Звук Л – звук позднего онтогенеза. Его появление в норме возможно к 6-6,5 годам.
Но по данным наших наблюдений своевременное появление звука Л значительно отсрочено, и не всегда полноценно формируется без специальной помощи.
Нарушение звука Л бывают разнообразные:
- Как полное отсутствие звука «Л»,
- Так и его искажение (межзубный, носовой, двугубный) — ламбдацизм,
- Встречаются и замены звука Л на другие звуки – Р «рак» — «лак», Л (мягкий) «лак»-«ляк», В «лодка» — «водка» такие замены характеризуют нарушение параламбдацизм.
Основными причинами нарушения звука Л называют:
- короткая подъязычная связка;
- слабость мышц языка;
- нарушение фонематического восприятия звука в потоке речи.
Методика постановки звука Л
В методике постановке звука Л необходимо придерживаться следующей схемы работы:
Логопату объясняют характерные особенности артикуляции звука Л, и подкрепляют зрительно:
«Когда мы правильно говорим звук Л: кончик языка поднимается к верхним передним зубам, прижимается к передним зубам, толкает зубки, губы улыбаются и видны все зубы».
Закрепляем в упражнение «Силач»: кончик языка поднимаем к верхним зубам, упираемся в верхние зубы и с силой толкаем со звуком [Л-Л-Л].
Закрепляем в упражнении «Звук Л путешествует по дорожкам»: логопед пишет 3 буквы Л и от них дорожки.
С ребенком придумываем, куда придет звук Л по каждой дорожке. Ребенок ставит пальчик на дорожку, а язык на место правильной артикуляции звука Л. Даем инструкцию: «Сколько пальчик бежит по дорожке, столько мы поем «Л-Л-Л».
Наклеиваем ребенку в тетрадь 3 картинки со звуком Л:
Далее начинается автоматизация полученной артикуляции в обратных слогах:
Примечание: если звук дается легко, ребенок сразу правильно принял положение (это характерно для дислалии), то автоматизировать можно в прямых слогах и словах сразу.
ла ал ала
ло ол оло
лу ул улу
лы ыл ылы
Объясняем, сначала рот широко открывается на «А», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:
ал – ал – ал
Объясняем, сначала рот открываем на «О», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:
ол-ол-ол
Объясняем, сначала губы вытягиваем в трубочку на «У», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:
ул-ул-ул
Объясняем, сначала губы растягиваем на «Ы», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:
ыл-ыл-ыл
Далее автоматизируем в словах:
Бал, вал, дал, жал, зал, мал, стал, спал, упал, устал, бокал, стучал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, металл, вол, гол, кол, пол, стол, укол, чехол, щегол, футбол, гул, дул, стул, аул, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, ныл. Был, выл, мыл, забыл, завыл, мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, вел, шел, ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил и т.д.
Примечание: не мене 80 слов, которые отрабатываться на занятии и записываются для повторения дома. Родителям показывают, что в конце каждого слова ребенок поднимает кончик языка за верхние зубы.
Этап автоматизации Л в словах с обратным слогом в середине слова:
Галка, палка, скалка, фиалка, холм, булка гулко, обулся, тянулся, мылся т.д.
Следующий этап автоматизации – словосочетания в которых есть слова со звуком «Л» в конце слов:
Музейный зал
Канатный узел
Вымыть пол
Стоит осел
Галка птица
Новая полка
Рыжая белка и т.д.
Требования к словосочетаниям: звук Л встречается только в одном слове, стоит только в обратном слоге, порядок слов значения не имеет.
Когда материал с словосочетаниями в обратном слоге усвоен, следующим этапом становиться автоматизация прямого слога с звуком «Л»:
- слоги:
Ла-ла-ла
Ло-ло-ло
Лу-лу-лу
Лы-лы-лы
А также по слоговой таблице в определенной последовательности:
Ла ал ала
Ло ол оло
Лу ул улу
Лы ыл ылы
- слова со звуком Л в начале слова:
Лапа, лама, лаз, лопат, лак, ласточка, ландыш, лоб, лом, лось, лодка, локоть, лошадь и т.д.
Эффективность автоматизации звука Л напрямую зависит не только от качественно подобранных слов, но также от количества базового материала. Рекомендуем использовать не менее 80 слов каждой автоматизируемой группы.
- слова в интервокальной позиции:
Юла, зола, вела, дела, жила, пила, кулак, калач, салат и т.д.
Повторяем так же, количественно соблюдая нормы.
- автоматизации в словах со стечениями согласных:
кла кло клу клы
пла пло плу плы
тла тло тлу тлы
шла шло шлу шлы
склад
склон
клубок
сплав
стлать
сплутовать
Автоматизация в словосочетаниях (40-45 словосочетаний):
Лоб лошади
Лоцман в лодке
Локоны у Лоры
Ломтик в ложке
Ловкий лодочник
Автоматизация в предложениях: 20-25 предложения.
Мила долго мыла полы.
На лошадь надели седло
Стул упал.
Автоматизация в рифмовках, пословицах и поговорках (не мене 10-15 для повторения и заучивания):
Павел мал — с лавки упал.
Полная луна на небе одна.
Данила боиться мыла.
Где много слов, там мало дела.
Кто не глуп, тот на слова скуп.
Автоматизация в стихотворениях (3-4 для заучивания и проговаривания):
Все бело, бело, бело,
Много снега намело.
Вот веселые деньки,
Все на лыжи и коньки.
Автоматизация в коротких рассказах и сказках (3-4 произведения):
Например:
«Лев и мышь» Л. Толстой
«Лиса и козел» сказка
«Косточка» Л. Толстой
Автоматизация как работа считается оконченной, и мы рекомендуем родителям поправлять ребенка в словах с полученным звуком в обиходной речи еще от 3-6 мес., так как это период, в который звук «приживается» окончательно. А также разучивать рифмовки, чистоговорки.
В среднем курс коррекции звука с неотягощенным диагнозом составляет – 5 занятий, в осложненных случаях 10-12 занятий – по 30 минут.
Маленькие хитрости:
- Если у ребенка «в» вместо «л» на этапе «слоги-слова», иногда и первые словосочетания — марлевой стерильной салфеткой захватить нижнюю губу и весь материал проговаривать, акцентируя внимание на подъеме кончика языка за верхние зубы. Пальцами оттягивая нижнюю губу вниз. Тем самым «разрывая» рефлекс «губной», заменяя на верхний подъем языка. Ребенок быстро переключается и привыкает.
- Если у ребенка слабая мотивация на подъем кончика языка за верхние зубы: укладываем ребенка на кушетку, захватываем марлевой салфеткой и верхнюю и нижнюю губу — «оголяем зубы», повторяем с ребенком речевой материал, следим за четким подъемом кончика языка за верхние зубы.
- Если «Л» всегда мягкий:
А) Просим ребенка повторять речевой материал с сильно высунутым языком, зубы соприкасаются почти со спинкой языка. В тоже время ведется фонематическая работа. Далее кончик языка постепенно заводится за верхние зубы.
Б) Второй способ: прикусывать острый кончик языка на звук «Л» в автоматизируемом материале.
Примерная структура логопедического занятия:
- Артикуляционная гимнастика – 5-7 минут.
- Поэтапная постановочная и автоматизированная работа – 15 минут от занятия. На этапе автоматизации включает 5 минут повторения заданий прошлого урока, 10 минут новый материал.
- Фонематическая работа – 10 минут.
![]() |
Козуб Людмила Викторовна, логопед-дефектолог высшей кв. категории, аспирант НОУ «Логопедический кабинет», г. Оренбург |
Данила боиться мыла.
Слово «боится» пишется без мягкого знака…
Огромное спасибо! Всё понятно и наглядно разъяснено, теперь поняла как с дочкой заниматься этим упрямым звуком!