Урок-сказка «Путешествие ёжика» [гласные и согласные звуки]

В зависимости от возраста учащихся, данный материал может использоваться с разной целью и на разных этапах работы. Так, детям школьного возраста можно предложить эту сказку на этапе знакомства с  понятиями гласный, согласный звук, глухой, звонкий. Дошкольникам сказка поможет обобщить представления по данной теме, закрепить терминологию, благодаря сюжету, образным сравнениям и элементам шуточной этимологии.

При желании материал урока можно использовать частями (отдельно гласные и согласные звуки).

Урок проводится на фоне демонстрации презентации, в которую включено звуковое сопровождение и анимация.

Урок – сказка «Путешествие ёжика»

Тема – Гласные и согласные звуки.

Цели:

- обобщить представления детей о гласных и согласных звуках;
- закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий.

Оборудование: разрезная азбука, презентация, символы звуков.

1. Организационный момент

Логопед раздаёт детям буквы (по 3 штуки: 1гласн., 1 звонкий  согл., 1 глухой согласный) и спрашивает:

- Что это? (Дети: — Это буквы)

Логопед: А это что? Послушайте:  а, о, м, с, и, г»? (Дети: — Это звуки)

- Прочитайте свои буквы – назовите звуки. (Дети называют свои буквы)

Логопед: — Найдите к каждой букве свой символ. (Дети кладут под гласной буквой красный символ, под звонкой  согласной — синий с колокольчиком, под глухой – синий символ без колокольчика)

2. Объявление темы занятия.

Сегодня я расскажу вам сказку о том, как ёжик познакомился со звуками в своём лесу. Вы уже знаете много звуков, поэтому будете мне помогать.

3.  Сказка.

(Слайд 2) В одном лесу жил ёжик. Он очень любил гулять по лесу. Однажды он шёл долго–долго и увидел  красный домик.

(Слайд 3) В домике кто-то пел. Ёжик услышал песенку. (Слайд 3 — звук)

- Какие чудесные звуки! Как поют!– подумал ёжик и тихонько постучал в дверь.

Дверь открылась и его  встретили звуковички в красных платьях. (Слайд 4-с анимацией)

- Здравствуй, — сказали они, — кто ты?

- Я – обыкновенный ёж, зовут меня Ёжик, а фамилия моя – Лесной. А вы кто?

- А мы звуки.

- Как же вас зовут?

(По артикуляции гласных, изображённых символически на слайде, дети определяют звуки. Каждый ребёнок должен назвать свой звук,  соответствующий букве, которая у него есть. Ребёнок называет звук, показывает букву, после этого на слайде появляется данная  буква. Модель ответа детей: «Меня зовут А»)

- Очень приятно познакомиться! – сказал Ёжик.

- А фамилия  у нас у всех одна»,- сказали звуки.

-Да? — удивился ёжик,- Какая же у вас фамилия?

- Все мы — ….?» (Дети отвечают «Гласные!»)

- Спасибо вам, гласные, за песенку! Вы так хорошо поёте! Можно, я еще к вам приду?

- Будем очень рады!

3. И пошёл ёжик дальше. Вдруг видит – стоит синий домик .(Слайд 5) Остановился ёжик, стал слушать. Но песенку не услышал. Зато в домике кто-то рычал (как? – Дети определяют 1-й звук в слове «рычал») шипел (как?…), жужжал (как?), фыркал (как?..), пыхтел (как?..), ворчал  (как?..), бурчал (как?..), хрипел (как?..) , мычал  (как?..)  и т.д.

(На слайде 5 есть возможность продемонстрировать разные звуки  щелчком по изображениям динамика)

Вдруг дверь открылась и ёжик услышал:

- Привет! Ты кто?

- Я – обыкновенный ёж, зовут меня Ёжик, а фамилия моя – Лесной. А вы кто?

- Мы звуки.

- Ой, как много звуков в нашем лесу! Я вас всех и не запомню сразу!

- Это ничего! Запомни наши фамилии.

И тут же все звуки разбежались в разные стороны и построились в две колонны. Только теперь Ёжик заметил, что у одних (они стали слева) на шее висели колокольчики, а у других (они стали справа) колокольчиков не было.

Звуки с колокольчиками хором сказали:

- Наша фамилия … (Дети: — Звонкие!)

Звуки без колокольчиков тоже сказали хором, но очень тихо:

- Наша фамилия … (Дети: — Глухие!)

- А зовут нас…

И тут поднялся страшный шум, потому, что они все вместе назвали свои имена. (Дети хором произносят по согласному звуку)

- Всё! Всё! Тихо! – закричал ёжик. Но звуки шумели. Тогда ёжик закричал: «Тихо! Я что-то придумал!». Звуки  замолчали, а потом спросили хором:

- Что?

- Вам нужна еще одна фамилия, чтобы сразу было понятно, что вы все умеете шуметь! Вы согласны?

- Да! ДА! — закричали звуки. -  Мы согласны!

И так они кричали долго-долго: «Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны!»…

- СТОП!- Крикнул Ёжик. Если вы согласны, значит – вы СОГЛАСНЫЕ!

- Ура!!!  Мы согласные! Мы согласные! Мы согласные!

- Вы будете ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ, потому чтоу вас  громкий голос, а вы – ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ, потому что у вас нет голоса.

-  Какая длинная фамилия получилась! – сказал один из звуков.

- Вам не нравится?

- Нравится! Нравится!  Мы согласные! Мы согласные!

- Ой-ой-ой! — закричал Ёжик, — Как же вы шумите! Пойду-ка я в другой домик. Там живут другие звуки – Гласные. Они песни поют, а вы только шумите!

- А мы тоже хотим петь, но  не умеем,- сказали согласные грустно. Может, ты что-нибудь придумаешь?

-  Я придумал!  Вам надо подружиться с гласными и петь вместе.

- Но как? Мы же не умеем петь!

- И не надо. Вы будете помогать – произносить свои звуки, а гласные будут петь свои. Вместе получатся слоги и слова. А слоги и слова можно и произносить, и петь, и даже читать. Пойдёмте к гласным в гости! Они будут рады!

И они пошли. По дороге Ёжик учил  имена звуков и старался запомнить, кто же из них звонкий, а кто глухой.

-  А вы, ребята, помните?

(Слайд 6 — с анимацией)

- Дети классифицируют согласные, представленные на слайде, а Логопед управляет презентацией: после каждого ответа Логопед делает щелчок мышкой, и буква «отправляется»  в нужную колонку, что позволяет детям проверить   правильность своих ответов)

(Слайд 7 — со звуком)

Логопед: — Давайте послушаем, какие песенки получились у согласного С  с гласными звуками.

… Давайте выучим эту песенку.

Примечания. В зависимости от возраста учащихся, данный материал может использоваться с разной целью и  на разных этапах работы. Так, детям школьного возраста можно предложить эту сказку на этапе  знакомства с  понятиями  гласный, согласный звук, глухой, звонкий уже на первых занятиях.

Соответственно, следующим  этапом может быть чтение слов, звукобуквенный анализ, синтез слогов и слов и др.

Презентация Гласные и согласные звуки

Скачать Презентацию + Логопедические распевки

Пядышева Эльвира Владиславовна,
учитель-логопед,
Центр образования № 1429, г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (6 понравилось, средний балл: 4,83 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.