Несмотря на то, что у детей с легкой дизартрией не наблюдается выраженных параличей и парезов, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координаторностью.
Нарушение моторики у детей со стертой дизартрией носит широкий характер.
Наблюдается некоторая общая моторная неловкость, неуклюжесть, страдает мелкая моторика рук.
Дети испытывают трудности при одевании, обувании, хуже сверстников бегают, прыгают, рисуют.
У детей с паретической формой стертой дизартрии часто наблюдается вялость пальцев, особенно при работе с карандашом или ручкой.
При спастической же форме наблюдается чрезмерное напряжение и малая подвижность.
Дети со стертой дизартрией отстают от сверстников в ловкости и точности движений.
Практика показывает, что дошкольники с нарушением мелкой моторики рук испытывают затруднения при овладении навыками письма.
Задерживается развитие готовности руки к письму, так как дети долго не проявляют интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности.
Характеризуя состояние двигательной сферы детей со стертой дизартрией, одни исследователи отмечают наличие активных движений в полном объеме, указывая при этом, что они являются замедленными, неловкими, недифференцированными.
Другие находят в ограничении объема движений как верхних, так и нижних конечностей, преимущественно с одной стороны.
Это указывает на наличие паретических явлений в конечностях. В таких случаях сила в мышцах на стороне пареза оказывается ослабленной, а тонус — слегка повышенным.
Диагностика нарушений моторного развития у детей со стертой дизартрией
Эти тесты направлены на выявление зрелости уровневой организации движений по М.А. Бернштейну.
Название теста | Описание | Особенности выполнения при стёртой дизартрии |
Тест на статическую координацию движений(Статическое равновесие) | И. П.: стойка на одной ноге, другая нога согнута и касается стопой коленного сустава первой ноги, бедро отведено кнаружи руки на поясе, глаза закрыты. | Дети испытывают значительную трудность (а иногда и невозможность) сохранения равновесия.Наблюдается:- тремор конечностей - покачивание при попытке удержать равновесие - часто опускают приподнятую ногу, касаясь ею пола, - поднимаются на носки. Лучше удерживают равновесие, стоя на правой ноге. |
Тест на динамическую координацию движений | 1) Предлагается попасть мячом в корзину с расстояния 2-2,5 м.2) Перепрыгнуть через натянутую над полом веревку на высоте 15-20 см. | Выполнение тестовых заданий на исследование динамической координации движений характеризуется недостаточно согласованной деятельностью различных мышечных групп «толчкообразностью», неловкостью выполняемых движений.1) более чем в трети случаев дети осуществляют бросок мяча в цель не «с развернутого плеча», без замаха, а снизу. При этом в момент броска одной рукой другая напряжена и приведена к телу.2) Количество попаданий мячом в цель значительно больше при выполнении движений правой рукой. В большинстве случаев успешное выполнение теста для правой руки осуществляется с первой попытки, в то время как для левой — со второй и третьей.
- Большинство детей со стертой дизартрией способны с места, без разбега перепрыгнуть через натянутую веревку. В то же время задание не всегда выполняется с первой попытки. Когда тест выполняется со второй или третьей попытки, отмечается задевание веревки при прыжке ногами, приземление на пятки. В единичных случаях были зафиксированы падение или касание руками пола после прыжка и не перепрыгивание, а перешагивание через веревку. |
Тест на исследование скорости движений | Как можно быстрее несколько раз сесть на пол и встать, не касаясь пола руками. | Выполнение задания на исследование скорости движения показывает, что больше половины детей затрудняются сесть на пол и встать без помощи рук.В основном задание выполняется в замедленном темпе.Дети способны сесть на пол без помощи рук, но не могут без этой помощи подняться. Они опираются либо на одну, либо обе руки.Менее чем в половине случаев детям доступно быстрое и правильное выполнение этого задания с первой попытки без помощи рук.Невозможность выполнения этого теста отмечалась в единичных случаях.
Характер выполнения детьми задания подтверждает недостаточную сформированность динамической координации движений и двигательной маневренности, обнаруженную при выполнении других тестов. |
Тесты на двигательную память | Испытуемый стоит напротив экспериментатора и повторяет ряд последовательных движений, отставая на одно движение (руки вперёд, вверх, в стороны, назад, вниз).Движения экспериментатора программируют задание и одновременно являются сбивающим воздействием. | Безошибочное выполнение этого теста с первой попытки зафиксировано лишь в единичных случаях.Тест на двигательную память вызывает значительные трудности у большинства детей.При воспроизведении движений наблюдается замедление их темпа или, наоборот, ускорение.Сбои в двигательной программе начинаются уже с третьего или даже со второго движения, при этом отмечаются трудности перехода от одного двигательного элемента к другому. |
Тест на одновременность движенийХарактеризует корковый уровень построения движений, выявляет синкинезии. | Руки прямые, вытянуты перед грудью. Испытуемый одновременно сжимает в кулак правую руку и разжимает левую, затем наоборот. | Тест на одновременность движений вызывает наибольшую трудность для выполнения.Одновременное выполнение движений для обеих конечностей наблюдается у незначительного количества детей.Чаще отмечаются либо выраженные трудности выполнения этих движений (преимущественно для левой руки), либо разновременное их выполнение. |
Тест на выявление синкинезий (т.е. содружественных, лишних движений) | Используются пробы Заззо из методики И.Ю. Левченко.Кисти ребенка помещаются на чистый лист бумаги и обводятся карандашом.Затем, поочередно прикасаясь к каждому пальцу ребенка, кроме четвертого (движение которого и у здоровых детей в опыте сопровождается синкинезиями), даем инструкцию:
«Подними только этот палец!» На контурном изображении помечаются непроизвольные движения других пальцев: односторонние, перекрестные (на второй руке) и двусторонние (на обеих руках). |
Выполнение движений в замедленном темпе, с многочисленными синкинезиями: движениями губ, высовыванием языка, наклонами головы вперед и др. |
Пальчиковая проба | Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого и мизинца. | В большинстве случаев наблюдается замедленный темп, одновременные движения нескольких пальцев.Кроме того, отмечается напряженность пальцев, невозможность удерживать их согнутыми.Наблюдаются сопутствующие синкинезии — движения пальцев другой руки.Большинство детей выполняют задания в медленном, напряженном темпе, напряженными пальцами, не в полном объеме.Сложнее для воспроизведения оказываются пробы на поочередное выпрямление пальцев, а не сгибание. |
Таким образом, у детей со стертой дизартрией почти по всем уровням (по Бернштейну) отмечаются отклонения от нормативов в психомоторике.
Выявляются нарушения функции статического равновесия (уровень А), динамической координации (уровня В); нарушения темпа и ловкости движений (уровень В и С); снижение двигательной памяти (уровень Д).
Моторная недостаточность у детей со стертой дизартрией выявляется в сглаженной, стертой форме, что обуславливается наличием негрубых, неярко выраженных органических нарушений.
По Архировой Е. Ф.
Как раз мне для диплома. Спасибо)