорогами мышц артикуляционного аппарата. Судороги бывают тонические, которые не позволяют перейти от артикуляции одного звука к другому, и клонические, при которых происходит повторение слов, слогов и звуков.
К предрасполагающим причинам в возникновении данного нарушения относят слабость нервной системы ребенка, а также внутриутробные и родовые травмы.
Заикание может возникнуть при неблагоприятных условиях – это психическая травма, двуязычие в семье, усиленное речевое развитие, не соответствующее возрасту и даже подражание заикающемуся человеку в ближайшем окружении.
Развитие заикания проходит несколько этапов. На начальном этапе формирования заикания плавность речи нарушается лишь иногда. Это происходит, если ребенок эмоционально возбужден. Он еще не осознает свой дефект и поэтому не стесняется.
На следующем этапе нарушения плавности речи уже носят хронический характер. К ребенку приходит осознание своего дефекта, но страх речи по-прежнему отсутствует.
На следующем этапе плавность речи сильно нарушена. Человек испытывает постоянные трудности при произнесении слов. Но страха речи, в основном, еще нет.
А вот на последнем этапе развития заикания оно становится большой проблемой для заикающегося. Он избегает речевых контактов, испытывает сильнейший эмоциональный дискомфорт и страх речи.
И как следствие формируется несчастная личность, которая не может реализовать себя ни в профессии, ни в общении с другими людьми, ни в личной жизни.
Таким образом, заикание – это не просто речевой дефект, это проблема социального характера.
Меня как логопеда очень волнует данный вопрос. Особенно потому, что дети и подростки с заиканием, поступающие в наш центр, проходят очень короткий срок реабилитации. В таких условиях работа по коррекции заикания заканчивается, только успев начаться.
Опыт моей работы с данной категорией детей показывает, что коррекция заикания лучше осуществляется с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, чем с подростками. Это происходит потому, что подросток уже знает о своей проблеме, представляет, с какой целью идет на занятия к логопеду. На базе этого напряженного эмоционального фона заикание усиливается.
Отсюда можно сделать вывод, что чем раньше начата работа над устранением заикания, тем благоприятней будет прогноз развития ребенка.
Уважаемые родители, я хочу обратиться именно к вам! Вы — самые близкие люди для вашего ребенка. Только вы можете увидеть первые признаки этого нарушения и вовремя принять меры.
Что же делать, если ваш ребенок начал заикаться?
1. Обратиться к доктору.
2. Прекратить родительские «разборки».
3. Все разговоры с ребенком и другими членами семьи при ребенке вести в нарочито замедленном темпе.
4. Ввести режим ограничения речи на 10 – 15 дней, то есть организовать жизнь так, чтобы у ребенка было как можно меньше поводов задавать вам вопросы, (предварять его вопросы своими действиями при осуществлении режимных моментов). Ребенку же можно сказать, что теперь будете мало разговаривать, потому что кто- то болеет, или устал и спит, или другое в зависимости от ситуации и вашей фантазии.
5. Не посещать детский сад минимум 2 месяца.
6. Не посещать мероприятия, которые возбуждают нервную систему (гости, театр, кино, зоопарк и т. д.)
7. Заниматься физическими упражнениями (бег, плаванье, велосипед).
8. Читать любые стихи и маршировать в такт.
9. Производить короткие игровые действия под счет (прицеплять прищепки к картонному кругу – делаем солнышко, цветок и др.), приговаривая…и раз, и два или и оп, и оп.
10. Играть в игры молчанки, не требующие речевого сопровождения (смотреть в интернете).
11. Петь с ребенком.
12. Делать артикуляционную гимнастику под счет или с движениями пальцев рук (биоэнергопластика).
13. Произносить скороговорки со сжатыми зубами.
14. Произносить предложения медленно и сильно раскрывая рот.
15. Заниматься пескотерапией.
16. Делать дыхательные упражнения (компьютерная программа «Игры для Тигры». Выдувание через коктейльную трубочку- игры «Буря в стакане», «Чья буря дольше». Выдувание мыльных пузырей. Дутье в различные музыкальные трубочки. Сдувание различных предметов с самодельных бумажных пособий «Сдуй бантик, птичку, шарик» и т. д.
Конечно, все это потребует определенных затрат времени и сил. Но это того стоит! Только совместная работа специалистов и трудолюбивых родителей дает хорошие результаты.
Автор: логопед первой квалификационной
категории Шаньгина В.Н.