Восстановительное обучение больных с семантической афазией

Занятия логопеда при семантической афазииСемантика – значение, не столько первоначальный смысл отдельного слова, сколько определение многозначности слов и словосочетаний. Одно и то же слово может обозначать множество предметов, например, «нос» — часть лица, часть лодки или судна. Слово «нос» входит в большое число метафор: длинный нос, не суй свой нос, нос не дорос и т.д.

Значение слова может меняться не только в зависимости от контекста, но и в зависимости от интонации, с которой это слово произнесено: ручка-авторучка, ручка ребенка, ручка двери.

Изменяется значение слова и от перестановки взаимосвязанных слов: мамина дочка, дочкина мама; собака хозяина, хозяин собаки и т.п.

Многие слова обладают абстрактностью значения (например, наречия, передающие пространственные или объемные значения: больше, меньше, длиннее, шире, короче чем и проч.), наречия «налево» и «направо», вступая в связь с предлогом «от», образуют сложные предлоги, понимание которых в том или ином контексте временами вызывают трудности и у здоровых людей.

Многие слова имеют синонимы, привносящие незначительное уточнение значения слова, сравните: смелый поступок – героический поступок; умный человек — светлая голова. Последний оборот (светлая голова) является уже синонимом-фразеологизмом.

Хранение в памяти множества сложных языковых оборотов обеспечивается задними отделами теменной доли. При поражении этой речевой зоны больной человек затрудняется в понимании метафор, пословиц, поговорок. Устная речь такого больного бедна, так как он не употребляет в своей речи синонимы, крылатые слова, то есть все богатство родного языка.

Поскольку эта речевая зона хранит в своей памяти пространственные отношения слов, которые передаются в речи не только предлогами, но и окончаниями существительных, прилагательных, причастных и деепричастных оборотов.

Пространственная ориентация при той форме афазии нарушается и при выполнении счетных операций: больной не ориентируется в разрядном составе числа, в одном примере он может часть чисел сложить, а другую часть вычесть.

У больного нарушены и пространственные навыки при сложении орнаментов, нарушена конструктивная деятельность. В письме больных, особенно на ранних этапах болезни может наблюдаться зеркальное написание печатных букв и трудности чтения по пространственному типу.

Больные тяжело переживают выявляющиеся у них нарушения понимания сложных предлогов с наречиями «слева от», «справа от», сочетания предлогов «над» и «под».

Характерные для семантической афазии черты могут нередко отмечаться у учащихся средних классов спецшкол для детей с задержкой речевого развития. Дети с трудом решают арифметические, алгебраические, геометрические задачи, не успевают по физике и географии.

При проведении коррекционной работы с такими детьми особое внимание надо уделять пониманию детьми простых и сложных словосочетаний с предлогами и без предлогов, умению выделять главное или центральное слово в этом словосочетании: определяемое и определяющее (мамина дочка, дочка мамы и т.д.); умению найти центральный «предмет» в сравнительных оборотах «выше-ниже», «дальше-ближе», научить понимать синонимические выражения их нюансовые различия (храбрый, смелый, мужественный, героический и т.п.). Такой же подход должен осуществляться и при восстановительном обучении больных с семантической афазией.

История изучения

Head, впервые описавший семантическую афазию, определял ее следующим образом: «Эти дефекты характеризуются недостатком узнавания полного значения слов и фраз, независимо от их непосредственного словесного значения. Больной не может понять конечную цель или задачу действия, начатого спонтанно или предложенного ему кем-то другим. Он не может точно формулировать как для себя, так и для других общие понятия, о которых он говорит, читает или видит на картине, хотя он может большинство деталей.

Такие больные понимают обращенную речь, могут читать и писать, но результаты имеют тенденцию к неточности и путанице.

Порядковый счет возможен и относительное значение чисел может быть определено, но нарушаются арифметические операции, и больные обычно путаются в действиях с деньгами в обыденной жизни.

Рисование, даже по образцу, нарушено, и в большинстве случаев невозможно конструирование простых пространственных планов.

Больные испытывают трудности при накрывании на стол, составлении из частей некоторых предметов или в планировании действий, которые они хотят осуществить.

Эти расстройства сильно затрудняют деятельность больного в повседневной жизни и делают его непригодным для простейшей работы; при этом память и интеллект могут оставаться на сравнительно высоком общем уровне».

В последующем семантическая афазия была подвергнута детальному изучению и анализу А.Р. Лурия. Он разработал ряд проб, помогающих полнее и четче исследовать сложные речевые операции, нарушения которых выделяются при семантической афазии. А.Р. Лурия отмечает, что в основе семантической афазии «лежат дефекты специальных видов симультанных (пространственных) синтезов, представленных в языке и осуществляемых при ближайшем участии теменно-затылочных систем мозга».

Наличие своеобразной клинической картины афазии, которую можно диагностировать с помощью специальных проб, предложенных Head и А.Р. Лурия, нередко с характерными «теменными» симптомами, — нарушением ориентировки в правом-левом, пальцевой агнозией, конструктивной апраксией, расстройствами письма, чтения, счета, — позволяют выделить семантическую афазию как имеющую самостоятельное значение в плане дифференциальной и топической диагностики.

В.М. Шкловский и Т.Г. Визель разработали специальные (типовые) программы для преодоления речевых расстройств при семантической афазии.

Речевой статус при семантической афазии

Экспрессивная речь.

Экспрессивная речь у больных с данной формой афазии практически не изменена. Можно отметить лишь ограничение числа сложных логико-грамматических оборотов речи, более редкое (в сравнении с нормой), использование пространственных предлогов и слов с пространственным значением.

Понимание речи.

Понимание ситуативной и неситуативной речи доступно в том случае, если в ней отсутствуют сложные логико-грамматические обороты речи. Тексты, содержащие логико-грамматические построения, как правило, понимаются больными с трудом. При этом может иметь место преобладание трудностей понимания сложных конструкций того или иного типа: атрибутивных, возвратных, страдательных, инвертированных, пространственных и так далее. Эти нарушения понимания являются следствием характерного для больных этой группы импрессивного аграмматизма.

Больных затрудняет также понимание значений пространственных предлогов и отдельных морфем, например, приставок со значение удаления, приближения и т.д. Кроме того, больные не в состоянии соотнести значение предлога со схемой, изображающей пространственные взаимоотношения объектов.

У большинства больных с семантической афазией имеют место нарушения симультанного зрительного гнозиса. Отмечаются первичные расстройства функции счета. Страдает, в частности, представление о разрядности числа, больные затрудняются в простых счетных операциях «с переходом через десяток».

Программа восстановительного обучения при семантической афазии

1. Преодоление пространственной апрактоагнозии:

- схематическое изображение пространственных взаимоотношений предметов;

- изображение плана пути, комнаты и т.д.;

- конструирование по образцу, по словесному заданию;

- работа с часами, географической картой.

2. Восстановление способности понимания слов с пространственным значением (предлогов, наречий, глаголов с приставками «движения» и так далее.):

- наглядное изображение простых пространственных ситуаций, обозначаемых предлогами и другими частями речи;

- заполнение пропущенных «пространственных» элементов в слове и фразе;

- составление фраз со словами, имеющими пространственное значение.

3. Конструирование сложноподчиненных предложений:

- уточнение подчинительных союзов;

- заполнение пропущенных главных и придаточных предложений;

- составление предложений с заданными союзами.

4. Восстановление способности понимания логико-грамматических ситуаций:

- картинное изображение сюжета конструкции;

- введение дополнительных слов, обеспечивающих смысловую избыточность;

- введение логико-грамматических конструкций в развернутый смысловой контекст;

- предъявление конструкций письменно, а затем устно;

- решение арифметических задач.

5. Работа над развернутым высказыванием:

- изложения, сочинения (с опорой на картинный материал)

- импровизация на заданную тему;

- толкование сложных по смысловой структуре слов.

Захарова Людмила Николаевна,
логопед ГБУЗ «Городская поликлиника № 180
Департамента здравоохранения города Москвы» (СЗАО)

Список литературы:

Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.2000
Тонконогий И.М. Введение в клиническую нейропсихологию. Л.1973
Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М.2000
Шохор-Троцкая М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. М.2001

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (6 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.