Театрализация как прием в работе учителя-логопеда

Традиционно считается, что именно воспитатель, работая с дошкольниками, должен учитывать, что игра – это вид основной деятельности детей этого возраста, и использовать игровые методы и приемы работы.

Но мой опыт работы учителя-логопеда в детском саду показывает, что и в исправлении речевых нарушений наилучших результатов можно добиться, используя игру, физические упражнения, театрализацию на всех этапах коррекционной работы.

Одним из самых трудоемких и для специалиста и для ребенка этапов коррекционной работы я считаю подготовительный. Здесь мы отрабатываем правильное речевое дыхание, и нормализуем мышечный тонус артикуляционного аппарата ребенка, развиваем у него фонематический слух и формируем фонематическое восприятие, вырабатываем необходимый алгоритм движения для произнесения нужного звука.

Легко понять настроение ребенка, которого забирает логопед из группы на занятие в то время, когда другие дети играют: «Трудно, скучно – не хочу!». Здесь два варианта действий: можно бесконечно, поурочно мотивировать ребенка (а детей у меня двадцать пять) и менять его отношение к занятиям, а можно изменить свое отношение и начать… играть.

Так я стала «играющим» логопедом: сказочником, волшебником, героем выдуманных историй.И если вы выберете этот путь, всегда будьте готовы к импровизации! И к компромиссу, конечно. Но основные правила игры все-таки устанавливает учитель-логопед.

Разработка логопедической сказки с элементами театрализации

Приведу в пример конкретную разработку урока для ребенка 5,5 лет с логопедическим заключением «фонетико-фонематическое нарушение речи, стертая форма дизартрии».

Одним из проявлений минимального дизартрического расстройства, выявленного в ходе обследования, стало нарушение просодического компонента речи: укороченный фонационный выдох, назальность при произнесении гласных звуков. Особенности произношения были обусловлены слабой подвижностью небно-глоточного кольца и нарушением артикуляционной моторики.

Для коррекции нарушения был выбран соответствующий комплекс упражнений. Целью комплекса упражнений является развитие подвижности нёбно-глоточного кольца, артикуляционной моторики и получение направленной струи воздуха через рот в пении гласного звука [A].

В проведении урока использован прием театрализации, который в данном случае помог ребенку усвоить правильную последовательность и технику выполнения упражнений.

Можно использовать готовые произведения, знакомые ребенку. Мне проще самой написать подходящий текст-сказку таким образом, чтобы была возможность решить поставленные задачи.

Итак, комплекс выбран, текст составлен, урок начинается.

Схема проведения урока:

1. Вводная часть: знакомство с профессией.

Учитель-логопед становится режиссером-постановщиком спектакля, который ребенок будет показывать своим родителям (выполняя домашнее задание!). Ребенку предлагается амплуа актера — исполнителя.

2. Далее следует чтение «сценария».

- чтение сказки без выполнения дыхательных упражнений.

- показ «режиссером» дыхательных упражнений, сопровождающих каждую фразу.

«Сказка о том, как Мишка варенье варил и петь научился»

Театрализация в работе учителя-логопедаПрислонившись к стволу дерева, сидел Мишка на поляне, и спал. (в положении сидя откинуть голову назад — вдох ртом, вернуть голову в исходное положение — выдох ртом).

Сквозь сон услышал Мишка знакомый звук: пчела мимо летела и звенела «З-з-з». Мишка сразу проснулся и вспомнил, что у пчел есть вкусный мед. Быстренько побежал за пчелой. Бежит и пыхтит, только бы успеть! (имитация пыхтения: часто дышать ртом, удерживая расслабленный язык на нижней губе).

Пока бежал за пчелой куст малины увидел, несколько ягодок прихватил лапой, сунул в рот и давай жевать! (имитация жевания).

А малина сочная! Прямо слюнки текут! (наклонить голову вперед, имитировать глотание слюны).

Так понравилась малина Мишке, что решил он за пчелами не бежать, пчел не обижать, мед у них не забирать, а набрать малины и сварить из ягод вкусное варенье. Сварил варенье, налил в блюдце и давай вылизывать! (имитация вылизывания варенья с блюдца широким языком).

Наелся Мишка, прополоскал горлышко. (полоскание горла жидкостью: сначала вода, постепенно использовать жидкости более плотной консистенции – например, кисель).

И довольный запел: «А-А-А…» (пение гласного звука «А-А-А»).

3. Отработка роли Мишки на «репетициях».

- разучивание с ребенком дыхательных упражнений.

Задание для ребенка: «Покажи, как…».

- Мишка спал у дерева.
- Мишка бежал за пчелой.
- Мишка жевал малину.
- Мишка слюнки глотал.
- Мишка вылизывал варенье с блюдца.
- Мишка горлышко полоскал.
- Мишка -пел.

4. Главная репетиция «спектакля».

- выполнение полного комплекса упражнений в заданной последовательности.

Домашнее задание:

5. «Открытие сезона» — показать сказку-спектакль родителям.

Топоркова Елена Михайловна,
учитель-логопед ГБОУ детский сад №2464 ЮЗАО,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (7 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам, Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Элементы сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-дефектолога Элементы сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-дефектолога
Интерактивная обучающая система «Играй и развивайся» в работе логопеда Интерактивная обучающая система «Играй и развивайся» в работе логопеда
План группового логопедического занятия «Мы слова умеем составлять» План группового логопедического занятия «Мы слова умеем составлять»
Внедрение компьютерных технологий при логопедическом воздействии Внедрение компьютерных технологий при логопедическом воздействии

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.