Стимуляция активной речи у детей раннего возраста с ДЦП

В  статье представлены методы, методики и приемы, применяемые в коррекционно-развивающей  работе с детьми раннего возраста с диагнозом «детский церебральный паралич» с задержкой речевого развития. При использовании перечисленных ниже приемов происходит активная стимуляция активной речи у детей раннего возраста с ДЦП.

Создание условий для проведения занятий

Занятие начинается с придания телу ребенка «рефлекс-запрещающей» позиции:

· поза эмбриона в положении на спине или боку: голова опущена на грудь, конечности согнуты и приведены к туловищу (в этой поле проводятся плавные покачивания);

· в положении на животе под грудь подкладывается валик, а тазовая область прижимается к поверхности с помощью утяжелителей, например, мешочка с песком;

· в положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, так чтобы голова была откинута назад; ноги согнуты в коленях;

· в положении на спине голову ребенка фиксируют с обеих сторон валиками;

· ребенок в положении полулежа в кресле-качалке;

· ребенок сидит внутри надувного круга;

· ребенок сидит на специальном стульчике с ограничителем между ног.

Как стимулировать речь у детей с ДЦП

Важной предпосылкой, способствующей формированию речи, является развитие двигательно-кинестетического анализатора. Недостаток кинестетических ощущений тормозит становление правильного восприятия окружающих предметов, которое создается благодаря зрительно-моторной координации.

Ребенок лучше запоминает названия тех предметов, которыми он активно манипулирует. Расширяя диапазон игровых действий, мы учим ребенка произвольно отпустить игрушку (бросить в ведро, камешки в бутылочку, использовать просьбу «Дай», восклицания «Бух»), вынуть-вложить игрушку самостоятельно или с помощью взрослого; покатать мяч или машину; снять-надеть колечки пирамидки; построить башню из кубиков – разрушить; покачать куклу; брать крупные предметы, различные по весу, фактуре; брать предметы двумя руками; использовать указательный палец, выполнять действия по подражанию.

До момента образования словесных стереотипов корковая речедвигательная зона пуста. Ее заполнение, то есть формирование активного словаря, может происходить лишь по путям обратной связи. Незнакомое слово должно быть, под контролем слуха, предварительна усвоено речедвигательным анализатором.

Для нахождения правильной двигательной дифференцировки все время должны поступать обратные импульсы от ротовой артикуляции — в премоторную зону, от глоточной трубки — в премоторную зону, в подбугровую область и дыхательный центр. Зрительный прием в таком случае следует рассматривать как первый момент запуска связей речедвигательного анализатора, а слуховое восприятие речи как контроль и прием накопленных в речедвигательном анализаторе слов. Это положение и лежит в основе известного тезиса И. П. Павлова о речевых кинестезиях как базальном (основном) компоненте второй сигнальной системы и о видах слова — двигательном, слуховом и зрительном.

Приемы развития понимания речи у детей раннего возраста с ДЦП

  • Выполнение простых движений по инструкции (ладушки, до свидания, дай руку, нельзя, дай, на, покажи ручки);
  • Игры-развлечения: прятки, коза-коза, ку-ку, сорока;
  • Умение на вопрос «Где?» найти близкого, предмет, игрушку; нахождение данной игрушки среди двух-трех, привычных окружающих предметов, узнавание себя и других по имени;
  • Формирование обобщающих понятий: «собака» — резиновая, пластмассовая, плюшевая, надувная, изображенная на картинке, то есть одним словом обозначаются предметы различной фактуры, цвета, величины, но одинаковые по своим существенным признакам;
  • Выбор игрушки по просьбе взрослого «дай»;
  • Выполнение действия с предметами по инструкции.

«Подражать» — означает делать движения, принимать позы и воспроизводить звуки, аналогичные тем, которые делает другой человек. Когда ребенок учится подражать, он учится копировать: делать какие-то вещи, подобные тому, что он видит, рисовать, строить что-то из кубиков особым способом, поворачивать свои руки так же, как кто-то другой. Используя чувство мускулов и суставов, ребенок может учиться движениям. Он «чувствует», как это должно происходить с его телом.

Ребенку нужно вначале научиться копировать что-то с помощью своего тела перед тем, как он сможет копировать звуки. Мы вначале обучаем подражать простым движениям (подуй, плюнь, поцелуй, покашляй, закрой глаза, покажи язык, улыбнись, покажи зубы, пощелкай языком, закрой или открой рот, похлопай, потопай, покажи, как киса мяукает и т. д.)
Прикасаясь к частям лица и тела во время умывания, массажа, игр у зеркала, называем их, пропеваем потешки. Просим показать ту или иную часть лица или тела в играх у зеркала, у куклы, в книге. Кроме того, можно предложить рисование, аппликацию и другие виды творчества с акцентом на разные части тела человека или животных, рассматривание и ощупывание деталей в сенсорных книгах, разрезные картинки.

Одной из первых игр на формирование соматопространственного гнозиса, понимания речи и сочетания речи с движением является игра «Ладушки». Ее особенностью для детей с ДЦП является помощь в раскрытии ладоней ребенка и ассистирование руками взрослого. Кроме того, предлагаемые игры на узнавание ребенком своего тела: «Водичка, водичка, умой мое личко», игры у зеркала, игры на подражание «Рожицы», «Прятки» с частями тела, «Баюшки-хватушки», попевка «Погремушечку возьму, по ладошке постучу» и др.

Стимуляция активной речи у детей раннего возраста с ДЦП с целью вызывания физиологических эхолалий, лепетных слов. Привлекаем взгляд ребенка к лицу взрослого. Привлекая внимание ребенка к звучанию его голоса, поощряя его активность, стараемся вызвать повторение звуков, то есть аутоэхолали., что способствует развитию речедвигательного и слухо-речевого анализаторов, вместе с тем и лепетной активности.

С целью формирования умения произносить звуки и звукокомплексы по подражанию (физиологические эхолалии) используем следующие этапы упражнений:

  • Игра «перекличка» — присоединяемся к вокализациям ребенка, повторяя поочередно с ним звуки и звукокомплексы;
  • Произносим звуки гуления и лепета, восклицания, отсутствующие у ребенка в произвольном голосообразовании. В этом случае эхолалии могут быть нулевыми, но значительно стимулируется голосовая активность ребенка;
  • Произносим звуки, близкие к имеющимся у ребенка в активе и доступные ему с точки зрения его артикуляторных возможностей. Стараясь повторить звук, ребенок стремится приблизить звучание к эталону, к совпадению звуков по акустико-артикуляционным признакам. В этот момент помогаем ребенку, пассивно создавая определенные уклады губ и языка, например, удерживает губы при произнесении звуков о и у. Этот вид стимуляции способствует обогащению звукового состава лепета.

Учитывая то, что в норме носовые и ротовые, звонкие и глухие звуки возникают одновременно, у детей с церебральным параличом они вызываются попарно: б — м, д — н, п — б.

Последовательность появления звуков следующая — гласные а, у: сонорные (носовые) и шумные согласные и их противопоставления (м, н, б, н, т, д). звонкие и глухие (п-б, т-д).

Дальнейшее развитие речевой активности идет по пути от грубых артикуляционных дифференцировок ко все более тонким. Все звуки вводятся в план коммуникации и обозначают действия, явления и чувства ребенка (у — машина, а — плач, о — ревет медведь, и — смех, улыбка, ко-ко — курочка, га-га — утка, му — корова и т. п.).

На доречевом этапе мы можем вызывать звуки раннего онтогенеза механическим способом. Например, это упражнения, направленные на произнесение слогов ма, ба, па и т. д. Для этого в моменты голосовой активности подключается пассивная вибрация нижней губы. Ритмичное смыкание и размыкание губ создает возможность произнесения губных звуков: п, б, м. Сочетание произвольной вокализации и пассивной вибрации губ. Создается определенный уклад губ для утрированного произнесения гласных звуков: а, о, у, и. Например, при вызывании слога ба смыкание губ сочетается с широким открыванием рта, свойственным утрированному произнесению звука а. Для вызывания слога бо губы ребенка собираются в «хоботок», в таком положении производится пассивное смыкание губ (при помощи взрослого). Регулярное использование метода способствует стимуляции кинестетических ощущений и готовит артикуляционный аппарат к формированию артикуляционных укладов для звуков.

Тактильно-вибрационный метод. Результативно использование тактильно-вибрационного метода для стимуляции вызывания звуков, слогов и слов. Возьмите ладошку ребенка или положите ее на щеки или гортань, скажите в ладонь предлагаемое слово, выделяя первый звук. Ощущая струю воздуха разного характера (взрывную, слабую теплую или сильную холодную), вибрацию в области гортани или щек, ребенок при этом видит артикуляцию и слышит четкое, утрированное произнесение звуков, слов, слогов, таким образом у него постепенно складывается артикуляторный и звуковой образ определенных звуков и слов. На следующем этапе вслед за образцом слова ладошку ребенка поднесите к его рту, чтобы он сам произнес это слово в свою ладошку.

Игры на соединение рук, действия двумя руками, собирание разрезных картинок способствуют формированию межполушарного взаимодействия, восприятию и воспроизведению целостного образа слова.
Игра «Волшебный мешочек». Акт ощупывания составляет один из видов предметного действия и восприятия, структура которого включает массы различных микродвижений рук, среди которых имеются измерительные, гностические, моделирующие, рабоче-исполнительные и так далее.  Для нас же важен и речевой аспект. Мы предлагаем ее в нескольких вариантах в зависимости от речевых возможностей ребенка: «Найди такой же», «Найди арбуз (квадрат, кубик и т. д.)», «Скажи, что нашел?»

Различные типы игр с пальцами не только развивают мелкую моторику, но и пассивную и активную речь, поэтому в занятие должна быть включена какая-нибудь игра с пальцами. Это могут быть игры со шнуровками, конструирование, пальчиковая гимнастика, игры-вкладыши, пальчиковые игры-попевки и т. д.

Ритм представляет для тела идеальные возможности открытия движения и чувства тела. Мы учим ребенка совершать определенную последовательность движений под музыку – танец, допевать звуки, слоги и слова песенок, стихов и потешек, выполняемых под музыку. Финальной стадией для ребенка является обучение тому, как двигаться ритмично, не думая о том, как ему это нужно делать, желание допеть, досказать как можно больше автоматизированных слов.
При дизартрии, которая при ДЦП встречается в около 80 % случаев, нарушены произвольные движения языка, их объем и качество. Мы подготавливаем артикуляционные органы к формированию артикуляционных укладов вначале с помощью пассивной артикуляционной гимнастики.

Целью активной артикуляционной гимнастики является развитие кинестетических ощущений, усиление активности губ, языка и развитие их подвижности. Активная артикуляционная гимнастика может предлагаться детям старше двух лет в игровой форме в виде компьютерных презентаций.

Логопедический массаж

Физиологическое действие логопедического массажа:

  • Улучшает функциональное состояние проводящих путей,
  • Усиливает рефлекторные связи,
  • Восстанавливается кинестетическая обратная связь.
  • Нормализуются биохимические процессы в коже и мышцах артикуляционной зоны: улучшается состояние кожи, подкожной жировой клетчатки, эластичность кожи. Расширяются капилляры, раскрываются резервные капилляры, увеличивается газообмен между кровью и тканью, ускоряется ток лимфы, ткани в области массажа насыщаются кислородом, устраняется застой в тканях и органах. Улучшается проводимость мышц, их сократительная функция. Уменьшаются развивающиеся гипотрофии.

Дифференцированное применение логопедического массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и повысить при вялых парезах, а также способствует развитию кинестезий, координированию движений и правильной артикуляции.

Приемы логопедического массажа

Поглаживание
Растирание
Разминание
Вибрация

Инстументарий:

Пальцевой
Зонды массажные
Вибромасажер
Логопедические тренажеры
Зубная щетка

Дыхательная гимнастика

Цель: увеличение объёма дыхания, нормализация сто ритма; развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции: развитие высоты, тембра и интонации; стимуляция мышц гортани: активизация целенаправленного речевого выдоха, знакомство с некоторыми характеристиками силы голоса, формирование диапазона голоса на основе упражнений в использовании звукоподражаний различной громкости.

В занятиях используются здоровьесберегающие технологии в виде дыхательной и артикуляционной гимнастики, пальчиковых и подвижных игр.

При подготовке к занятиям с использованием ИКТ учитываются санитарно-эпидемиологические требования, в соответствии с которыми дети находятся за компьютером не более 3 мин.

Специфика организации коррекционно-педагогического процесса в рамках реализации программы раннего вмешательства состоит в реализации принципа семейноцентрированности и возможности командной работы с семьей.

Родители являются непосредственными участниками раннего вмешательства. Работая на занятии с ребенком раннего возраста вместе с ведущим специалистом, мамы делятся успехами малыша, обсуждают как достижения, так и трудности в работе с ребенком за неделю, получают образцы взаимодействия с ребенком с диагнозом ДЦП, учатся понимать особенности поведения ребенка в той или иной ситуации благодаря комментариям по ходу занятия; овладевают некоторыми методическими приемами работы по стимуляции речевого развития и активной речи, начинают реально оценивать уровень развития ребенка и его возможности.

Во время групповых занятий в коррекционно-развивающей группе «Играйка» с родителями обсуждаются проблемные ситуации, проводятся мини-консультации по запросу родителей.

По запросу родителей или инициативе специалиста для некоторых семей проводится домашнее визитирование, по результатам которого даются конкретные рекомендации устно, наглядно в процессе визита, и в печатном виде по организации развивающей среды и организации игрового взаимодействия с ребенком в домашних условиях.

Такой подход помогает акцентировать внимание на естественных, натуральных тактиках взаимодействия с ребенком раннего возраста, использовании речи и других способов коммуникации в непосредственной жизни и игровых ситуациях.

Коробко Светлана Борисовна,
учитель-логопед консультативной службы ранней помощи
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8 «Гармония»,
г. Новороссийск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Речевые игры для всей семьи Речевые игры для всей семьи
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.