В зависимости от возраста учащихся, данный материал может использоваться с разной целью и на разных этапах работы. Так, детям школьного возраста можно предложить эту сказку на этапе знакомства с понятиями гласный, согласный звук, глухой, звонкий. Дошкольникам сказка поможет обобщить представления по данной теме, закрепить терминологию, благодаря сюжету, образным сравнениям и элементам шуточной этимологии.
При желании материал урока можно использовать частями (отдельно гласные и согласные звуки).
Урок проводится на фоне демонстрации презентации, в которую включено звуковое сопровождение и анимация.
Урок – сказка «Путешествие ёжика»
Тема – Гласные и согласные звуки.
Цели:
- обобщить представления детей о гласных и согласных звуках;
- закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий.
Оборудование: разрезная азбука, презентация, символы звуков.
1. Организационный момент
Логопед раздаёт детям буквы (по 3 штуки: 1гласн., 1 звонкий согл., 1 глухой согласный) и спрашивает:
- Что это? (Дети: — Это буквы)
Логопед: А это что? Послушайте: а, о, м, с, и, г»? (Дети: — Это звуки)
- Прочитайте свои буквы – назовите звуки. (Дети называют свои буквы)
Логопед: — Найдите к каждой букве свой символ. (Дети кладут под гласной буквой красный символ, под звонкой согласной — синий с колокольчиком, под глухой – синий символ без колокольчика)
2. Объявление темы занятия.
Сегодня я расскажу вам сказку о том, как ёжик познакомился со звуками в своём лесу. Вы уже знаете много звуков, поэтому будете мне помогать.
3. Сказка.
(Слайд 2) В одном лесу жил ёжик. Он очень любил гулять по лесу. Однажды он шёл долго–долго и увидел красный домик.
(Слайд 3) В домике кто-то пел. Ёжик услышал песенку. (Слайд 3 — звук)
- Какие чудесные звуки! Как поют!– подумал ёжик и тихонько постучал в дверь.
Дверь открылась и его встретили звуковички в красных платьях. (Слайд 4-с анимацией)
- Здравствуй, — сказали они, — кто ты?
- Я – обыкновенный ёж, зовут меня Ёжик, а фамилия моя – Лесной. А вы кто?
- А мы звуки.
- Как же вас зовут?
(По артикуляции гласных, изображённых символически на слайде, дети определяют звуки. Каждый ребёнок должен назвать свой звук, соответствующий букве, которая у него есть. Ребёнок называет звук, показывает букву, после этого на слайде появляется данная буква. Модель ответа детей: «Меня зовут А»)
- Очень приятно познакомиться! – сказал Ёжик.
- А фамилия у нас у всех одна»,- сказали звуки.
-Да? — удивился ёжик,- Какая же у вас фамилия?
- Все мы — ….?» (Дети отвечают «Гласные!»)
- Спасибо вам, гласные, за песенку! Вы так хорошо поёте! Можно, я еще к вам приду?
- Будем очень рады!
3. И пошёл ёжик дальше. Вдруг видит – стоит синий домик .(Слайд 5) Остановился ёжик, стал слушать. Но песенку не услышал. Зато в домике кто-то рычал (как? – Дети определяют 1-й звук в слове «рычал») шипел (как?…), жужжал (как?), фыркал (как?..), пыхтел (как?..), ворчал (как?..), бурчал (как?..), хрипел (как?..) , мычал (как?..) и т.д.
(На слайде 5 есть возможность продемонстрировать разные звуки щелчком по изображениям динамика)
Вдруг дверь открылась и ёжик услышал:
- Привет! Ты кто?
- Я – обыкновенный ёж, зовут меня Ёжик, а фамилия моя – Лесной. А вы кто?
- Мы звуки.
- Ой, как много звуков в нашем лесу! Я вас всех и не запомню сразу!
- Это ничего! Запомни наши фамилии.
И тут же все звуки разбежались в разные стороны и построились в две колонны. Только теперь Ёжик заметил, что у одних (они стали слева) на шее висели колокольчики, а у других (они стали справа) колокольчиков не было.
Звуки с колокольчиками хором сказали:
- Наша фамилия … (Дети: — Звонкие!)
Звуки без колокольчиков тоже сказали хором, но очень тихо:
- Наша фамилия … (Дети: — Глухие!)
- А зовут нас…
И тут поднялся страшный шум, потому, что они все вместе назвали свои имена. (Дети хором произносят по согласному звуку)
- Всё! Всё! Тихо! – закричал ёжик. Но звуки шумели. Тогда ёжик закричал: «Тихо! Я что-то придумал!». Звуки замолчали, а потом спросили хором:
- Что?
- Вам нужна еще одна фамилия, чтобы сразу было понятно, что вы все умеете шуметь! Вы согласны?
- Да! ДА! — закричали звуки. - Мы согласны!
И так они кричали долго-долго: «Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны!»…
- СТОП!- Крикнул Ёжик. Если вы согласны, значит – вы СОГЛАСНЫЕ!
- Ура!!! Мы согласные! Мы согласные! Мы согласные!
- Вы будете ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ, потому чтоу вас громкий голос, а вы – ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ, потому что у вас нет голоса.
- Какая длинная фамилия получилась! – сказал один из звуков.
- Вам не нравится?
- Нравится! Нравится! Мы согласные! Мы согласные!
- Ой-ой-ой! — закричал Ёжик, — Как же вы шумите! Пойду-ка я в другой домик. Там живут другие звуки – Гласные. Они песни поют, а вы только шумите!
- А мы тоже хотим петь, но не умеем,- сказали согласные грустно. Может, ты что-нибудь придумаешь?
- Я придумал! Вам надо подружиться с гласными и петь вместе.
- Но как? Мы же не умеем петь!
- И не надо. Вы будете помогать – произносить свои звуки, а гласные будут петь свои. Вместе получатся слоги и слова. А слоги и слова можно и произносить, и петь, и даже читать. Пойдёмте к гласным в гости! Они будут рады!
И они пошли. По дороге Ёжик учил имена звуков и старался запомнить, кто же из них звонкий, а кто глухой.
- А вы, ребята, помните?
(Слайд 6 — с анимацией)
- Дети классифицируют согласные, представленные на слайде, а Логопед управляет презентацией: после каждого ответа Логопед делает щелчок мышкой, и буква «отправляется» в нужную колонку, что позволяет детям проверить правильность своих ответов)
(Слайд 7 — со звуком)
Логопед: — Давайте послушаем, какие песенки получились у согласного С с гласными звуками.
… Давайте выучим эту песенку.
Примечания. В зависимости от возраста учащихся, данный материал может использоваться с разной целью и на разных этапах работы. Так, детям школьного возраста можно предложить эту сказку на этапе знакомства с понятиями гласный, согласный звук, глухой, звонкий уже на первых занятиях.
Соответственно, следующим этапом может быть чтение слов, звукобуквенный анализ, синтез слогов и слов и др.
Пядышева Эльвира Владиславовна,
учитель-логопед,
Центр образования № 1429, г. Москва