«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения.
Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом.
В настоящее время мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за отсутствия у детей заинтересованности на занятиях, быстрой утомляемости. Вследствие этого, продуктивность коррекционного процесса снижается.
Анализируя опыт педагогов, можно сказать, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами. В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам. Для развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка, наряду с традиционными методиками, авторами которых являются Каше Г. А., Чиркина Г. В., Филичева Т. Б., мы используем самые разнообразные нетрадиционные технологии и средства развития.
Одной из таких нетрадиционных логопедических технологий является Су – Джок терапия («Су» – кисть, «Джок» – стопа). Это высокоэффективная, простая и безопасная в применении терапия, последнее достижение восточной медицины, разработанная южно-корейским профессором Пак Чже Ву. Кисти, и стопы являются, по мнению самого автора системы Су — Джок, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. Эти лечебные системы функционируют, как своего рода маленькие клиники, естественным образом излечивающие болезни тела». На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела.
Актуальность использования массажера Су — джок в логопедической коррекции у дошкольников с речевыми нарушениями позволяет не только повысить интерес к занятию, но и оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:
- высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект;
- абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно;
- универсальность — Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях;
- простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат);
Поиск новых путей повышения результативности работы над коррекцией звукопроизношения показали, что добиться заинтересованности и повышения трудоспособности можно, если использовать су – джок терапию в комплексе с традиционными формами.
На наш взгляд, одним из наиболее эффективных способов решения поставленных задач может быть использование на коррекционных занятиях игр и упражнений, с применением су – джок массажеров.
Задача |
Название игры |
Описание |
Развитие фонематического слуха и восприятия: | «Телеграфисты»«Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»«Какой звук?»
«Сосчитай, не ошибись» |
Простучи шариком заданный ритмический рисунок.Стукни ладошкой по шарику, когда услышишь заданный звук.Покажи соответствующий заданному звуку (слогу) шарик, (синий — твердый звук, зеленый – мягкий), услышав слог или слово с ним. Спрячь шарик в ладошке, если звука там нет.
Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком. |
Автоматизация звука в слогах, словах, фразах | «Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слове (слоге) звук»«Ты колечко надевай, фразу верно повторяй» | Повтори данный звук (слог, слово) заданное количество раз.Надень массажное кольцо на каждый палец и повтори, как я: «На сосне сидит сова, говорит она слова…» (автоматизация «С»), автоматизация «Ш»:Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный) Этот малыш-Алеша, (средний) Этот малыш-Антоша, (безымянный) А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец) поочередно на правой и левой руке |
Звуковой и слоговой анализ слов | “Раз, раз, раз, слово выложим сейчас…”«По слогам словечко называй и на шарик нажимай | Выкладывай звуковую схему слова при помощи разноцветных шариков Су – Джок.Проговори слово по слогам и нажимай ладошкой на шарик, проговаривая каждый слог. |
Словообразование, словоизменение | «Много — один», «Один – много»,«Назови ласково»«Чей? Чья? Чьи?»
«Скажи наоборот» |
Прокати шарик и назови слово в единственном числе (котята – котенок), во множественном — (машина – машины).Прокати шарик и назови ласково (стол – столик).Прокати шарик и назови: Чей? Чья? Чьи? («Хвост лисы, хвост чей?»)
Скажи наоборот (слова – антонимы) |
Совершенствование навыков употребления предлогов | «Ловко с шариком играем и предлоги называем» | Клади шарики соответственно: красный шарик — в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого. |
Связь звука с буквой | «Буквы знаю и пишу, шарик верно прокачу»«Шар по ладошке прокати – верно букву напиши» | Прокати шарик по написанной букве.Напиши букву и ее элементы прокатыванием шарика по ладошке, поверхности стола. |
Таким образом, систематическая работа по коррекции речевого развития с использованием Су — Джок терапии не только мотивирует детей на занятие, но и позволяет повысить их речевые возможности.
В процессе коррекционных занятий дети быстрее научились произносить звуки. Словарный запас обогатился до уровня необходимого ребенку в школе. Ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.
Итак, обучение детей для меня – это не только увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий.
Список литературы:
- Вопросы терапии и практики Су-Джок терапии Серии книг по Су-Джок терапии. / Пак Чжэ Ву. Су-Джок Академия, 2009.
- Инновация в логопедическую практику. Методическое пособие для ДОУ. / О. Е. Громова. — Линка-Пресс, 2008.
- Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 349 с.
- Су-джок терапия в коррекционно-практической работе с детьми. / Л. А. Ивчатова. -Логопед – 2010. № 1.
Деркач Наталья Александровна,
учитель-логопед,
МАДОУ ЦРР ДС № 213,
город Челябинск
Много была наслышана о терапии Су – Джок. Решила и сама пройти курс этой терапии. Ходила делать в салон Багдасарини. Это метод лечебного воздействия через кисти и стопы. В переводе с корейского су — это кисть, джок — это стопа. Наиболее часто в лечебных целях используются кисти рук. Этот способ помогает избавиться от лишнего веса. Особенности данной методики ,ее можно применять на протяжении всей жизни в самых разных ситуациях: при различных заболеваниях, травмах, плохом самочувствии, избыточном весе. Я судя по одежде и весам хорошо так скинула.