Так как мы работаем в логопедической группе, мы не могли оставить без внимания наш центр речевого развития.
В нашем центре собрана большая картотека разнообразных игр игровых упражнений, стихов, считалок, чистоговорок, также ритуалы приветствия, упражнения на релаксацию и саморегуляцию, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, динамические и кинезиологические упражнения, гимнастика для глаз, карточки-опоры алгоритмы для проведения массажа рук карандашами, катушками от ниток, грецкими орехами, теннисными мячиками.
Мы старались, чтобы весь наш речевой центр был связан единством подхода к целеполаганию и объединены следующими задачами:
- развивать языковые, слуховые возможности детей, внимание, память, логику, наблюдательность, творческие способности;
- обогащать словарный запас, активизировать новые и знакомые слова в самостоятельной речи;
- учить монологической, диалогической и связной речи;
- воспитывать самостоятельность, интерес, желание говорить правильно, чётко, логично;
- воздействовать на двигательную сферу (общую, мелкую, артикуляционную моторику), эмоциональное восприятие посредством разнообразных игровых ситуаций, заданий;
- закреплять и расширять представление об окружающем мире.
Большое внимание мы уделяем играм с пальчиками: даже самый примитивный массаж – сгибание и разгибание пальцев – вдвое ускоряет процесс овладения речью, а если ещё использовать потешки, различные массажёры, то это вызывает у детей большой интерес в разучивании и использовании игр с пальчиками.
В совместной и самостоятельной деятельности с детьми мы используем механическую гимнастику для рук (иначе пассивный массаж). Пассивный массаж мы выполняем с помощью разнообразных контрастных средств: жёстких и мягких зубных щёточек, кисточек, мягких и колючих шариков. Ребёнок проводит зубной щёткой вперёд-назад по внутренней стороне его руки от кисти до локтевого сгиба, затем берёт мягкую кисточку и делает то же самое. Так, на контрасте, оптимизируется чувствительность рук. Дети играют в такие игры: «Угадай, что я нарисовал у тебя на руке?», «Чем я дотронулся?»
Также в совместной и самостоятельной деятельности широко используются «Волшебные коврики», «Сухой бассейн» набор разных пуговиц, (или пробок) собранных в пластмассовых тазиках – можно предложить ребёнку в любое время: когда у него плохое настроение, или наоборот, когда он слишком возбуждён, или ему просто нечем заняться.
Ребята играют в такие игры: «Купание», «Лишний предмет», «Разложи по цвету», «Собери по размеру», «Чьи бусы длиннее», «Кто соберёт самую длинную змейку красного цвета» и т.д. Все эти игры снимают напряжение, усталость, расслабляют мышцы спины, плечевого пояса, развивается восприятие, внимание, мелкая моторика рук.
С этой же целью мы используем игровое упражнение «Золушка». В разных баночках находятся крупы, например: греча, рис, горох, фасоль. Всё высыпается в одну ёмкость и дети всё раскладывают по своим баночкам.
Для умения употреблять предлоги в речи, составление предложений с предлогами, а также при ознакомлении с окружающим, ориентировка в пространстве мы используем веточку с птицами.
У детей старшего дошкольного возраста часто возникают трудности в овладении навыком звукового анализа и синтеза слов. И в нашем речевом центре находятся такие пособия как звуковые часы, логопедические кубики, звуковые модели, буквенные крышечки.
При помощи звуковой модели «Ёжика» или «Кактуса» ребятки учатся составлять звуковой анализ разных слов, например, «мак», «лиса», «лук», «домик» или любое другое слово, используя прищепки зелёных, красных, синих цветов, учатся определять заданный звук в словах. С этой же целью используем и схемы слов, пробки от бутылочек, пуговицы.
С помощью буквенных крышечек и логопедических кубиков дети учатся придумывать слова с заданным звуком, составлять слоги и слова.
Для составления описательных рассказов широко применяются алгоритмы, карточки-опоры.
Главное, используя все эти игры, не забывать, что задания должны выполняться легко, без лишнего напряжения, игры должны вызывать только положительные эмоции, приносить радость и удовольствие.
Крит Лариса Юрьевна, воспитатель логопедической группы,
Фролова Ирина Анатольевна, учитель-логопед,
НДОУ «Детский сад №139» ОАО «РЖД», г. Пермь