Виды работы по развитию фонематического слуха

Фонематический слухВ статье перечислены виды работы по развитию фонематического слуха — дается система упражнений и игровые задания к ним.

В формировании речи ведущую роль играет непосредственное акустическое восприятие. Именно оно и страдает у большинства детей с тяжелыми речевыми нарушениями. О фонематическом восприятии можно говорить только тогда, когда ребенок начинает понимать речь, что происходит при подключении самостоятельного артикулирования.

Фонематическое восприятие – это процесс слухового различения фонем.

Термин «фонематическое восприятие» употребляется и в более широком смысле, так как выделение фонем невозможно без фонематических представлений, анализа и синтеза. Понял слово – значит, услышал, узнал фонемы (восприятие и представления), уловил их последовательность (анализ) и соединил (синтез).

В этой статье фонематическим восприятием я называю именно слуховое различение фонем, а фонематическим слухом – всю систему фонематических отношений (процессы восприятия, представлений, анализа и синтеза). Это не противоречит определению Л.С. Выготского.

В зависимости от того, какой из фонематических процессов в коррекционном упражнении мы развиваем в большей степени, можно выделить следующие виды работы:

  1. Работа над фонематическим восприятием
  2. Уточнение фонематических представлений
  3. Развитие фонематического анализы и синтеза

«Результатом процесса вычленения фонем оказывается, с одной стороны постепенное формирование устной речи, с другой – накопление фонематических образов, которые и составляют содержание языкового сознания» Р.Е. Левина.

I. Работа над фонематическим восприятием.

Узнать, услышал ли ребенок фонему можно только одним способом: если он подаст сигнал (топнет, хлопнет, поднимет руку или карточку с символом звука)

Начинаем с облегченного варианта: выделение звука в ряду изолированных звуков, слогов, в словах, где нет близких по артикуляционно-акустическим свойствам звуков. Предварительно нужно уточнить артикуляционный уклад звука с опорой на зрительный, тактильный, кинестетический анализаторы. В дальнейшем можно исключить визуальный ряд (с закрытыми глазами поднимать руку на заданный звук). По мере развития фонематического слуха, игровые задания усложняются.

«Чьи ушки лучше слышат?»

Логопед называет слова: бегать, побегать, палка, банка, печка, копать, заботливый, победа (на дифференциацию п-пь, б-бь), а ребенок поднимает нужный сигнал.

-п – синий закрашенный кружок

-б – синий незакрашенный кружок

-пь – зеленый закрашенный кружок

-бь – зеленый незакрашенный кружок

II. Уточнение фонематических представлений.

Здесь всего два вида работы: припомнить слова на заданный звук или отобрать картинки. Только так можно узнать, насколько точны фонематические представления. Это и содержание работы, и ее результат. Конечно, есть разница: вспомнил ли ребенок одно-два слова (отобрал одну-две картинки) или назвал двадцать слов – разных частей речи и рассортировал картинки на два-три-четыре смешиваемых звука (это реально).

Например: ч-ть-ц.

Картинки: чайник, цыпленок, утюг, цветок, мяч, цапля, утенок, картина, удочка, кольцо, котенок. Кто быстрее рассортирует картинки на звуки ц-ч-ть.

Игра «Кто больше вспомнит слов?»

Логопед побуждает детей подбирать слова – разные части речи (с заданным звуком) и дает цветные фишки (красная – существительные (слова-предметы), зеленая – прилагательные (слова-признаки), синяя – глаголы (слова-действия), золотая – остальные части речи). Игру можно провести по командам: девочки вспоминают слова со звуком [р], а мальчики со звуком [рь].

Игра «Не зевай, нужную картинку выбирай».

Картинки разложены в группе, дети выбирают те, в названии которых есть заданный звук (звуки) и по одной относят на свое место. Игра начинается и заканчивается по команде логопеда: раз, два, три, четыре, пять — игру можно начинать (заканчивать). Победитель тот, кто выбрал больше картинок и ни разу не ошибся.

Игра «Молчанка».

Ребенок выбирает картинки на заданный звук или сортирует на два близких. Удобно проводить после игры в лото: — Отдайте мне большие картинки, а маленькие рассортируйте. Со звуком [ш] в названии в одну сторону, а со звуком [ж] в другую. Взаимопроверка.

III. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Синтез в «чистом» виде — «устное чтение».

- Собери слово из звуков.

- Все звуки поссорились, помири их и отгадай, какое слово я задумала:

[у] [м]

[н] [о] [с]

Усложнение: удлинение слова и увеличение интервала между звуками.

Элементарный фонематический анализ:

  • определение наличия или отсутствия звука в слове (к 3-4 годам в норме)
  • определение первого и последнего звука в слове (в норме к 6 годам)

Игра «Домино» — название следующей картинки начинается с последнего звука в названии предыдущей. Можно устно – по типу игры «в города».

К 6 годам ребенок, занимающийся с логопедом с 4-5 лет, уже называет по порядку звуки в коротких словах, следовательно, определение звука в середине слова на этом этапе уже неактуально.

Высшие формы фонематического анализа:

- Определение последовательности, количества и места звуков в слове

Учет поэтапного формирования умственных действий:

  • опора во внешнем плане
  • в речевом плане
  • в умственном плане.

1. Составление схемы слова.

Методику я уже публиковала на этом сайте: вот здесь.

Примерная последовательность типов слов для анализа: ус, да, рот, мама, домик, санки, стол, волк, крыша, капуста, королева.

Можно отдельно выделить методику работы со словами – паронимами (отличающимися одним звуком)

- Как ты думаешь, «бочка» и «почка» одно и то же или разные слова?

- Придумай предложение со словом «бочка».

- Придумай предложение со словом «почка».

Вывод: По смыслу слова разные.

- Давай сравним их по звуковому составу.

Составление схем.

Анализ: В слове «бочка» первый звук [б], а в слове «почка» — [п], все остальные звуки одинаковые. Вывод: Важно слышать и правильно произносить все звуки.

2. Игра «Лото».

1 вариант:

- Что ты будешь делать?

- Я буду определять место звука [с] в слове.

- Чьи «усы»? — Мои «усы». В слове «усы» звук [с] стоит (живет) на втором месте. Я закрываю «усы» «усами» (кладу усы на усы)

2 вариант:

- Что ты будешь делать?

- Я буду определять, какой звук есть в слове [c] или [ш] и на котором по счету месте.

- Чья пушка? Моя пушка. В слове «пушка» я слышу звук [ш], он стоит на третьем месте. Я закрываю пушку пушкой.

- Чья сова? Моя сова. В слове «сова» я слышу звук [с], он стоит на первом месте.

Ведущего (ведущих) можно выбрать из детей.

3. Звуковое и слоговое домино.

Звуковое домино: найти два слова с одинаковым количеством звуков.

-В словах «воробей» и «ромашка» по семь звуков.

-Я кладу воробья к ромашке.

Сначала дети считают количество звуков, загибая пальчики: СГ-2, изолированный звук — 1. Потом в уме.

Слоговое домино:

- В словах «кресло» и «цветок» по два слога (по два гласных звука).

- Я кладу кресло к цветку.

4. Игра «в кубик».

В зависимости от того, сколько точек на грани, задание: вспомни слово, где три звука. Вспомни слово, где два слога. Вспомни пять слов со звуком [ч].

5. Ребусы.

- Выделение первого звука в словах-названиях картинок, затем «отгадывание» слова. Например:

КАРАНДАШ ОБЛАКО ТАНК – КОТ

- то же с цифрами:

УЛИТКА (2) РЕПКА (2) СОВА (1) – ЛЕС

6. Цифровой ряд от 1 до 6 у каждого ребенка.

Нужно определить место заданного звука в словах, называемых логопедом, и выложить символ звука над (под) цифрой.

- Что ты будешь делать? – Определять место звука в слове.

Аналогичное задание на дифференциацию звуков:

Здесь надо определить какой звук есть в слове (из смешиваемых) и на котором по счету месте. В одном слове могут быть 2 смешиваемых звука. Детям, которые первыми справились с заданием – фишки.

7. Игра «Лото».

Логопед: У кого есть слово, где звук [л] на втором месте? На третьем? На пятом?

Дети закрывают картинки фишками. Можно брать большие картинки от любого лото.

8. Преобразование слов.

Заменить один из звуков в слове заданным. Например:

- меняем первый звук на [р]

  • кот – рот
  • сом – ром
  • забота – работа

- меняем третий звук на [ч]

  • ветер – вечер
  • Петька – печка
  • корка – кочка

9. Подбор слов (картинок) к схемам и наоборот.

Соединить картинку с нужной схемой маркером на доске или в индивидуальных тетрадях.

10. Игра с мячом «Назови гласные звуки».

Логопед слово, а ребенок только гласные звуки:

Кастрюля – а у а.

11. Подними столько пальчиков, сколько звуков в слове.

Подними столько пальчиков, на котором по счету месте заданный звук.

Становление фонематической системы заканчиваются во время обучения грамоте. Звукобуквенный анализ и синтез есть закономерное продолжение работы по развитию фонематического слуха.

Важно идти от звука к букве, так как именно такой способ обучения предупреждает нарушения письма и чтения.

Литература:

  1. Алексеева М.М. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников», Москва, «Академия», 1997г
  2. Левина Р.Е. «Недостатки чтения и письма у детей», 1941г
  3. Орфинская В.К. «Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей анартриков и моторных алаликов»
  4. Каше Г.А «Предупреждение нарушений чтений и письма детей с недостатками произношения», 1965г
  5. Трауготт Н.Н. «К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами», 1940г
  6. Волкова Л.С. «Нарушения детской речи и их устранение в учебно-воспитательном процессе», 1969г
  7. «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения», СПб «Детство-Пресс», 2000г

Соболева Н.В.,
учитель-логопед высшей кв. категории

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 4,67 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.