Аннотация. Одной из главных проблем детей с ОНР является несформированность компонентов связной речи. Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точны-ми словами в правильно построенных предложения. Одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн в переводе с французского – «пять строк». Он не требует особых условий для применения, и органично вписывается в работу по развитию связной речи.
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможность в познании окружающей действительности.
Одной из главных проблем детей с ОНР является несформированность компонентов связной речи.
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях (Ф.Сохин)[2].
Одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Синквейн в переводе с французского – «пять строк»[1]. Он не требует особых условий для применения, и органично вписывается в работу по развитию связной речи. По структуре синквейн напоминает ёлочку.
Первая строка включает одно слово, слово-предмет, о котором идёт речь (карточка с одной горизонтальной чертой).
Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет, раскрывающих тему синквейна (карточка с двумя волнистыми линиями).
Третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы (карточка с двумя горизонтальными линиями, повторяющимися три раза).
Четвёртая строка – предложение, состоящие из нескольких слов, которое отражает личное отношение автора к теме (карточка со схемой предложения).
Пятая строка – слово-предмет, связанное с первым, отражающее сущность темы (карточка с одной горизонтальной линией)[1].
Перед тем как начать составлять синквейн, проводиться предварительная работа:
- работа с опорными символами, используемыми в построении синквейна;
- подбор слов-признаков к предмету. Постановка соответствующих вопросов;
- дифференциация понятий «слова-предметы», «слова-признаки» и «слова-действия»;
- работа над структурой и грамматическим оформлением предложения[3].
Используя в своей работе метод синквейна, можно научить детей:
- составлять описательные рассказы о предметах;
- подбирать «слова-признаки», «слова-действия» к изучаемому предмету;
- составлять предложения, где ребёнок показывает своё отношение к изучаемому предмету [3].
Метод синквейна поможет логопедам закрепить знания детей по пройденным лексическим темам.
Ниже приведён пример конспекта занятия с использованием технологии синквейна по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.
Тема: «Мой любимый город».
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить и систематизировать знания детей о родном городе;
- расширить словарь по теме существительными, прилагательными и глаголами;
- закрепить знания о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях;
- совершенствовать грамматический строй речи: согласование слов в предложении в роде, числе;
- закреплять умение составлять рассказ по схеме синквейна;
- закреплять умение наращивать предложение.
Коррекционно-развивающие:
- развивать диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание;
- учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любовь к родному городу;
- воспитывать доброжелательность, умение работать самостоятельно и в коллективе.
Оборудование:
- слайды с достопримечательностями Ульяновска: Краеведческий музей, дом-музей И.А. Гончарова, памятник букве «ё», Ленинский мемориальный комплекс, парк «Дружбы народов», Императорский мост; музыкальная запись «Гимн Ульяновска», стихо-творение об Ульяновске Нины Климко; мяч, карта Ульяновска, сердечки, карточки-символы для составления синквейна, раскраска «Прогулка с Августом Шодэ», магнитная доска, модель автобуса из картона.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Дети сидят на стульчиках.
- Дети, в какой стране мы живём? (В России) Как называется город, в котором мы живём? (Ульяновск). Ульяновск-это слово-предмет (вывешиваю карточку-символ на магнитную доску).
- Послушайте музыкальное произведение (фрагмент «Гимна Ульяновска»). Что это за произведение?
- Послушайте стихотворение Нины Климко об Ульяновске:
Белой чайкой взметнулся над Волгой И паришь над могучей рекой. Путь в веках твой был славным и долгим, Мой Симбирск, мой Ульяновск родной.
С каждым годом становишься краше, Нет отраднее сердцу, милей Площадей, переулочков, башен В разноцветном каскаде огней. Ты – Отчизна великих поэтов. Имена их, как звёзды горят. А святые скрижалей заветы — Наша гордость, величие, клад. Карамзин, Гончаров и Языков, Всёх не счесть на родимой земле, Словно солнышка ясного блики, Озаряют нам души во мгле. Возвышаются к небу соборы И церквей золотых купола. Как прекрасен ты в снежном уборе Над рекой, что, как мать, обняла. Коронован «Венцом» ты по-царски. Где увидишь такую красу? Сердце полное нежности, ласки Я тебе на ладонях несу. Белой чайкой взметнулся над Волгой И паришь над могучей рекой.
Пусть счастливым полёт будет, долгим… Мой Ульяновск, мой город родной.
- Какие слова-признаки использует поэт? (славный, родной, мой, родимый, прекрасный, милый …). Вывешиваю на доску карточку-символ.
II. Основная часть.
1. Автобусная экскурсия [4].
- Дети, вы любите экскурсии? Сейчас мы на этом автобусе (показываю на модель ав-тобуса, внутри стульчики в два ряда) отправимся по центру нашего города. Чтобы по-пасть в автобус нужно назвать свой домашний адрес.
- Все разместились? Поехали! (Включаем кинопроектор)
На экскурсию мы едем –
Город свой узнать хотим.
Вдоль по улице проедем
И в окошко поглядим.
Стоп! Смотрите прямо –
Что же перед вами? (слайд с домом-музеем И.А. Гончарова)
Аналогично показываем слайды с другими достопримечательностями нашего города.
- Понравилась экскурсия? Возвращаемся в группу (дети вновь просматривают слайды). Выходим из автобуса, и дети садятся на стульчики.
2. «Пожелания городу».
(Вывешиваю на доску карту Ульяновска).
- Дети скоро у нашего города день рождения. Ульяновску исполнится 367лет. В день рождения имениннику принято что-то желать и дарить (предлагаю взять сердечко и с пожеланием приклеить на карту).
- Я начну, а вы продолжите:
- Пусть наш город …(растёт, цветёт, развивается, строится, хорошеет, процветает). Вы назвали слова-действия (вывешиваю на доску карточку-символ).
- Посмотрите, как мы любим наш город, он весь в сердечках!
Теперь отдохнём и поиграем!
3. Составление предложения и его удлинение.
- Начинается игра с мячом. Встанем в круг. Отбиваем мяч от пола. Каждый удар — слово.
Логопед: Ульяновск – это город?
Дети: Ульяновск – это город.
Логопед: Ульяновск – это красивый город?
Дети: Ульяновск – это красивый город.
Логопед: Ульяновск – это красивый город, который расположен на Волге?
Дети: Ульяновск – это красивый город, который расположен на Волге.
Что мы сейчас называли? (предложения). Вывешиваю на доску карточку-символ.
- Молодцы! А теперь сядем за столы.
4. Создание синквейна совместно с логопедом.
- Посмотрите, на нашей доске размещены карточки-символы, по которым мы с вами составим рассказ о нашем городе. Назовите слово-предмет (Ульяновск).
- Вспомните слова-признаки, которые использовал поэт в своём стихотворении, назо-вите два (родной, любимый).
- Вспомните названные слова-действия. Выберите и назовите три (растёт, цветёт, строится).
- Дети, вспомните или придумайте предложение о нашем городе (Я люблю Улья-новск).
- И последняя карточка-символ (вывешиваю на доску). Назовите слова-предметы, ко-торые вы вспоминаете, говоря слово Ульяновск (Родина).
5. Создание собственного синквейна и рассказа по нему.
- Дети, пользуясь схемой на доске, расскажите о нашем городе.
(Пример:
Ульяновск.
Красивый, родной.
Строится, процветает, растёт.
Я люблю родной город.
Родина.)
III. Подведение итогов.
- Молодцы! Хорошие получились рассказы.
- Дети, я приготовила для вас раскраски с изображением достопримечательностей нашего города (раздаются раскраски «Прогулка с Августом Шодэ»). Дома раскрасьте их, а завтра утром устроим выставку.
Литература:
- Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. — Ростов н/Д.; изд. Феникс, 2011.
- Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. — Ростов н/Д.; изд. Феникс, 2008.
- Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // Логопед. – 2005. — №5.
- Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет). – СПб.: Паритет, 2011.
Ксейко Л.А.,
учитель-логопед высшей кв. категории
Здравствуйте! Я тоже использую синквейн в своей работе. Мы с детьми дополнительно рисуем картинку на заданную тему. Всем очень нравится. Спасибо за хороший материал.