Урок математики в школе 5-го вида. 2-й класс.
Тема: Треугольники
Цели:
- Закрепление понятия «треугольники» и видов треугольников
Речевая цель:
- закрепление навыков словообразования на математическом словаре (лексика)
- Развитие морфонологического слуха (когда обобщают и находят одинаковые морфемные элементы слов на слух и на письме.)
- Развитие слоговой структуры слова.
- Формирование умственных действий с опорой а) на материализованной основе б) в плане громкой речи.
Лексический материал:
- Многоугольники, прямоугольник, остроугольники, тупоугольники, равнобедренные, геометрические, треугольник.
Ход урока
Организационный момент.
Логопед :- К какому уроку мы с вами приготовились?
Дети: — мы приготовились к уроку математики.
Подведение к теме урока.
Л. – Посмотрите на доску. Что это?
Д.- Мы видим геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, трапеция.)
Дети проговаривают «геометрические фигуры ( слово- признак от слова….)
Логопед убирает круг.
Л.- Как теперь можно назвать эту группу фигур?
(многоугольники)….Если дети не называют, спросить «Что общего у этих фигур?» (то, что не у круга) –углы.
Л. – Так чем они похожи? (у них есть углы)
Л. – Послушайте, ребята, название у нас изменилось- называли геометрические фигуры, а теперь мы называем – многоугольники.
Л. – Какие слова спрятались в слове «многоугольники»? (много, углы)
Л. _ Как вы думает, какая фигура теперь лишняя?
Дети показывают на треугольник.
Л. – Докажите у него три угла)
Л. – А как называется эта фигура, я забыла, подскажите. (треугольник)
Л. _ Кто догадался? Какая будет у нас тема урока? Правильно мы будем работать с треугольниками.
Вывесить на доску разные треугольники.
Л. _ Треугольники бывают разные. Мы будем говорить о разных видах треугольников.
III. Работа над темой урока.
Показать на остроугольный треугольник.
Л. – Подумайте и скажите, какие у него углы? На что они могут быть похожи? ( На клюв птицы)….им можно уколоться, он острый.
Л. _ Из чего же состоит наша фигура? Давайте посмотрим ( Логопед убирает полоску, остаётся угол).
Л. – Скажите, ребята, как называется такой треугольник, у которого все углы острые? (Очертить все углы синим мелком) Острый угол.
Если дети не ответят, подвести к этому слову по аналогии через прямоугольный треугольник.
Вывесить прямоугольный треугольник. Таким же цветом мелка очертить углы в этом треугольнике. Остаётся прямой угол.
Л. – Как же называется этот угол? Этот угол здесь самый важный.
Л.- Смотрите, вот это прямая, и это прямая и угол получился прямой, значит, треугольник называется прямоугольный.
Л.- Теперь познакомимся ещё с одним треугольником. Названия двух треугольников вы уже знаете: прямоугольный и остроугольный. А название следующего треугольника я вам не буду говорить. Может кто-то догадается? Если есть остроугольный, то можно предположить, что есть…..тупоугольный. У него один угол- тупой. А почему он так называется, этого никто не знает.
1) Смотрим на наши треугольники:
- Какой важный вывод мы с вами сделаем? ( в любом треугольнике есть два острых угла)
Л. – Отметьте синим мелком острые углы.
- Обозначьте прямой угол.
- Зелёным мелком обозначим тупой угол.
Л.- Какие части слова указывают на то, что эти треугольники разные? (остро, тупо, прямо)
2) Физкультминутка:
Раздать детям конструктор «метры» с подвижными 4-мя звеньями и предложить сложить: 1-й ряд- остроугольные, 2-й ряд- прямоугольные, 3-й ряд- тупоугольные .
Затем проговариваем:
Д. –У меня тупоугольный треугольник, а у вас…. ( проработка множественного числа) и т. Д. со всеми видами.
3) Задание на доске. Сколько треугольников спряталось в этом домике. (5)
4. Детям раздать карточки. Подписать фамилию.
Л.- Обозначьте в треугольниках прямые углы…, острые- красным, тупые- зелёным. (Молодцы!)
Л.- Теперь будем говорить про стороны треугольников. Покажите, где стороны треугольника. (вызвать ребёнка к доске)
Детям раздать карточки. Подписать фамилию.
Л. – Берём линейку и измеряем стороны треугольника.
Л. – Что вы можете сказать про стороны? (Они равны)
Л.- Это равносторонний треугольник.
Л. — Возьмём линейку и измерим другой треугольник. Что получилось? Две стороны равны.
Л.- Теперь, ребята, вот что я вас попрошу- положите руки себе на бёдра ( у вас два бедра). А в школе математиков так не говорят, поэтому треугольник, у которых эти вот две стороны равны называется равнобедренным ( от слов бёдра равны)
5). Л. – Открыли тетради. Отступили две строки сверху, и две клетки справа и чертим с помощью линейки и карандаша равнобедренный треугольник. Справа от него- прямоугольный, под первым- остроугольный.
IV. Домашнее задание.
Итог занятия.
Л.- Что мы с вами делали на уроке? Вспомните, с какими фигурами мы с вами познакомились?
Ситникова Е.В.,
учитель-логопед