Урок вежливости. Магия слова

Урок вежливости - Магия словаЗДРАВСТВУЙТЕ. СПАСИБО. ПОЖАЛУЙСТА…

Какая магия заключается в этих простых словах? Ведь, говоря, например, «здравствуйте», мы не вкладываем в это приветствие первоначального смысла: будьте здоровы! Мы произносим это слово почти автоматически, не задумываясь.

Но вот вы входите в некий служебный кабинет – по делу, за справкой, с поручением. По привычке здороваетесь, а тот, к кому обращено ваше «здравствуйте», не ответил: может быть, не расслышал, может быть, слишком занят своими мыслями. «А может быть, он меня вообще не замечает?» — думаете вы. И как-то неуютно становится, и не очень хочется начинать разговор.

Или идете по улице, а навстречу некто, с кем вы уже как-то виделись – на работе ли, в гостях, во дворе собственного дома. Вы уже готовы поздороваться, и лицо само по себе, по внутреннему импульсу приобретает выражение привета, а он проходит мимо, не обратив на вас внимания. Вроде бы не велика потеря, ведь дела вам до этого человека мало и, может быть, вы никогда больше с ним не встретитесь, а все равно обдает холодом, и нужно какое-то время, чтобы избавиться от возникшего чувства неловкости, точно какую-то занозу вытащить…

Психологи, изучающие межличностные отношения, придают большое значение знакам внимания, способным успокаивать, оказывать своего рода психотерапевтическое действие. И не такую ли нагрузку несут повседневные «спасибо», «пожалуйста», «извините», не в этом ли скрыта их власть над нашим настроением?

Пусть такие слова и стандартны, но за этими стандартами стоит многовековый опыт человеческих отношений. С незапамятных времен обычай здороваться за руку означал: смотри, моя ладонь раскрыта, в ней нет оружия, я не враг тебе. Так и сегодня стандартная формула вежливости — символ дружелюбия. И если мы сталкиваемся с невежливыми людьми, нам становится как-то не по себе.

Действительно, «толкнул и не извинился» для нас неизмеримо хуже, чем просто толкнул, хотя слово как будто и ничего не может изменить. А ведь меняет! Если, задев нас локтем, оттолкнув, человек спокойно поспешит дальше, значит, он не посчитался с нами, не принял в расчет. И мы остаемся один на один с этим неприятным чувством. А если оглянулся, сказал «извините», «простите», «пожалуйста», то это уже и признание, и участие, это те слова, которые нам необходимы в эту минуту.

Сколько раз мне приходилось сталкиваться в автобусе, в маршрутке с таким явлением, как грубость и невежество. И если в толпе автобуса мы услышим ультимативное «подвиньтесь», то наверное, испытаем внутреннее напряжение, а если это будет сопровождаться деликатным «пожалуйста», — постараемся потесниться, потому что простую эту формулу воспримем как знак того, что человеку неловко и не хотелось бы нас беспокоить.

Есть такой вроде бы парадоксальный, но психологически очень точный афоризм: «Могу обойтись без необходимого, но не могу обойтись без лишнего».

Речевой этикет – это как раз то, без чего человеку трудно обойтись.

«Скажи» спасибо», — говорим мы маленькому ребенку и радуемся, когда он, получив конфетку или желанную игрушку, кивает головой. «Скажи «До свидания», «помаши ручкой», — учим мы его и снова радуемся, когда он машет нам ладошкой.

Пока радует только смышленость нашего малыша, но пройдет десять, и двадцать, и тридцать лет, и нам остро потребуется его «спасибо», как благодарность за наши заботы.

Речь не только отражает отношения – она их создает, окрашивает в теплые, мягкие тона или, наоборот, делает их жестче и суше.

Приветливое «доброе утро», например, может стать психологическим камертоном, настраивающим на доброжелательный регистр общения. И негромкое мягкое «спокойной ночи» действует умиротворяющее, успокаивает все тем же скрытым подтекстовым звучанием: я рядом, я тебя люблю, я о тебе беспокоюсь, я хочу, чтобы с тобой не случилось ничего плохого….

И «спасибо», вставая из-за стола, и «будь добр», «будь добра», предваряющее просьбу, и «прости» при неловком движении – как важно, чтобы это всегда присутствовало при общении людей на работе, в транспорте, в магазине, никогда не уходило из семейного лексикона, звучало и в детской речи.

Да не только слово! Короткий жест, движение губ, бровей, наклон головы тоже управляют нашим настроением.

Как порыв ветра, свежесть дождя, шелест листвы дают нам сегодня ощущение весеннего дня, так слова и жесты, вплетаясь в ткань нашей повседневности, насыщают ее теплом, укрепляют чувство общности с другими людьми, ощущение нужности им.

Козина О.Ф.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Развитие речи Метки: , ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.