Традиционно считается, что именно воспитатель, работая с дошкольниками, должен учитывать, что игра – это вид основной деятельности детей этого возраста, и использовать игровые методы и приемы работы.
Но мой опыт работы учителя-логопеда в детском саду показывает, что и в исправлении речевых нарушений наилучших результатов можно добиться, используя игру, физические упражнения, театрализацию на всех этапах коррекционной работы.
Одним из самых трудоемких и для специалиста и для ребенка этапов коррекционной работы я считаю подготовительный. Здесь мы отрабатываем правильное речевое дыхание, и нормализуем мышечный тонус артикуляционного аппарата ребенка, развиваем у него фонематический слух и формируем фонематическое восприятие, вырабатываем необходимый алгоритм движения для произнесения нужного звука.
Легко понять настроение ребенка, которого забирает логопед из группы на занятие в то время, когда другие дети играют: «Трудно, скучно – не хочу!». Здесь два варианта действий: можно бесконечно, поурочно мотивировать ребенка (а детей у меня двадцать пять) и менять его отношение к занятиям, а можно изменить свое отношение и начать… играть.
Так я стала «играющим» логопедом: сказочником, волшебником, героем выдуманных историй.И если вы выберете этот путь, всегда будьте готовы к импровизации! И к компромиссу, конечно. Но основные правила игры все-таки устанавливает учитель-логопед.
Разработка логопедической сказки с элементами театрализации
Приведу в пример конкретную разработку урока для ребенка 5,5 лет с логопедическим заключением «фонетико-фонематическое нарушение речи, стертая форма дизартрии».
Одним из проявлений минимального дизартрического расстройства, выявленного в ходе обследования, стало нарушение просодического компонента речи: укороченный фонационный выдох, назальность при произнесении гласных звуков. Особенности произношения были обусловлены слабой подвижностью небно-глоточного кольца и нарушением артикуляционной моторики.
Для коррекции нарушения был выбран соответствующий комплекс упражнений. Целью комплекса упражнений является развитие подвижности нёбно-глоточного кольца, артикуляционной моторики и получение направленной струи воздуха через рот в пении гласного звука [A].
В проведении урока использован прием театрализации, который в данном случае помог ребенку усвоить правильную последовательность и технику выполнения упражнений.
Можно использовать готовые произведения, знакомые ребенку. Мне проще самой написать подходящий текст-сказку таким образом, чтобы была возможность решить поставленные задачи.
Итак, комплекс выбран, текст составлен, урок начинается.
Схема проведения урока:
1. Вводная часть: знакомство с профессией.
Учитель-логопед становится режиссером-постановщиком спектакля, который ребенок будет показывать своим родителям (выполняя домашнее задание!). Ребенку предлагается амплуа актера — исполнителя.
2. Далее следует чтение «сценария».
- чтение сказки без выполнения дыхательных упражнений.
- показ «режиссером» дыхательных упражнений, сопровождающих каждую фразу.
«Сказка о том, как Мишка варенье варил и петь научился»
Прислонившись к стволу дерева, сидел Мишка на поляне, и спал. (в положении сидя откинуть голову назад — вдох ртом, вернуть голову в исходное положение — выдох ртом).
Сквозь сон услышал Мишка знакомый звук: пчела мимо летела и звенела «З-з-з». Мишка сразу проснулся и вспомнил, что у пчел есть вкусный мед. Быстренько побежал за пчелой. Бежит и пыхтит, только бы успеть! (имитация пыхтения: часто дышать ртом, удерживая расслабленный язык на нижней губе).
Пока бежал за пчелой куст малины увидел, несколько ягодок прихватил лапой, сунул в рот и давай жевать! (имитация жевания).
А малина сочная! Прямо слюнки текут! (наклонить голову вперед, имитировать глотание слюны).
Так понравилась малина Мишке, что решил он за пчелами не бежать, пчел не обижать, мед у них не забирать, а набрать малины и сварить из ягод вкусное варенье. Сварил варенье, налил в блюдце и давай вылизывать! (имитация вылизывания варенья с блюдца широким языком).
Наелся Мишка, прополоскал горлышко. (полоскание горла жидкостью: сначала вода, постепенно использовать жидкости более плотной консистенции – например, кисель).
И довольный запел: «А-А-А…» (пение гласного звука «А-А-А»).
3. Отработка роли Мишки на «репетициях».
- разучивание с ребенком дыхательных упражнений.
Задание для ребенка: «Покажи, как…».
- Мишка спал у дерева.
- Мишка бежал за пчелой.
- Мишка жевал малину.
- Мишка слюнки глотал.
- Мишка вылизывал варенье с блюдца.
- Мишка горлышко полоскал.
- Мишка -пел.
4. Главная репетиция «спектакля».
- выполнение полного комплекса упражнений в заданной последовательности.
Домашнее задание:
5. «Открытие сезона» — показать сказку-спектакль родителям.
Топоркова Елена Михайловна,
учитель-логопед ГБОУ детский сад №2464 ЮЗАО,
г. Москва